Тренинг по оптимизации психофизического здоровья педагогов

Степанова Ольга Анатольевна

Ортобиотика как наука о технологиях сбережения человеком здоровья и поддержания оптимистического настроя - наука молодая, поскольку появилась в 90-е годы XX века, основоположником которой является В.М.Шепель.

Ортобиотический призыв «беречь свое здоровье» не противоречит трудолюбию. Ортобиотика, наоборот, способствует трудолюбию, помогает не превращаться в трудоголика, использовать свою профессиональную деятельность для телесной и душевной самореализации, для продуктивного опредмечивания своих личностных способностей, полученных знаний и опыта.

По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность – это один из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности. Эти факторы оказывают зачастую разрушительное воздействие на эмоциональную сферу педагога. У него резко возрастает количество аффективных расстройств, появляются состояния неудовлетворенности собой и своей жизнью, трудности установления теплых, доверительных контактов с детьми, коллегами, окружающими людьми. Эти симптомы отрицательно сказываются на всей профессиональной деятельности педагога, ухудшаются результаты его работы, снижается уровень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью, происходят изменения в мотивационной сфере, что приводит к появлению у него такого вида профессиональной деформации как «синдром эмоционального сгорания».

 Профессия педагога ДОУ, воспитателя – не исключение. Исследователи отмечают, что у педагогов дошкольных учреждений существует высокий риск возникновения «эмоционального выгорания». Деятельность педагогов характеризуется  высокой личностной включенностью в педагогический процесс, связана с напряженными ситуациями и эмоциональными факторами, влияющими на психофизическое здоровье педагогов.

Знание симптомов, стадий и факторов синдрома профессионального выгорания позволит педагогам более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития этого синдрома.

 Синдром эмоционального выгорания («синдром психического выгорания», «информационный невроз», «синдром менеджера») – представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе, при этом его развитие характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, работники правоохранительных органов, сотрудники МЧС (спасатели, пожарные), профессии, связанные с частыми командировками, особенно в разные часовые пояса, представители сферы обслуживания, находящиеся в ситуации беспрерывного общения с клиентами.

Очевидно, что здоровые люди работают более производительно. Они предрасположены к творчеству, стоически воспринимают критику, самокритичны, заинтересованно относятся к поддержанию в коллективе нормальных человеческих отношений. Им свойственны общительность и чувство юмора.

Здоровый человеческий организм обладает изумительной способностью к поиску новых резервов эффективности своей жизнедеятельности. Кто не ценит собственное здоровье, тот меньше заботится и о других людях.

Угрозу психологическому здоровью педагогов ДОУ представляют:

Внешние источники:

-незнание способов саморегуляции;

-снижение физической активности, сидячий образ жизни;

-нерациональный режим труда и отдыха.

Социальные источники:

 -преобладание авторитарного стиля руководства ДОУ;

-высокая ответственность за жизнь и здоровье детей.

Внутренние источники:

- личностные особенности педагогов: неадекватная самооценка, неустойчивость эмоций, тревожность, агрессивность и т. д.

- интеллектуальные, психоэмоциональные и физические  перегрузки;

-факторы, ослабляющие нервную систему: курение, алкоголь,  перенесенные инфекции и длительные заболевания.

В процессе профессиональной деятельности  достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов. В результате повышается уровень тревожности и агрессивности, появляется раздражительность и вспыльчивость, преобладает подавленное,  негативное настроение, появляется бессонница. Педагоги могут потерять интерес к своей профессии, пропадает желание творчески мыслить и активно действовать, процесс мышления и деятельности становится  негибким и стереотипным.

Для оптимизации психологического здоровья  используются разнообразные приемы, тренинговые занятия и упражнения для педагогов ДОУ.

Приемы снижения стрессового состояния:

1) Массаж.

- Наиболее распространённым типом массажа является массаж Шиацу, также известный как точечный массаж. В человеческом теле есть 15 точек, воздействие на которые оказывает целебный эффект и позволяет справиться с напряжением.

