НОД по чтению художественной литературы в средней группе. Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»

Тумайкина Валентина Николаевна

Программное содержание.

Воспитать эмоционально-образное восприятие сказки.

Учить понимать и оценивать характер и поступки героев.

Подвести к пониманию жанровых особенностей сказки.

Побуждать детей участвовать в инсценировках.

Материал:

Книга со сказкой «Лисичка со скалочкой», иллюстрации к сказке; ширма для показа кукольного театра, куклы по русской народной сказке»Лисичка со скалочкой», рисунки, поделки детей на тему русских народных сказок.

Ход занятия

На стенде – детские рисунки и поделки на тему русских народных сказок.

В. Ребята я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай сказку»

1. Маша в коробе сидит,

Далеко она … (глядит)

Кто несет ее, ответь,

Быстрыми шагами?

А несет ее … (медведь)

Вместе с пирожками

Путь не близкий

Дальний путь.

Хочет Маша … (отдохнуть)

Провела его малышка,

Будет он умнее впредь.

Вот у нас какая книжка

Это - … («Маша и медведь»)

2. Чашки три, и три постели

Стульев тоже три. Смотри

И жильцов здесь в самом деле

Проживают ровно … (три)

Как увидишь - сразу ясно:

В гости к ним ходить (опасно)

Убегай скорей, сестричка,

Из окна лети, как… (птичка)

Убежала! Молодец!

Значит, сказке всей … (конец)

По слогам читает Федя

Это сказка … («Три медведя»)

В. Давайте вспомним, чем отличается сказка других литературных произведений.

(Ответы детей)

В. Верно, в сказках и волшебство есть, чудеса разные, и животные разговаривают человеческим голосом. А еще в сказках встречаются особенные, «сказочные слова», по которым мы сразу узнаем, что это сказка. По каким?

Д. Жили-были; в тридевятом царстве; в некотором царстве, некотором государстве; стали жить поживать и добра наживать…

В. Мы знаем с вами, что есть сказки о животных, где главные герои – разные звери. Какие сказки вы можете вспомнить?

(ответы детей)

В. Кто из лесных животных самый страшный? (волк)

Кто самый слабый и трусливый (зайчик)

Кто в лесу самый красивый (лисичка)

Вспомните, какие прозвища у этих животных в сказках

Д. Волчик – братик, волчок – серый бочок, зайчик – побегайчик, лисичка – сестричка.

В. Лиса в сказках не только красивая, но еще и хитрая, старается всех обмануть.

Послушайте внимательно историю о лисичке, а потом расскажите какая она.

(После рассказывания сказки проводится беседа с использованием иллюстраций)

История о лисичке могла быть на самом деле или это выдумка?

Какая лисичка в сказке? Как ее можно назвать?

Что значит слово «плутовка»? Как вы его понимаете?

Расскажите, с чего все начиналось?

Как каждый раз лисичка обманывала хозяев?

Попробуйте сказать так, как лиса просилась переночевать. Что лиса говорила? Каким голосом?

(ответы детей)

В. А каким голосом требовала утром пропажу? Скажите так, как она говорила.

(Ответы детей)

Воспитатель предлагает детям проговорить диалоги лисы и хозяев.

В. Расскажите, как была наказана лиса за свой обман

(Ответы детей)

В. А сейчас давайте покажем кукольный театр по сказке «Лисичка со скалочкой»

В. Чему учит, ребята, эта сказка?

(Ответы детей)

Воспитатель желает детям быть честными, правдивыми, добрыми, вежливыми.