Тренинг по оптимизации психофизического здоровья педагогов
Ортобиотика как наука о технологиях сбережения человеком здоровья и поддержания оптимистического настроя - наука молодая, поскольку появилась в 90-е годы XX века, основоположником которой является В.М.Шепель.
Ортобиотический призыв «беречь свое здоровье» не противоречит трудолюбию. Ортобиотика, наоборот, способствует трудолюбию, помогает не превращаться в трудоголика, использовать свою профессиональную деятельность для телесной и душевной самореализации, для продуктивного опредмечивания своих личностных способностей, полученных знаний и опыта.
По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность – это один из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности. Эти факторы оказывают зачастую разрушительное воздействие на эмоциональную сферу педагога. У него резко возрастает количество аффективных расстройств, появляются состояния неудовлетворенности собой и своей жизнью, трудности установления теплых, доверительных контактов с детьми, коллегами, окружающими людьми. Эти симптомы отрицательно сказываются на всей профессиональной деятельности педагога, ухудшаются результаты его работы, снижается уровень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью, происходят изменения в мотивационной сфере, что приводит к появлению у него такого вида профессиональной деформации как «синдром эмоционального сгорания».
Профессия педагога ДОУ, воспитателя – не исключение. Исследователи отмечают, что у педагогов дошкольных учреждений существует высокий риск возникновения «эмоционального выгорания». Деятельность педагогов характеризуется высокой личностной включенностью в педагогический процесс, связана с напряженными ситуациями и эмоциональными факторами, влияющими на психофизическое здоровье педагогов.
Знание симптомов, стадий и факторов синдрома профессионального выгорания позволит педагогам более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития этого синдрома.
Синдром эмоционального выгорания («синдром психического выгорания», «информационный невроз», «синдром менеджера») – представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе, при этом его развитие характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, работники правоохранительных органов, сотрудники МЧС (спасатели, пожарные), профессии, связанные с частыми командировками, особенно в разные часовые пояса, представители сферы обслуживания, находящиеся в ситуации беспрерывного общения с клиентами.
Очевидно, что здоровые люди работают более производительно. Они предрасположены к творчеству, стоически воспринимают критику, самокритичны, заинтересованно относятся к поддержанию в коллективе нормальных человеческих отношений. Им свойственны общительность и чувство юмора.
Здоровый человеческий организм обладает изумительной способностью к поиску новых резервов эффективности своей жизнедеятельности. Кто не ценит собственное здоровье, тот меньше заботится и о других людях.
Угрозу психологическому здоровью педагогов ДОУ представляют:
Внешние источники:
-незнание способов саморегуляции;
-снижение физической активности, сидячий образ жизни;
-нерациональный режим труда и отдыха.
Социальные источники:
-преобладание авторитарного стиля руководства ДОУ;
-высокая ответственность за жизнь и здоровье детей.
Внутренние источники:
- личностные особенности педагогов: неадекватная самооценка, неустойчивость эмоций, тревожность, агрессивность и т. д.
- интеллектуальные, психоэмоциональные и физические перегрузки;
-факторы, ослабляющие нервную систему: курение, алкоголь, перенесенные инфекции и длительные заболевания.
В процессе профессиональной деятельности достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов. В результате повышается уровень тревожности и агрессивности, появляется раздражительность и вспыльчивость, преобладает подавленное, негативное настроение, появляется бессонница. Педагоги могут потерять интерес к своей профессии, пропадает желание творчески мыслить и активно действовать, процесс мышления и деятельности становится негибким и стереотипным.
Для оптимизации психологического здоровья используются разнообразные приемы, тренинговые занятия и упражнения для педагогов ДОУ.
Приемы снижения стрессового состояния:
1) Массаж.
- Наиболее распространённым типом массажа является массаж Шиацу, также известный как точечный массаж. В человеческом теле есть 15 точек, воздействие на которые оказывает целебный эффект и позволяет справиться с напряжением.
• Постукивания кончиками пальцев по лицу. Задействованы указательный, средний и безымянный пальцы обеих рук. В области глаз постукивания должны быть более быстрыми.
• Поглаживания в области лба по направлению от бровей к корням волос. Задействованы те же пальцы.
• Поглаживание выступающей части щек. Движение выполняется теми же пальцами в направлении от носа к вискам.
• Кончиками среднего и безымянного пальца поглаживаем средние части щек от центра верхней губы к ушам.
• Поглаживание нижних частей щек и подбородка кончиками указательного, среднего и безымянного пальца. Движемся в направлении от подбородка к ушам. Чтобы массировать правую сторону было удобнее, нужно повернуть голову влево. Соответственно для массажа левой стороны – вправо.
2) Упражнение «Звуковая гимнастика»
- Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, примите спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.
А – воздействует благотворно на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я – воздействует на работу всего организма;
Х – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение.
3) «Антистрессовые» продукты.