• Постукивания кончиками пальцев по лицу. Задействованы указательный, средний и безымянный пальцы обеих рук. В области глаз постукивания должны быть более быстрыми.

 • Поглаживания в области лба по направлению от бровей к корням волос. Задействованы те же пальцы.

 • Поглаживание выступающей части щек. Движение выполняется теми же пальцами в направлении от носа к вискам.

 • Кончиками среднего и безымянного пальца поглаживаем средние части щек от центра верхней губы к ушам.

• Поглаживание нижних частей щек и подбородка кончиками указательного, среднего и безымянного пальца. Движемся в направлении от подбородка к ушам. Чтобы массировать правую сторону было удобнее, нужно повернуть голову влево. Соответственно для массажа левой стороны – вправо.

2) Упражнение «Звуковая гимнастика»

- Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, примите спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.

 А – воздействует благотворно на весь организм;

 Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

 О – воздействует на сердце, легкие;

 У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

Х – помогает очищению организма;

 ХА – помогает повысить настроение.

3) «Антистрессовые» продукты.

- Лучшие антидепрессанты – фрукты, салаты из них, заправленные йогуртом. Хороши мёд, сухофрукты, шоколад. Тонизирующее действие на организм оказывает напиток из плодов боярышника, шиповника.

4) Занимайтесь любимым делом.

5) Проводите время в обществе.

- Оглянитесь вокруг – на чью поддержку вы можете рассчитывать? Найдите людей, которые не только сочувствуют вам, но и понимают вас.

 6) Здоровый сон.

- Здоровый сон – лучший лекарь. Одним из способов преодоления стресса является нормальный полноценный сон. Старайтесь перед сном отбросить все тяжёлые, накопившиеся за день мысли. Чтобы чувствовать себя комфортно, необходимо спать не менее 8 часов в сутки. Именно во сне мозг подсказывает вам решение ваших проблем, над которыми вы безуспешно думали днём.

 7) Улыбка.

- Найдите в течение дня время и посидите с закрытыми глазами, стараясь ни о чём не думать. При этом на вашем лице должна быть улыбка в течение 10-15 минут. Вы почувствуете спокойствие. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему.

Для себя вы можете выбрать подходящий метод снятия эмоционального напряжения и практиковать его регулярно. И через некоторое время вы почувствуете себя спокойным, уравновешенным в стрессовой ситуации. Главное умейте управлять своим стрессом.

Упражнение «Знакомство»

 Держа мяч в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и ваше имя, например: «Светлана – смелая». Затем мяч перекидывается другому участнику и тот называет свое имя и качество.

 Упражнение «Я - профессионал»

Цель: осознание собственных профессиональных качеств; снятие психоэмоционального напряжения, сплочение группы.

  Участникам предлагается - подобрать по 5 профессиональных качеств на первую букву своего имени.

1.      Упражнение «10 секунд»

Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы Ведущий. Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны,

потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок - в течение 10 секунд.

Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные!

Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет. Раз, два, три...десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть часы. А в этой все счастливчики, да?   

 Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка.)

 По длине волос.

 По тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье.

 По цвету брюк и юбок.

По цвету глаз.

По настроению, которое вы сейчас испытываете.

Рефлексия

Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься? Как чувствовали себя те,

 кто остался без группы?

 Как себя чувствуете?

  Готовы к работе?

 А теперь попробуем оценить свое эмоциональное состояние.

 Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов:

Анкета

«Ваше эмоциональное состояние»

1.                      Часто ли вы испытываете недомогание, бессонницу, усталость? 

2.                      Бывают ли у вас приступы раздражения и гнева?

3.                      Бывает ли у вас чувство вины перед детьми, коллегами, близкими?

4.                      Есть ли у вас желание пораньше уйти с работы?

5.                      Испытываете ли вы желание уклониться от работы?

6.                      Чувствуете ли вы защищенность на своем рабочем месте?

