Нужно ли учить дошкольника читать?

Уметь читать до школы, учить ребенка чтению в дошкольном  детстве – хорошо это или плохо? Умение читать для первоклассников – это «плюс» или «минус» для успешности его обучения? В обществе бытует достаточно распространенное мнение, о том, что ребенок должен пойти в школу уже читающим. Родители зачастую гордятся рано начавшим читать ребенком. С каждым годом количество «читающих» детей в первых классах увеличивается. Как умение или неумение читать при поступлении в первый класс отражается на его эмоциональном благополучии, на  эффективности обучения? Считать ли ребенка умеющего читать безусловно готовым к обучению? 

 

Комментарии

26.12.2013 Шайхинурова Ирина Андреевна. Вести из Гостевой.
На ваш вопрос, заданный в блоге однозначно ответить нельзя. Этот вопрос дискуссионный, часто обсуждаемый в обществе в последнее время. Все зависит от готовности ребенка к обучению. Умение читать, считать и писать не является основными критериями. Я думаю гораздо важнее - психологическая готовность к школе.

Хайдарова Светлана Михайловна.
На этот счёт очень много мнений и, подчас, самых противоречивых. Пожалуй, самым важным аргументом в пользу обучения чтению является проявление интереса к чтению у самого дошкольника. У всех это происходит по-разному и, конечно, в разное время. Кто-то очень рано начинает спрашивать: « А какая это буква?», « А что здесь написано?». А у кого-то полностью отсутствует интерес к чтению, вплоть до момента поступления в школу. Причины могут быть разные, в том числе и созревание мозга и его структур. Чтение представляет собой сложную деятельность, для осуществления которой необходимо взаимодействие разных функций головного мозга с другими органами организма. Часто ребёнку, не желающему учиться читать, надо дать время для того, чтобы произошло созревание мозговых структур и он будет готов к процессу обучения чтению.

09.01.2014 Худякова Ольга Николаевна. Вести из Гостевой.
На Ваш вопрос в блоге, как мама второклассника, могу ответить однозначно. Учить ребёнка читать до школы нужно. Так как в современных образовательных программах для первоклассников отсутствует пропедевтический период, то с первых дней обучения в школе детям необходимо самостоятельно читать задачи, задания к упражнениям и т.д.

Хотелось бы предупредить родителей об опасности чрезмерно раннего (до пяти с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. Может произойти ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому — образному, творческому. В возрасте до шести лет должно доминировать именно образное мышление. Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление. Кроме того что детская непосредственность подменяется абстрактным мышлением, раннее обучение может спровоцировать невроз.
Сиротюк Алла Леонидовна,доктор психологических наук, профессор из книги "Обучение детей с учетом психофизиологии"

Хайдарова Светлана Михайловна.
По наблюдениям специалистов для каждого десятого ребёнка научиться читать, а впоследствии и писать – действительно проблема. Необходимо понимать, что обучение ребёнка чтению начинается не с букв. Даже если он будет знать все буквы алфавита, это не приведёт его к чтению. Звучащее слово, умение слышать и выделять звуки в словах, вот важнейший этап на пути ребёнка к чтению.

Анфиса Аскадовна. Вести из Гостевой.
Что касается вопроса по обучению чтения дошкольников, то я считаю - всё индивидуально. Если ребёнок развивается в норме, у него все звуки посталенны, нет искажений, то его можно обучать чтению. Но если ребенок имеет фонетическое и\или фонематическое расстройство, тяжелое или общее нарушение речи, то обучение будет не в пользу, что в последующем у ребёнка будет дислексия и дисграфия (на перио школьного обучения).

Мавлянова Алёна Игоревна. Вести из гостевой. 31.01.2014 - 17:19
Вообще - то этому должны учить в школе - для этого мы туда и отдаём детей.Подумайте, хотите ли Вы, чтобы Ваш ребёнок чувствовал себя не комфортно среди более развитых сверстников? А главное, заинтересовать ребёнка, не испугать его, а ещё - пусть растёт здоровеньким!!! Удачи Вам !!!!

САМЫЕ ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ БУКВАМ.
Называем только звук: говорим «М» , а не « ЭМ»; «С» , а не « ЭС». Если вы купили говорящую азбуку, то обращайте внимание, как произносится буква там. Часто детей, которых учили по электронной азбуке, приходится переучивать.
o Сначала учим гласные звуки.
o Буквы учим не по алфавиту, а вразброс. Сначала те, которые легко произносятся: М, П, Н, Б, В И др.
o Не торопитесь заучить все буквы. Выучили все гласные, затем несколько согласных и сразу учите читать с ними слоги.
o Если ребёнку тяжело запомнить образ буквы и её название, то придумайте ей « помогалочку». Например: « На что похожа буква К?» . На клюв. Вот вам и образ буквы и как она произносится. Такие помогалочки можно придумать ко всем «трудным» для вашего ребёнка буквам.
Помните, что у дошкольника на первом месте стоит игра. Обучайте, но играя, чтобы не отбить у ребёнка желание учиться!

Попова Галина Алексеевна Вести из гостевой 06.02.2014 - 15:19
На Ваш вопрос по обучению чтению считаю, что надо,но только ненавязчиво, и чтобы ему самому было интересно!

Валеева Светлана Ильясовна Вести из гостевой 08.02.2014 - 15:45
Нужно учить читать хотя бы потому, чтобы в школе было легче учиться. А главное - не расстраиваться, если что-то вначале не будет получаться: ребенок еще маленький - все успеет освоить.

Сметанина Евгения Эдуардовна Вести из гостевой. 09.02.2014 - 10:00
Читать учить однозначно надо! Но ненавязчиво, в форме игры. Ребенку легче учиться будет не только потому, что будет уметь читать, у него уже более развита будет память и внимание.

Довбенко Евгения Михайловна

Я считаю, когда вы начинаете чему-либо учить своего малыша в первую очередь задайте себе вопрос: Зачем? Если ребенок в 3,4,5 лет должен играть, то вопрос отпадает сам собой. Да и не все дети могут безболезненно для себя и нервов родителей освоить раннее чтение. А вот в 6 лет учить читать нужно, и не только читать, но и считать, писать, слушать внимательно и выполнять задания взрослого. Т.к. на школу теперь надежды мало. Но, уважаемые родители, доверьте этот процесс специалистам. Очень осторожно рекомендую отнестись к кубикам Зайцева, т.к. если у ребенка есть проблемы с развитием фонематического слуха (умением различать звуки на слух) и звукопроизношением, то эта методика вам не подходит и может обернуться проблемами в освоении письма - дисграфией. Воспользуйтесь классическими методиками обучения чтению.