Деловая игра для педагогов ДОУ Тема Игра – форма развития коммуникации, социализации и познания дошкольников.
Аннотация: В данном материале разработана деловая игра для педагогов в ДОУ. Материал будет полезен воспитателям, методистам и специалистам дошкольных образовательных учреждений. Задания разработаны с целью того, чтобы педагоги обменивались друг с другом педагогическим опытом, развивали творческие способности в условиях ФГОС.
Подготовила: Воспитатель первой категории (стаж работы 14 лет), МДОБУ ЦРР – д/с №4 «Лесовичок» п. Талакан Бурейского района Амурской области. Скиданова Ирина Петровна руководитель РМО Бурейского района для воспитателей работающих на старших группах ДОУ.
Список использованной литературы:
- Как играть с ребенком/Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 3-е изд., дораб. – М.: Обруч, 2012. – 176 с.
- http://festival.1september.ru/articles/537469/
- http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/viktorina-po-russkim-narodnym-skazkam
Деловая игра для педагогов ДОУ
Тема Игра – форма развития коммуникации, социализации и познания дошкольников.
Цель:
Транслировать опыт воспитателей старших групп на РМО, используя активные методы работы с педагогами.
Участники игры: воспитатели.
Жеребьёвка:
Участники игры вытягивают жетоны голубого и зеленого цвета (2 команды)
Жюри:2 человека
Ход игры:
Уважаемые коллеги, мы рады видеть вас на деловой игре.
«Давай поиграем!» - как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву или просьбе, которые звучат сегодня из уст каждого ребёнка.
«Давай поиграем, ну давай!». Обращаются дети к своим родителям. И что же он слышит в ответ? – ваше мнение.
(Ответы участников деловой игры)
«Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…» - говорим мы часто своему ребёнку.
«Идите, играйте» - такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей. Вы готовы со мной согласиться? И дети идут и играют: одни играют в «Дочки-матери», отражая отношения мамы к дочери, другие играют в «Празднование», сопровождая игру звоном бокалов, мальчишки играют в «Строителей», «Водителей» и в другие игры, где так или иначе отражают социальный мир, который их окружает, исполняют те социальные роли, которые встречали в своём жизненном опыте.
Игра — первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, развивает, воспитывает, выступает надежным средством социализации и саморазвития личности — именно поэтому она так важна для ребенка.
«Игра – форма развития коммуникации, социализации и познания дошкольников» - тема нашей встречи.
Уважаемые участники представляем вам наше добросовестное и компетентное жюри
Уважаемые жюри, послушайте, пожалуйста, критерии оценивания участников:
0 баллов – участники не справились с заданием
1 балл – участники дали не полный ответ
2 балла – можно дополнить ответ
3 балла – полный ответ
1 этап: Название команды, девиз, лозунг, выбор командиров (ЛИСТЫ, РУЧКИ, КАРАНДАШИ) время 5 минут
2 этап: работа в группах (ВАТМАНЫ) Презентация на темы
«Продумать сюжет и развитие игры «Спасатели»
«Продумать сюжет и развитие игры «Путешественники»
Принципы формирования сюжетной игры (должны быть отображены в презентации)
1. На начальном этапе совместно с детьми играет воспитатель.
2. На каждом этапе «открывать» и усваивать новый способ ее построения.
3. Ориентироваться на осуществление игрового действия и пояснение смысла действия партнером по играм.
4. Воспитатель формирует игровое умение, дети – разворачивают игру.
Работа 10 минут
Игра детей 5-6 лет часто представляет собой трафаретное повторение одних и тех же двух-трех последовательно разворачивающихся событий. Вроде бы ребенок перешел от ассоциативных сюжетов (с различными, но достаточно случайно связанными событиями) к сюжетам с логично связанными событиями, но они бедны и однообразны. Здесь необходима помощь взрослого. Чаще всего, взрослый становится как бы поставщиком интересных сюжетов, а ребенок скорее их потребителем, нежели создателем, но все же лучше, если ребенок сам научится строить интересные и разнообразные сюжеты игры. Для этого надо выделить для ребенка сам сюжет как последовательность событий, попробовать поставить его в такие ситуации, где он сознательно оперировал бы событиями и их последовательностями как самостоятельным материалом. В этом взрослому поможет игра в «придумку». После пяти лет появляется игра-фантазирование. Но не стоит забывать, что просто придумывание превращается в малосодержательное повествование, если нет опор, направляющих и структурирующих ее. Сюжетные картинки опорой быть не могут. А вот сказка может быть опорой для игры фантазирования, т.к. схема сказки задает последовательность из шести-семи блоков, а больше ребенку и не нужно.