7.                      Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска ( выходных) больше, чем

                         до него?

8.                      Довольны ли вы уровнем своей заработной платы?

9.                      Думаете ли вы , что ваша профессия важна и значима в обществе?

10.                 Часто ли ваша работа вызывает у вас эмоциональное напряжение?

 

         Если ответ «да» встречается 4 и более раз, Вам стоит,  задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья, нужно поучиться бороться со стрессом.

 Упражнение «Неожиданный гость»

( делаем 2 круга: внешний и внутренний, лицом друг к другу)

Ситуация  «неожиданный звонок в дверь»:

1.      Подруга

2.      Свекровь

3.      Милиция

4.      Подруга сына

5.      Соседка

6.      Человек ошибся домом

Мы увидели, что все мы по-разному воспринимаем происходящее, по-разному реагируем на одни и те же события. Поэтому и выгорание происходит у кого-то раньше, у кого-то в  большей степени, у кого-то -  в меньшей.

 Одним из главных факторов, вызывающих выгорание  является индивидуальная (личностная) характеристика самого профессионала.

Лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе, наиболее подвержены выгоранию. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

Следующая особенность – это склонность к интроверсии, направленность интересов на свой внутренний мир. Внешне это проявляется как эмоциональная закрытость, формализация контактов. Любая ситуация, когда есть необходимость выйти из роли, например, поучаствовать в спортивном празднике или приоткрыться — принять участие в тренинге, вызывает сильную тревогу вплоть до агрессии.

Относят к «сгорающим» также «трудоголиков» (кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, кто нашел свое признание в работе до самозабвения)

Низкий уровень выгорания имеют педагоги с высокой степенью личностной выносливости – это способность личности осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного  рода изменения.

Педагоги, владеющие активной тактикой сопротивления стрессу, имеют низкий уровень выгорания.

 Реже “выгорают” оптимистичные и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы, те, кто занимает активную жизненную позицию и обращаются к творческому поиску при столкновении с трудными обстоятельствами, владеют средствами психической саморегуляции, заботятся о восполнении своих психоэнергетических и социально-психологических ресурсов.

Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надёжных друзей и поддержка со стороны семьи.

УПРАЖНЕНИЕ «Порой я балую себя»

Цель: Познакомить с приемами снятия нервного напряжения описанными Мадэлин Беркли-Ален. Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.   Напишите как вы балуете себя.

Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе.

Обсуждение : участники высказываются  в свободной форме о том:

- какие способы побаловать себя им больше всего понравились;

- какие они бы могли бы больше  попробовать использовать в будущем;

 И так, следствием развития синдрома профессионального выгорания являются различные нарушения, затрагивающие разные грани трудового процесса — профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение. В связи с этим, особую актуальность приобретает вопрос об организации психологической профилактики синдрома профессионального выгорания.

Лучшее лекарство - профилактика. Это действительно так.

 Многие люди бессознательно используют такие естественные способы саморегуляции, как длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.

 Произвольные способы саморегуляции появились как результат работы ученых на основе изучения психологии и физиологии человека, закономерности и развития механизмов развития напряженности и утомления, обобщения опыта поведения людей в стрессовых ситуациях, накопленного столетиями.

 Профилактика синдрома эмоционального выгорания включает в себя 4 уровня:

1.Органический (телесный). Снятие физического напряжения, усталости, головной боли, бессонницы, ослабления иммунитета.

2. Эмоциональный. Снятие эмоционального напряжения, беспокойства, взволнованности, чувства тревоги, подавленного и апатичного состояний.

3.Рациональный (смысловой). Приобретение смысла своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения работника к собственным возможностям, формирование/реконструкция позитивного отношения к себе как к специалисту, повышение самопринятия.

4. Поведенческий. Устранение стереотипов профессиональных действий, организация своей деятельности.

