Презентация. "Звуки музыки - П. И. Чайковский" интегрированное занятие в подготовительной группе.

Зайцева Галина Геннадьевна

Приобщение детей к музыкальному искусству посредством использования классической музыки.

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 1386

Северного окружного управления образования города Москвы



«Звуки музыки – П.И. Чайковский»

Открытое интегрированное занятие

в подготовительной группе (ОНР) для педагогов детского сада

 

Музыкальный руководитель Зайцева Г.Г.

2014 г.

 

«Звуки музыки – П.И. Чайковский»

Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе (ОНР) для педагогов детского сада.

Цель: приобщать детей к музыкальному искусству посредством использования классической музыки. Познакомить с творчеством П.И. Чайковского.

Задачи:

- развивать у детей музыкальность, способность эмоционально воспринимать классическую музыку, чувство сопереживания в процессе слушания;

- развивать воображение детей средствами музыки и изобразительного искусства;

- развивать творческое воображение и слуховую фантазию;

- познакомить детей с отрывками произведений из балета «Лебединое озеро», «Спящая красавица»;

- увлечь, воодушевить детей музыкальными инструментами;

- учить воспринимать в единстве музыкальные и зрительно-цветовые образы;

-развивать фантазию и самостоятельность в выборе техники рисунка;

- закреплять навыки работы с гуашью, пастелью, другими изобразительными материалами;

- воспитывать художественно-эстетический вкус;

- воспитывать целостную, гармоничную личность с высоким духовным потенциалом.

Предварительная работа:

Знакомство с произведениями П.И. Чайковского из «Детского альбома».

Разучивание песни «Не расставайтесь со сказкой» слова и музыка Т.З. Прописновой.

Разучивание стихов.

Работа с детскими музыкальными инструментами.

Разучивание «Неаполитанской песенки».

Знакомство с балетом «Щелкунчик».

Подбирается музыкальный и изобразительный материал.

Оборудование:

- экран для просмотра слайдов;

- мультимедийная установка;

- музыкальные инструменты (ксилафон, маракасы, погремушки, бубенцы, шейкеры);

- деревянные ложки, снежки;

- «Детский альбом» П.И. Чайковского;

- игрушки («Щелкунчик», «Мышиный король», «Мышата», карнавальные маски);

- портрет композитора, книга «П.И. Чайковский»;

- билеты в Большой театр на балет «Щелкунчик», разные другие билеты на постановки;

- столы для рисования, краски, фломастеры, пастель и другие изобразительные средства, бумага для рисования.

 

 

Ход занятия:

На экране показан слайд (портрет П.И. Чайковского).

Дети под «Вальс» Чайковского входят в зал, садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель: «Дети, посмотрите, чей это портрет? Вы узнали композитора? Композитор П.И. Чайковский – великий русский композитор, дирижёр, педагог. Сегодня мы будем слушать его произведения и смотреть волшебную сказку «Щелкунчик». Петр Ильич жил более ста лет назад. Отец великого композитора был инженером (на экране слайд «Семья»). Родители П.И. Чайковского очень любили музыку, мама играла на фортепьяно и прекрасно пела, дома по вечерам все пели народные песни, играли на музыкальных инструментах. Семья была очень важна для композитора.

Родился Чайковский в г. Воткинске (на экране слайд города). В доме, где родился композитор, сохранился рояль, на котором играла его мама (слайд).

В г. Воткинске есть музей и памятник П.И. Чайковскому (слайд).

При жизни Чайковский любил путешествовать. Ему удалость побывать в Европе и Америке. Всё, о чём он узнавал в дальних странах, композитор передавал в музыке.»

«Пётр Ильич был и во Франции, в Париже. В свободное время Чайковский гулял по улицам Парижа, любовался городом (слайды «П.И. Чайковский в Париже»). Так появилась «Старинная французская песенка». (Звучит «Старинная француская песенка»). Пётр Ильич путешествовал по Германии. (Слайды городов Германии). В одной немецкой деревне он увидел, как танцуют люди в парах, под звуки скрипки они кружились, постукивая деревянными башмачками в такт музыки. Так появилась «Немецкая песенка».

Дети слушают отрывок из «Немецкой песенки».

«Чайковский очень любил Италию. Путешествую по Италии, он посетил красивый город Неаполь (слайды г. Неаполя). В городе с утра до ночи звучала музыка. Жители города с удовольствием слушали песни, исполнявшиеся под гитару. Одну из них Чайковский назвал «Неаполитанская песенка».

1

Дети на разных музыкальных инструментах исполняют «Неаполитанскую песенку».

Музыкальный руководитель:

«Чайковский очень любил детей, часто затевал с ними весёлые игры, особенно ему нравились зимние игры и забавы. В одну из таких игр мы сейчас и поиграем. Игра – соревнование «Кто кого перетанцует со снежком в деревянной ложке». (Звучит любая весёлая музыка).

Музыкальный руководитель:

«Пётр Ильич писал разную музыку, например оперы, симфонии. А есть у него такие произведения, которые любят все – и взрослые, и дети. К таким произведениям относятся балеты, созданные на сюжеты волшебных сказок.

Балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» постоянно идут на сценах самых известных театров. Ребята, посмотрите на экран. Вы видите здание Большого театра в Москве. На сцене этого театра можно увидеть постановку этих балетов.»

На экране показаны слайды балета «Лебединое озеро».

«Чайковский написал музыку балету для детей своей сестры Александры. Дети послушайте «Вальс» из балета.»

На экране показаны слайды балета «Спящая красавица».

«Композитор П.И. Чайковский написал много прекрасной музыки, но вот его музыка к балету «Спящая красавица» просто гениальна. Послушайте «Вальс цветов».

Дети слушают это произведение.

Музыкальный руководитель:

«Ночь волшебства добрых сказок полна,

А сказка и детям, и взрослым нужна!»

Выходят дети в карнавальных масках:

1.​ «Чудесных превращений

Сегодня нам не счесть!

Для всех, кто любит чудо,

Найдётся место здесь!»

2.​ «Серебряные льдинки

Тихонечко звенят,

На сказочку волшебную

Попасть они хотят!»

3.​ «В эту сказочную ночь

Небывалой красы

Ты почувствуй себя

Снова маленьким

И поверь в исполненье

Заветной мечты,

И поверь в исполненье желания!»

Дети исполняют песню «Не расставайтесь со сказкой» слова и музыка Т.З. Прописновой.

Музыкальный руководитель:

«Все мы любим сказки, особенно, если события происходят в новогоднюю ночь. Одну из таких новогодних сказок сочинил немецкий писатель Гофман. Она называется «Щелкунчик». По сюжету этой сказки русский композитор П.И. Чайковский написал прекрасный балет. Вы увидите в этом балете – новогодний праздник, сражение, встречу с прекрасным принцем, а затем – посещение сказочного города Конфетенбург.»

«Итак, давайте смотреть балет «Щелкунчик».

После просмотра балета музыкальный руководитель говорит о том, что удивительная музыка композитора П.И. Чайковского к балету «Щелкунчик» помогла нам сегодня побывать в сказке, которая произошла в новогоднюю ночь.

Воспитатель:

«А сейчас ребята мы с вами будет художниками и нарисуем героев из балета «Щелкунчик».

Звучит «Вальс цветов». Дети рисуют под музыку. В конце занятия все рисунки рассматриваются. Воспитатель оценивает работы детей.

Музыкальный руководитель:

«Занятие наше подошло к концу. Сегодня мы познакомились с известными произведениями П.И. Чайковского. Чайковский написал очень красивую музыку, я надеюсь, что вам она тоже понравилась.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4