Памятка для взрослого
Последовательность смысловых блоков сказки
- Фиксация первоначальной недостачи, неосуществленного желания (нехватка какого-то предмета; нарушение запрета, в результате которого с персонажем что-то случилось); отсылка или самостоятельный уход героя за недостающим объектом.
- Встреча героя с дарителем волшебного средства; предварительное испытание героя (на силу, ловкость, доброту, смекалку и т.п.).
- Получение героем волшебного средства от дарителя; преодоление с помощью него препятствий на пути к недостающему объекту.
- Встреча героя с противником - антогонистом (обладателем недостающего объекта); основное испытание героя (борьба с противником - антогонистом).
- Победа героя и получение им искомого объекта.
- Возвращение героя и получение им награды.
При этом важно отметить:
- Нельзя заранее объяснять эту схему ребенку и требовать от него придумывания по схеме. В таком случае игра превратится в учебную задачу, потеряет характер свободной и не обязательной деятельности.
- Даже если взрослый заготовит заранее конкретный вариант трансформации какой-либо сказки, он не может и не должен быть реализован в совместной деятельности, так как в ходе придумывания ребенок будет вносить свои предложения, разворачивать сюжет по-своему. Придуманная вдвоем сказка отличается от замыслов каждого из партнеров. В придумки можно играть не больше четырех партнеров.
Схематический пример существующей сказки и возможного варианта ее трансформации
Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» | Возможный вариант трансформации |
Царь хочет получить жар-птицу и отправляет Ивана Царевича за ней | Царь живет в жаркой стране, и никогда не видел новогодней елки (подойдет другая труднодостижимая диковина). Он отправляет за ней царевича (слугу Емелю, любого другого персонажа в восприятии ребенка положительно окрашенного) |
Иван-царевич встречает Серого Волка, который оказывается волшебным помощником. | Царевич отправляется в дорогу, но не знает, где найти елку. Он встречает старичка-лесовичка (Бабу-ягу, фею, любого оказавшегося в беде зверька), помогает ему и получает волшебное средство (клубочек), ковер самолет, сапоги скороходы, годится и компас, если ребенок знает, что это такое). |
Иван-царевич с помощью Серого Волка отыскивает жар – птицу. | Царевич с помощью волшебного средства попадает в страну, где растут елки. |
Иван-царевич вступает в борьбу с врагами-антогонистами, для того чтобы забрать перо жар-птицы. | Царевич вступает в противоборство со злым волшебником, охраняющим самую красивую елку в лесу (не исключается, что желанный объект можно добыть только в несколько этапов, как и в сказке о Сером Волке). |
Иван-царевич побеждает царей антогонистов и становится обладателем жар-птицы | Царевич одерживает победу над злым волшебником и забирает елку (а заодно и припасенные противником елочные украшения). |
Иван – царевич возвращается домой с жар-птицей, преодолевая сопротивление злых братьев. Наградой ему служит попутно добытая невеста. | Царевич возвращается домой с елкой, успевая как раз к Новому году, и получает обещанную награду (все, что может привлечь ребенка,- сто пудов мороженного, ранец к школе, настоящий автомобиль и пр.). Не исключено, что царевич получит новую задачу (а сказка - продолжение). |
Возникнет вопрос- вы просто научили ребенка рассказывать сказки, а где же игра? Конечно не стоит обольщаться, в обычных условиях дошкольники не будут без взрослого играть в придумки. Но опыт, который дети приобрели в такой игре со взрослым, окажет существенное влияние на их индивидуальные самостоятельные занятия, на совместную игру со сверстниками.
3 этап:
Играя сами, мы немного погружаемся в детство. По результатам интервьюирования родителей, их дети чаще всего дома играют сидя за компьютером, в куклы, машинки, кубики. Какие игры были любимые у вас, когда вы были маленькие? (ответы воспитателей).
Но почему-то сейчас забываются так любимые нами в детстве народные игры. А мы все в детстве в них только и играли. Давайте проведём блиц-опрос по теме «Русские народные игры» и «Русские народные сказки».
Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди.