Саморегуляция может осуществляться как непроизвольно (т.е. на уровне функционирования естественных природных механизмов, без участия сознания), так и произвольно с участием сознания. Этот второй вид саморегуляции обычно называют психической саморегуляцией, под которой понимают целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и в целом психоэмоционального состояния и осуществляется с помощью естественных или специально сконструированных приемов и способов саморегуляции.

1.      На органическом уровне проявления признаков перенапряжения педагоги используют способы, позволяющие снять или перераспределить физическое напряжение: спортивные занятия (бег, спортивные игры), танцы, работа по дому, связанная с физической нагрузкой, принятие ванны, душа, прогулки, сон. Женщины отмечали также заботу о своей внешности: посещение парикмахера, косметические маски и т.п.

Телесно-ориентированная терапия: упражнение на снятие излишнего напряжения.

Упражнение «Потянулись – сломались»

Упражнение «Кошечка». «Кошечка сердится, кошечка радуется»

Упражнение «Мячик» (дыхательное)

2.      Для снятия эмоционального напряжения часто используются такие методы, как  релаксация, аутотренинг,  дыхательные упражнения, упражнения йоги смеха (хасья Йога)

В течение небольшого времени, затраченного на выполнение психотехнических упражнений, можно снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе. Для усиления эффекта упражнений-релаксаций можно рекомендовать использование звука (музыка), цвета.

Музыкальная релаксация.

3.      Рациональный.

Игры-формулы. Формулы могут произноситься про себя или вслух по дороге на работу, при подготовке к занятию, в процессе рабочего дня, перед трудной ситуацией. Важно найти свой собственный язык, наиболее эффективно на вас воздействующий. Например: «Я спокоен и уверен в себе. Я должен сохранять внутреннюю стабильность, потому что впереди у меня трудный разговор». Можно использовать приемы позитивного мышления.

4.      Поведенческий. На поведенческом уровне снижению напряжения способствует изменение привычных форм поведения, обращение к любимым занятиям. Другим  способом может быть изменение маршрута движения на работу или с  работы, замена транспорта пешей прогулкой.

Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья  имеют модели преодолевающего поведения. Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения – избегание, манипулятивные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной  дезадаптацией педагогов.

Важно помнить, что положительные эмоции менее устойчивы и более затратны в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное мировосприятие.

 Таким образом, психопрофилактическая работа способствует позитивному самовосприятию, самораскрытию педагогов, снижению эмоционального истощения, негативизма, что свидетельствует об эмоциональной устойчивости, о положительном фоне переживаний, об инициативности, о чувстве собственного достоинства, независимости, социальной смелости, о легкости в общении.

Каждый специалист ДОУ может выбрать то средство, которое ему больше подходит, и использовать его в повседневной жизни. Это позволит повысить качество выполняемой работы, увеличить период высокой работоспособности, сохранить здоровье педагогов и благоприятно повлиять на психологический климат в коллективе ДОУ.

Закончить наше занятие я бы хотела следующими словами:

Учитесь управлять собой.

 Во всем ищите добрые начала.

 И, споря с трудною судьбой,

 Умейте начинать сначала,

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору

 При быстром продвиженье в гору

 Друзей в пути не растерять…

 Не злобствуйте, не исходите ядом,

 Не радуйтесь чужой беде,

 Ищите лишь добро везде,

 Особенно упорно в тех, кто рядом.

 Не умирайте, пока живы!

 Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают,

 И завтра будет день счастливый!

 

Комментарии

Большое спасибо за нужную и для меня - своевременную информацию...это так важно - всегда быть в тонусе и радоваться жизни!

Степанова Ольга Анатольевна

Я очень рада,что моя работа кому-то понравилась и понадобилась!

Степанова Ольга Анатольевна

Я очень рада,что моя работа кому-то понравилась и понадобилась!

Горшкова Татьяна Викторовна

ваш материал -целый доклад, консультация психолога. в каждом педагогическом коллективе этот материал можно растиражировать для обсуждения.я в компьютере сделала закладку на этот материал. спасибо .