Реабилитация детей с кохлеарными имплантами
Кохлеарная имплантация (КИ) является наиболее перспективным направлением реабилитации глухих детей, позволяя полноценно интегрировать глухого ребенка в среду слышащих детей.
Послеоперационная слухоречевая реабилитация – самый длительный и трудоемкий этап кохлеарной имплантации, для которой важно наличие речевой среды. Без слухоречевой реабилитации ребенок не способен овладеть речью, несмотря на то, что с помощью КИ он будет слышать даже шепотную речь.
Положительные моменты:
1. Реабилитация детей с КИ идет быстрее и эффективнее, чем у детей с ИСА. Для детей с КИ, потерявших слух до овладения речью, слухоречевая реабилитация занимает от 3-х до 5-ти лет.
2. При систематической работе педагога и родителей слуховые возможности у детей с КИ развиваются намного быстрее, чем у детей со слуховыми аппаратами.
3. Эти дети слышат шепотную речь, воспринимают наиболее тихие речевые сигналы – окончания, предлоги, приставки, которые определяют синтаксическую структуру высказывания.
4. Очень быстро у детей с КИ развивается просодическая часть речи (темп, ритм, интонация).
5. У них быстро формируется хорошее качество голоса, естественная речь.
6. Лучшие результаты у детей, которые имели опыт использования ИСА до имплантации.
7. Имплантация в возрасте до 3-х лет дает намного качественные результаты при правильно организованной реабилитации, чем более поздняя имплантация.
8. И, конечно чем раньше начинается реабилитация после имплантации, тем она эффективнее.
9. Возможность интегрированного обучения и воспитания приносит большую пользу не только детям с нарушенным слухом, которые самостоятельно обогащают свой словарь в общении со слышащими детьми, но и здоровым детям, которые становятся только добрее и отзывчивее.
Процесс обучения слушанию после имплантации.
Неправильно предполагать, что глухой человек, который получил кохлеарный имплант, автоматически способен научиться слушать и говорить. Необходимо систематическим образом научить имплантированного ребенка слушать и говорить. И в этом реабилитационном процессе важную роль играют родители и педагоги в детских садах и школах.
Чтобы понять, почему имплантированный человек не может сразу же слышать, вы можете себе представить ситуацию с новорожденным ребенком с нормальным слухом. Проходит около года, прежде он начнет говорить. Все это время он уже слышит, но его слуховые впечатления не структурированы и вначале не имеют смысла. Постепенно ребенок учится определять разницу между голосом матери и звуками музыки, между голосом отца и сестры и т.д. Имплантированный ребенок, который раньше ничего не слышал, находится в подобной ситуации. Он должен определить структуру слуховых событий в море звуков и речи, которые он способен воспринимать после имплантации. Роль педагога заключается в поддержке этого процесса разными методами. Он должен знать структуру звука и речи, и он должен разработать подходящую программу, которая позволит ребенку выявить закономерности в его слуховом окружении. Программы начинаются с простого противопоставления слухового восприятия шума, производимого инструментами и людьми в повседневной жизни ребенка. Постепенно ребенок учиться различать все больше и больше слухового материала. После овладения возможностью распознавать шумы и звуки, распознавание речевых сигналов является существенной частью реабилитации.
В нашем учреждении используется программа слухоречевой реабилитации «Я слышу мир!» ( WWW.USHARIK.RU) – инновационная психолого-педагогическая методика, разработанная сотрудниками «Санкт-
Петербургский научно-исследовательский институт уха горла носа и речи Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи», при поддержке компании «Азимут Мед Групп».
Резюме
Кохлеарная имплантация делает возможным обучение глухого от рождения ребенка слушанию и речи подобно ребенку с нормальным слухом.
В результате он может посещать обычный детский сад и школу, если провести имплантацию в раннем возрасте. Посещение обычной школы является условием для выбора хорошей профессии и для нормальной
жизни в обществе.