Викторина:
- Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)
- Главная роль в народной игре? (водящий)
- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
- Где используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
- Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
- Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
- Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)
Ну конечно вспомним русские народные сказки
- Именем какой рыбы можно творить заклинания? (Щуки.)
- Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку.)
- Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.)
- Что разбудило Финиста — Ясного сокола от сна колдовского? (Гребень, вынутое из волос перо, горючая слеза.)
- Кто сломал теремок? (Медведь.)
- Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.)
- Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Ба6ЫI-Яги? ( «Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».)
- На чем летает Баба-Яга? (В ступе и на метле.)
- Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди.)
- Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? («Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как
лист перед травой».) - Какие реки в сказках текут? (Молочные.)
- Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост.)
- Без кого репку бы не вытянули? (Без мышки.)
- Что может случиться, если на прогулке сестрицу не послушать?(Можно стать козленочком.)
Время (7 минут)
4 этап: Проиграть ситуацию и найти пути решения проблемы (2 ситуации, вытягивают капитаны команд) Жюри оценивает точность, правильность и методическую грамотность.
1 ситуация: Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?
2 ситуация: Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа? Действия воспитателя.
Время 5-7минут
5 этап: упражнение «Продолжи предложение»
Воспитателям по очереди предлагается продолжить свой вариант фраз:
«Мне не нравятся дидактические игры, потому что ….»
«Мне нравятся сюжетно-ролевые игры, так как я….»
«Больше всего мне нравятся …. Игры, потому что….»
«Я думаю, что игра полезна тем, что…»
« Моя самая любимая игра…., потому что…»
«Я считаю, что в игре дети учатся…»
«Мне не нравятся интеллектуальные игры тем, что…»
«На мой взгляд, самые полезные игры для детей это….потому что…»
«Я думаю, что в игре каждый ребёнок….»
Уважаемые жюри, предлагаем вам подвести итоги. Награждение
После оглашения результатов:
Ведущий (заключительные слова):
Уважаемые коллеги, нам необходимо убедиться самим и убедить родителей в том, что игра необходима ребенку, и показать, как можно помочь детям овладеть сложными формами игры, способствующими развитию. Игровые умения у детей формируются достаточно быстро. Для совместной игры с ребенком даже не нужно отрываться от домашних дел. Затрачивая не так уж много времени на формирование игры у ребенка, мы обеспечиваем его содержательную самостоятельную деятельность, продвижение в развитии и счастливое детство. Так что потраченные силы и время взрослых окупятся сторицей. В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе.
По окончанию игры воспитателям вручают памятки
Памятка для взрослых.
Принципы формирования сюжетной игры:
- Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не учителя.
- Не забывайте о своевременном оснащении ребенка более сложными способами игры, используя для этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом ее сюжет.
- Не упускайте из виду, что ребенок должен научиться согласовывать игровые действия с партнерами-сверстниками. Поэтому не стремитесь все время «угадывать» направление его мысли. Партнеры по игре должны пояснять смысл игровых действий друг другу. Делайте это сами и стимулируйте к этому ребенка.
Приложение Памятка для взрослого
Последовательность смысловых блоков сказки
- Фиксация первоначальной недостачи, неосуществленного желания (нехватка какого-то предмета; нарушение запрета, в результате которого с персонажем что-то случилось); отсылка или самостоятельный уход героя за недостающим объектом.
- Встреча героя с дарителем волшебного средства; предварительное испытание героя (на силу, ловкость, доброту, смекалку и т.п.).
- Получение героем волшебного средства от дарителя; преодоление с помощью него препятствий на пути к недостающему объекту.
- Встреча героя с противником - антогонистом (обладателем недостающего объекта); основное испытание героя (борьба с противником - антогонистом).
- Победа героя и получение им искомого объекта.
- Возвращение героя и получение им награды.
При этом важно отметить:
- Нельзя заранее объяснять эту схему ребенку и требовать от него придумывания по схеме. В таком случае игра превратится в учебную задачу, потеряет характер свободной и не обязательной деятельности.
- Даже если взрослый заготовит заранее конкретный вариант трансформации какой-либо сказки, он не может и не должен быть реализован в совместной деятельности, так как в ходе придумывания ребенок будет вносить свои предложения, разворачивать сюжет по-своему. Придуманная вдвоем сказка отличается от замыслов каждого из партнеров. В придумки можно играть не больше четырех партнеров.