Родительское собрание "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА"
Я знаю как порой трудно разработать и организовать тематическое родительское собрание. Предлагаю вам конспект собрания, по важной теме как речевое развитие детей. Конспект построен в игровой форме.
Цель: Приобщить родителей к созданию условий для речевого развития своих детей, участвуя в коррекционных играх, помогая тем самым полноценно развиваться. Установить тесные контакты с семьями. С детьми закрепить умение играть в игры на развитие координации и речи. Развивать воображение, творческую активность, навыки совместного, игротворчества детей и родителей.
Предварительная работа:
- Оформить группу русскими народными пословицами о языке.
- Подготовить рассуждения детей на тему: «Веселые размышлялки - рассуждал-ки», отрывок из сказки «Волк и семеро козлят», инсценированный детьми, памятки на каждого родителя «Как читать детям».
- Приготовить материал для проведения литературного КВНа, призы для награждения.
- Оформить выставку литературы по развитию речи детей.
- Провести анкетирование родителей на тему «О развитии речи вашего ребенка», которое поможет определить уровень знаний родителей по теме собрания, правильно организовать дискуссию.
- Приготовить пригласительные для родителей.
Анкета
«О развитии речи вашего ребенка»
Уважаемые родители!
Для подготовки и проведения родительского собрания на тему «Речевое развитие ребенка» нам необходимо знать ваше мнение по этой проблеме. Просим вас ответить на предлагаемые вопросы. Будем благодарны, если вы поделитесь своим опытом развития речи ребенка.
- Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка?
- По каким критериям можно судить о нормальном развитии речи ребенка (отметьте подходящие варианты)?
A. Отсутствие дефектов звукопроизношения.
Б. Отсутствие ошибок в согласовании слов, употреблении предлогов.
B. Высокий уровень развития связной речи: умение пересказы-
вать тексты, использовать сложные предложения.
Г. Умение читать.
Д. Ваш вариант ответа.
3.Есть ли у членов вашей семьи дефекты звукопроизношения?
4.Есть ли у вашего ребенка дефекты звукопроизношения?
5)Обращались ли вы за помощью к логопеду?
6.Как вы считаете, может ли детский сад оказать положительное воздействие на развитие речи ребенка?
7.Готовы ли вы сотрудничать с педагогами детского сада по вопросам развития речи ребенка?
8.Консультацию какого специалиста вы хотели бы получить: логопеда, воспитателя, преподавателя грамоты, учителя начальных классов?
9.Какие еще вопросы по проблеме речевого развития ребенка вас интересуют?
Благодарим за сотрудничество!
Обработка результатов анкетирования.
Анализ результатов поможет воспитателям определить:
Общий уровень знаний родителей по развитию речи ребенка, чтобы правильно организовать дискуссию.
Какой процент родительского коллектива группы готов к сотрудничеству с педагогами по развитию речи ребенка.
Потребность родителей в консультативной помощи, чтобы запланировать встречи со специалистами.
Ход собрания
На мольберте красочно обозначена тема собрания. Воспитатели приветствуют родителей, приглашают в группу. Перед началом собрания родители знакомятся с выставкой литературы по развитию речи ребенка. Группа оформлена пословицами и поговорками о речи и языке.
- Язык до Киева доведет.
- В добрый час молвить, в худой промолчать.
- Мал язык, да всем телом владеет.
- Выстрелив, пулю не поймаешь, а слово сказав, не схватишь.
- Кто говорит, тот сеет.
- С тобою разговориться, что меду напиться.
- Слово не стрела, а сердце сквозит.
- Без языка и колокол нем.
- Не пройми копьем, а пройми языком.
- Язык без костей работает на хозяина и на гостей.
- Язык впереди ног бежит.
Сегодня мы собрались с вами обсудить тему развития речи детей, как в детском саду так и в домашних условиях. Вы все знаете, что это актуальная тема для всех нас, так как у большинства детей языковой барьер. И родители часто дома говорят на родном языке, и дети слышат русскую речь только в детском саду.
Семья - это среда обитания, это культурный слой, на котором только и может расти человек. Это и защита, тепло, труд и отдых. Без семьи - человек, словно голый на ветру. Но семейная жизнь требует терпения, выдержки, умения жить с другим человеком.
И, конечно самое надежное средство, цементирующие семейный очаг - это любовь.
Маленькие дети - очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему - то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми. Забудьте немного о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. А для этого мы приглашаем ваших деток, чтобы они ввели вас в свою страну детства.
1. «Веселые размышлялки-рассуждалки».
Воспитатель объявляет тему собрания и предлагает родителям посмотреть короткий видеофильм с рассуждениями детей о значении некоторых сложных для их понимания слов.
Например: конкуренция, компостировать, миссия, навострить, ностальгия, одушевленный, солнцепек, полуфабрикат, столпотворение и др.
Интересные, юмористические рассуждения детей привлекут внимание родителей к теме собрания и активизируют их участие.
2. О развитии речи ребенка.
Выступление старшего воспитателя
Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связано с умственным развитием человека. В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются, прежде всего в постепенности процесса. У детей продолжается совершенствование всех сторон речи. Все более правильным, становится произношение звуков, более развернутыми - фразы, точнее высказывания. На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков Л, Р, после чего дети начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.
Значительно увеличиваются словарный запас ребенка, его количественный и качественный состав. Дошкольник свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании ребенок стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. У детей складываются представления о многозначности слов, они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способны быстро подбирать синонимы, наиболее точно отражающие качества предмета.
Дети, ориентируясь на образец, способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности: они часто правильно пользуются вопросительной, повествовательной интонациями, могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и др.
Дети учатся изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая нормы литературного произношения.