- Лучшие антидепрессанты – фрукты, салаты из них, заправленные йогуртом. Хороши мёд, сухофрукты, шоколад. Тонизирующее действие на организм оказывает напиток из плодов боярышника, шиповника.
4) Занимайтесь любимым делом.
5) Проводите время в обществе.
- Оглянитесь вокруг – на чью поддержку вы можете рассчитывать? Найдите людей, которые не только сочувствуют вам, но и понимают вас.
6) Здоровый сон.
- Здоровый сон – лучший лекарь. Одним из способов преодоления стресса является нормальный полноценный сон. Старайтесь перед сном отбросить все тяжёлые, накопившиеся за день мысли. Чтобы чувствовать себя комфортно, необходимо спать не менее 8 часов в сутки. Именно во сне мозг подсказывает вам решение ваших проблем, над которыми вы безуспешно думали днём.
7) Улыбка.
- Найдите в течение дня время и посидите с закрытыми глазами, стараясь ни о чём не думать. При этом на вашем лице должна быть улыбка в течение 10-15 минут. Вы почувствуете спокойствие. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему.
Для себя вы можете выбрать подходящий метод снятия эмоционального напряжения и практиковать его регулярно. И через некоторое время вы почувствуете себя спокойным, уравновешенным в стрессовой ситуации. Главное умейте управлять своим стрессом.
Упражнение «Знакомство»
Держа мяч в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и ваше имя, например: «Светлана – смелая». Затем мяч перекидывается другому участнику и тот называет свое имя и качество.
Упражнение «Я - профессионал»
Цель: осознание собственных профессиональных качеств; снятие психоэмоционального напряжения, сплочение группы.
Участникам предлагается - подобрать по 5 профессиональных качеств на первую букву своего имени.
1. Упражнение «10 секунд»
Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы Ведущий. Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны,
потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок - в течение 10 секунд.
Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные!
Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет. Раз, два, три...десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть часы. А в этой все счастливчики, да?
Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка.)
По длине волос.
По тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье.
По цвету брюк и юбок.
По цвету глаз.
По настроению, которое вы сейчас испытываете.
Рефлексия
Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься? Как чувствовали себя те,
кто остался без группы?
Как себя чувствуете?
Готовы к работе?
А теперь попробуем оценить свое эмоциональное состояние.
Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов:
Анкета
«Ваше эмоциональное состояние»
1. Часто ли вы испытываете недомогание, бессонницу, усталость?
2. Бывают ли у вас приступы раздражения и гнева?
3. Бывает ли у вас чувство вины перед детьми, коллегами, близкими?
4. Есть ли у вас желание пораньше уйти с работы?
5. Испытываете ли вы желание уклониться от работы?
6. Чувствуете ли вы защищенность на своем рабочем месте?
7. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска ( выходных) больше, чем
до него?
8. Довольны ли вы уровнем своей заработной платы?
9. Думаете ли вы , что ваша профессия важна и значима в обществе?
10. Часто ли ваша работа вызывает у вас эмоциональное напряжение?
Если ответ «да» встречается 4 и более раз, Вам стоит, задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья, нужно поучиться бороться со стрессом.
Упражнение «Неожиданный гость»
( делаем 2 круга: внешний и внутренний, лицом друг к другу)
Ситуация «неожиданный звонок в дверь»:
1. Подруга
2. Свекровь
3. Милиция
4. Подруга сына
5. Соседка
6. Человек ошибся домом
Мы увидели, что все мы по-разному воспринимаем происходящее, по-разному реагируем на одни и те же события. Поэтому и выгорание происходит у кого-то раньше, у кого-то в большей степени, у кого-то - в меньшей.
Одним из главных факторов, вызывающих выгорание является индивидуальная (личностная) характеристика самого профессионала.
Лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе, наиболее подвержены выгоранию. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.
Следующая особенность – это склонность к интроверсии, направленность интересов на свой внутренний мир. Внешне это проявляется как эмоциональная закрытость, формализация контактов. Любая ситуация, когда есть необходимость выйти из роли, например, поучаствовать в спортивном празднике или приоткрыться — принять участие в тренинге, вызывает сильную тревогу вплоть до агрессии.
Относят к «сгорающим» также «трудоголиков» (кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, кто нашел свое признание в работе до самозабвения)
Низкий уровень выгорания имеют педагоги с высокой степенью личностной выносливости – это способность личности осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения.
Педагоги, владеющие активной тактикой сопротивления стрессу, имеют низкий уровень выгорания.
Реже “выгорают” оптимистичные и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы, те, кто занимает активную жизненную позицию и обращаются к творческому поиску при столкновении с трудными обстоятельствами, владеют средствами психической саморегуляции, заботятся о восполнении своих психоэнергетических и социально-психологических ресурсов.
Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надёжных друзей и поддержка со стороны семьи.
УПРАЖНЕНИЕ «Порой я балую себя»
Цель: Познакомить с приемами снятия нервного напряжения описанными Мадэлин Беркли-Ален. Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя. Напишите как вы балуете себя.
Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе.
Обсуждение : участники высказываются в свободной форме о том:
- какие способы побаловать себя им больше всего понравились;
- какие они бы могли бы больше попробовать использовать в будущем;
И так, следствием развития синдрома профессионального выгорания являются различные нарушения, затрагивающие разные грани трудового процесса — профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение. В связи с этим, особую актуальность приобретает вопрос об организации психологической профилактики синдрома профессионального выгорания.
Лучшее лекарство - профилактика. Это действительно так.
Многие люди бессознательно используют такие естественные способы саморегуляции, как длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.
Произвольные способы саморегуляции появились как результат работы ученых на основе изучения психологии и физиологии человека, закономерности и развития механизмов развития напряженности и утомления, обобщения опыта поведения людей в стрессовых ситуациях, накопленного столетиями.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания включает в себя 4 уровня:
1.Органический (телесный). Снятие физического напряжения, усталости, головной боли, бессонницы, ослабления иммунитета.
2. Эмоциональный. Снятие эмоционального напряжения, беспокойства, взволнованности, чувства тревоги, подавленного и апатичного состояний.
3.Рациональный (смысловой). Приобретение смысла своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения работника к собственным возможностям, формирование/реконструкция позитивного отношения к себе как к специалисту, повышение самопринятия.
4. Поведенческий. Устранение стереотипов профессиональных действий, организация своей деятельности.
Саморегуляция может осуществляться как непроизвольно (т.е. на уровне функционирования естественных природных механизмов, без участия сознания), так и произвольно с участием сознания. Этот второй вид саморегуляции обычно называют психической саморегуляцией, под которой понимают целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и в целом психоэмоционального состояния и осуществляется с помощью естественных или специально сконструированных приемов и способов саморегуляции.
1. На органическом уровне проявления признаков перенапряжения педагоги используют способы, позволяющие снять или перераспределить физическое напряжение: спортивные занятия (бег, спортивные игры), танцы, работа по дому, связанная с физической нагрузкой, принятие ванны, душа, прогулки, сон. Женщины отмечали также заботу о своей внешности: посещение парикмахера, косметические маски и т.п.
Телесно-ориентированная терапия: упражнение на снятие излишнего напряжения.
Упражнение «Потянулись – сломались»
Упражнение «Кошечка». «Кошечка сердится, кошечка радуется»
Упражнение «Мячик» (дыхательное)
2. Для снятия эмоционального напряжения часто используются такие методы, как релаксация, аутотренинг, дыхательные упражнения, упражнения йоги смеха (хасья Йога)
В течение небольшого времени, затраченного на выполнение психотехнических упражнений, можно снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе. Для усиления эффекта упражнений-релаксаций можно рекомендовать использование звука (музыка), цвета.
Музыкальная релаксация.
3. Рациональный.
Игры-формулы. Формулы могут произноситься про себя или вслух по дороге на работу, при подготовке к занятию, в процессе рабочего дня, перед трудной ситуацией. Важно найти свой собственный язык, наиболее эффективно на вас воздействующий. Например: «Я спокоен и уверен в себе. Я должен сохранять внутреннюю стабильность, потому что впереди у меня трудный разговор». Можно использовать приемы позитивного мышления.
4. Поведенческий. На поведенческом уровне снижению напряжения способствует изменение привычных форм поведения, обращение к любимым занятиям. Другим способом может быть изменение маршрута движения на работу или с работы, замена транспорта пешей прогулкой.
Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья имеют модели преодолевающего поведения. Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения – избегание, манипулятивные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией педагогов.
Важно помнить, что положительные эмоции менее устойчивы и более затратны в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное мировосприятие.
Таким образом, психопрофилактическая работа способствует позитивному самовосприятию, самораскрытию педагогов, снижению эмоционального истощения, негативизма, что свидетельствует об эмоциональной устойчивости, о положительном фоне переживаний, об инициативности, о чувстве собственного достоинства, независимости, социальной смелости, о легкости в общении.
Каждый специалист ДОУ может выбрать то средство, которое ему больше подходит, и использовать его в повседневной жизни. Это позволит повысить качество выполняемой работы, увеличить период высокой работоспособности, сохранить здоровье педагогов и благоприятно повлиять на психологический климат в коллективе ДОУ.
Закончить наше занятие я бы хотела следующими словами:
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!
Комментарии
О "выгорании" педагогов
Большое спасибо за нужную и для меня - своевременную информацию...это так важно - всегда быть в тонусе и радоваться жизни!
Я очень рада,что моя работа
Я очень рада,что моя работа кому-то понравилась и понадобилась!
Я очень рада,что моя работа
Я очень рада,что моя работа кому-то понравилась и понадобилась!
это работа психолога!
ваш материал -целый доклад, консультация психолога. в каждом педагогическом коллективе этот материал можно растиражировать для обсуждения.я в компьютере сделала закладку на этот материал. спасибо .