НОД по чтению художественной литературы в средней группе. Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»
Программное содержание.
Воспитать эмоционально-образное восприятие сказки.
Учить понимать и оценивать характер и поступки героев.
Подвести к пониманию жанровых особенностей сказки.
Побуждать детей участвовать в инсценировках.
Материал:
Книга со сказкой «Лисичка со скалочкой», иллюстрации к сказке; ширма для показа кукольного театра, куклы по русской народной сказке»Лисичка со скалочкой», рисунки, поделки детей на тему русских народных сказок.
Ход занятия
На стенде – детские рисунки и поделки на тему русских народных сказок.
В. Ребята я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай сказку»
1. Маша в коробе сидит,
Далеко она … (глядит)
Кто несет ее, ответь,
Быстрыми шагами?
А несет ее … (медведь)
Вместе с пирожками
Путь не близкий
Дальний путь.
Хочет Маша … (отдохнуть)
Провела его малышка,
Будет он умнее впредь.
Вот у нас какая книжка
Это - … («Маша и медведь»)
2. Чашки три, и три постели
Стульев тоже три. Смотри
И жильцов здесь в самом деле
Проживают ровно … (три)
Как увидишь - сразу ясно:
В гости к ним ходить (опасно)
Убегай скорей, сестричка,
Из окна лети, как… (птичка)
Убежала! Молодец!
Значит, сказке всей … (конец)
По слогам читает Федя
Это сказка … («Три медведя»)
В. Давайте вспомним, чем отличается сказка других литературных произведений.
(Ответы детей)
В. Верно, в сказках и волшебство есть, чудеса разные, и животные разговаривают человеческим голосом. А еще в сказках встречаются особенные, «сказочные слова», по которым мы сразу узнаем, что это сказка. По каким?
Д. Жили-были; в тридевятом царстве; в некотором царстве, некотором государстве; стали жить поживать и добра наживать…
В. Мы знаем с вами, что есть сказки о животных, где главные герои – разные звери. Какие сказки вы можете вспомнить?
(ответы детей)
В. Кто из лесных животных самый страшный? (волк)
Кто самый слабый и трусливый (зайчик)
Кто в лесу самый красивый (лисичка)
Вспомните, какие прозвища у этих животных в сказках
Д. Волчик – братик, волчок – серый бочок, зайчик – побегайчик, лисичка – сестричка.
В. Лиса в сказках не только красивая, но еще и хитрая, старается всех обмануть.
Послушайте внимательно историю о лисичке, а потом расскажите какая она.
(После рассказывания сказки проводится беседа с использованием иллюстраций)
История о лисичке могла быть на самом деле или это выдумка?
Какая лисичка в сказке? Как ее можно назвать?
Что значит слово «плутовка»? Как вы его понимаете?
Расскажите, с чего все начиналось?
Как каждый раз лисичка обманывала хозяев?
Попробуйте сказать так, как лиса просилась переночевать. Что лиса говорила? Каким голосом?
(ответы детей)
В. А каким голосом требовала утром пропажу? Скажите так, как она говорила.
(Ответы детей)
Воспитатель предлагает детям проговорить диалоги лисы и хозяев.
В. Расскажите, как была наказана лиса за свой обман
(Ответы детей)
В. А сейчас давайте покажем кукольный театр по сказке «Лисичка со скалочкой»
В. Чему учит, ребята, эта сказка?
(Ответы детей)
Воспитатель желает детям быть честными, правдивыми, добрыми, вежливыми.