Воспитатель сам должен быть воспитан
Известное изречение К. Маркса: "Воспитатель сам должен быть воспитан" - подчеркивает огромную ответственность перед самим собой. Он всегда эталон для детей, всегда образец для подражания. Ребенок постигает не только то, чему его учат. На него оказывает личность педагога, его стиль работы, манера себя держать, способы обращения с детьми, родителями, окружающими людьми. К нему, как ни к кому другому, имеет отношение высказывание А. П. ЧЧехова: "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли".
Культура воспитателя прежде всего в культуре его деятельности - педагогической эрудиции, такте, умении понимать детей, строить с ними отношения.
Детям нужен воспитатель, который "все знает", "все умеет", все объяснит и покажет, играет с ними "взаправду, а не понарошку". В такого воспитателя дети верят, любят его.
Дети - наше эхо. С поразительной точность они отражают и образ наших суждений, и интонаций, и отдельные характерные для нас обороты речи. Дети - наше зеркало: в них мы видим себя - свои привычки, способы поведения, отношения к людям, к окружающему миру.
Все это заставляет педагога постоянно помнить, что от него самого, его профессиональной культуры зависит, будет ли пребывание ребенка в детском саду воспитывающим.
Воспитывать собственной воспитанностью! Вот девиз требовательного к себе педагога.