Таким образом, к моменту поступления в школу ребенок овладевает правильным звукопроизношением, четко и ясно говорит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь. Строит различные по конструкции предложения, свободно пользуется монологической речью, способен рассказать содержание сказки, какого-либо события. В норме, имея достаточно развитую, активную речь, ребенок пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим был понятен смысл высказывания.
Развитая речь значительно облегчает вхождение ребенка в новый коллектив (например, при поступлении в школу), сближение с незнакомыми детьми. Не менее важно умение ясно излагать свои мысли и для самоутверждения в коллективе, ведь это залог хорошей успеваемости, что, в свою очередь, дает ощущение уверенности в себе, необходимое при общении со сверстниками.
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребенка обязательно принесет положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребенку.
Развитие речи ребенка в детском саду ведется по следующим направлениям:
воспитание звуковой культуры речи;
обогащение активного и пассивного словаря;
формирование грамматического строя речи;
развитие связной речи.
Совместная работа с семьей по этим направлениям ускорит полноценное речевое развитие ребенка.
- Выступление учителя - логопеда
Развитие интонационной выразительности речи.
Воспитатель обращает внимание родителей на значение интонации в развитии речи ребенка. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребенок сразу заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясняйте ребенку, что интонация помогает точно передавать свои мысли и чувства, лучше понимать чувства и отношения к нам других людей.
Интонация включает в себя:
— мелодику (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы);
темп (ускорение или замедление скорости произнесения фраз);
ритм (чередование ударных слогов);
тембр (эмоциональную окраску голоса);
— логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова). «Речевые игры-помощницы».
Логопед предлагает родителям варианты речевых игр. Объясняет, что такие игры помогают стимулировать развитие речи ребенка, обогащают его словарь. Предлагает родителям вместе проиграть эти игры.
Игра «Скажи на оборот»
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь... (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь... (близко).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты... (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,
Ответишь ты... (конец).
Д. Чиарди
Далее можно продолжать играть, называя противоположные по значению:
прилагательные: мокрый — сухой, добрый — злой, тупой — острый, светлый— темный, горячий — холодный, послушный — озорной, сильный — слабый, кривой — прямой;
существительные: день — ночь, добро — зло, мальчик — девочка, богатство — бедность, жадность — щедрость;
глаголы: бежать — стоять, смеяться — плакать, кричать — молчать, открывать - закрывать.
Сейчас дети вам покажут как мы развиваем мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковой гимнастики.
Санаторная группа
4.Воспитатель предлагает родителям посмотреть инсценировку отрывка из сказки «Волк и семеро козлят». Обращает их внимание на то, как дети, используя приемы интонационной выразительности, говорят тонким голосом козлят, грубым голосом волка, мелодичным голосом козы.
Средняя группа
5. Художественное слово в воспитании дошкольников. Выступление воспитателя
В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом. Напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умения внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту — все это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребенка.
Воспитатель предлагает ознакомиться с содержанием памятки.
Памятка «Как читать детям»
- Перед прослушиваем художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребенка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи - все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.
- Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
- Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы.
- Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы предлагаемые иллюстрации были как можно более реалистичными.
- Во время прочтения литературного произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребенка.
6. Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.
7. Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.
6. Литературный КВН.
В группу приглашаются дети. Родители и дети делятся на две команды, чтобы в каждой были и взрослые, и дети. Воспитатель предлагает командам придумать названия, объявляет состав жюри.
КВН «Русский язык»
Конкурс №1. «Литературный».
Командам предлагается поочередно называть фамилии известных русских поэтов и писателей. Побеждает команда, назвавшая больше фамилий.
Конкурс №2. «Книголюбы».
Команды получают по конверту, в которых листки с фамилиями детских писателей. Участники должны вспомнить известные произведения этого писателя.
Конкурс №3. «Поэтический».
Команды получают по картинке-пейзажу с изображением определенного времени года. Участники должны вспомнить стихи об этом времени года и прочитать их. Оценивается выразительность чтения.
Конкурс №4. «Загадка-догадка».
Ведущий демонстрирует командам картинки с буквальным изображением текста фразеологического оборота, игроки должны догадаться, назвать этот оборот и объяснить его значение.
Мальчик сидит в большой калоше. (Сесть в калошу - попасть в нелепую ситуацию.)
Папа ведет сына не за руку, а за нос. (Водить за нос - тянуть время, обманывать.)
На лице девочки очень большие губы. (Надуть губы — сильно обидеться.)
На голове у человека снежный сугроб. (Как снег на голову -неожиданно.)
Несколько ворон держат в клювах цифры по порядку. (Считать ворон - тратить время зря.)
Мальчик руками растягивает резиновый шпагат. (Тянуть резину - терять время.)
Конкурс № 6. «Ребусы».
Командам предлагаются конверты, в которых лежат картинки с ребусами. Необходимо их прочитать:
40 А (сорока)
100 Л (стол)
ПО 2 Л (подвал)
3 БУНД (трибуна)
Конкурс № 7. «Расскажем друг о друге».
В конкурсе участвуют дети и мамы. Сначала дети по очереди отвечают на вопрос: «Какая твоя мама?», называя одно качество: красивая, добрая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая, внимательная, модная, веселая и т.д.
Затем мамы дают характеристики своим детям: мой ребенок — умный, веселый, озорной, послушный, красивый, добрый и т.д. Побеждает команда, назвавшая большее количество качеств.
Жюри подводит итоги литературного КВНа.
7.Вы знаете, что в детском саду с 15 по 18 марта проводилась неделя речевого развития. На недели речевого развития воспитатели совместно с детьми показывали занятия, игры и кружковую работу в группах для родителей по развитию речи детей. Проведено анкетирование родителей по развитию речи детей и высказывания о посещенных занятиях.
8. Подведение итогов собрания, обмен мнениями, вручение дипломов победителям в конкурсах.