Система образования в Японии.
Наша система образования всегда считалась лучшей, почему же сейчас мы берём чужую практику за основу, когда многие страны пользуются нашим опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_obrazovaniya_yaponii.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Система образования Японии
Современная система образования в Японии сложилась
130 лет назад, в годы бурной модернизации страны, начатой в 1868 году Реставрацией Мэйдзи. Нельзя сказать, что существовавшая до того времени школьная система не удовлетворяла потребностей государства в грамотных служащих. Начиная с XV века при буддийских храмах дети аристократов и самураев получали светское образование. С XVI века с развитием коммерции к образованию потянулись и отпрыски купеческих семей. Их монахи обучали чтению, письму и арифметике. Правда, вплоть до Реставрации Мэйдзи образование в стране оставалось сословным. Существовали отдельные школы для детей аристократов, воинов, торговцев, крестьян. Чаще всего такие школы были семейными предприятиями: муж учил мальчиков, жена - девочек. Основной упор делался на обучение грамоте, хотя были и свои нюансы. Детей знатных особ обучали придворному этикету, каллиграфии и стихосложению, а отпрысков простолюдинов - навыкам, более необходимым в повседневной жизни. Мальчишки немало времени отдавали физическим упражнениям, а девочек обучали основам домоводства - шитью, искусству составлять букеты. Но и тогда по степени грамотности населения Япония вряд ли уступала другим странам мира.
Образование в Японии - это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством. С младых ногтей японцы постоянно и интенсивно учатся. Сначала - чтобы поступить в престижную школу, затем - чтобы пройти по конкурсу в лучший университет, после - чтобы попасть на работу в уважаемую и процветающую корпорацию. Принятый в Японии принцип "пожизненного найма" дает человеку право только на одну попытку занять достойное место в обществе. Хорошее образование считается гарантией того, что она окажется успешной.
Японские мамы просто помешаны на том, чтобы их дети получили самое лучшее образование. В условиях, когда большинство японцев находится на одном уровне благосостояния (72% жителей страны причисляют себя к среднему классу и имеют примерно одинаковый доход), образование детей - это единственное, в чем они могут соперничать.
Столь серьезное внимание к образованию породило "дзюку" - специальные вечерние школы подготовки в престижные учебные заведения. Численность таких школ, аналоги которых появились при японских монастырях еще в XVIII веке, превышает 100 тыс. Маленькие "дзюку" порой состоят из 5-6 учеников, которые собираются на дому у преподавателя, в больших бывает до 5 тыс. учеников. Занятия в них проходят с 16:50 до 20:50, с понедельника по пятницу, а еженедельные контрольные обычно назначают на воскресное утро. Конкурс в самые престижные учебные заведения столь велик, что газеты употребляют выражение "экзаменационный ад". Для подготовки к вступительным экзаменам в "дзюку" устраивают так называемые "церемонии мужества", в ходе которых ученики с повязками на головах (на них пишется девиз школы) кричат изо всех сил: "Я поступлю!"
Дошкольные учреждения
Первые ясли в стране были созданы в 1894 г. в Токио, но идея раннего отрыва от матери не стала популярной. Первый детский сад фребелевского типа был основан в 1876 г. в Токио немецким педагогом Кларой Цидерманн. Его основное направление — самодеятельность ребенка — актуально до сих пор. С 1882 г. Министерство образования, науки и культуры стало открывать детские сады для бедных.
Документы, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных учреждений
Стандарты дошкольного воспитания и официальные правила для детских садов были разработаны в 1900 г., а в 1926 г. вступил в силу «Закон о детских садах». В нем рекомендовалось создавать детские сады на базе ясель. По закону 1947 г. детские сады и ясли стали частью системы начальной школы. Ясли были превращены в центры дневного ухода, относящиеся к ведению Министерства здравоохранения и социального обеспечения, и в течение 60-х гг. их программы перестали отличаться от программ детских садов.
Прием детей в дошкольные учреждения
В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей, обычно с четырехлетнего возраста. Иногда, как исключение, при сильной занятости родителей ребенка могут взять в садик с 3 лет. Есть в Японии и ясли для годовалых малышей, но отрывать их от семьи так рано не рекомендуется. Чтобы поместить ребенка в подобное заведение, родители должны подготовить специальное заявление и обосновывать невозможность воспитывать малыша в домашних условиях до 3 лет.
Сеть дошкольных учреждений
В Японии создана система частных и муниципальных детских садов, а также групп дневного присмотра за детьми, отличающихся от обычных детских садов более скромными условиями содержания детей. Но все детские сады платные. Родители расходуют на них примерно шестую часть средней месячной зарплаты. Все детские сады дневные, работают, как правило, с 8.00 до 18.00. Есть небольшое число садов продленного дня.
Среди частных дошкольных учреждений особое место занимают так называемые элитные сады, находящиеся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, его будущее можно считать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходит в университетскую школу, а затем без экзаменов поступает в университет. В Японии существует достаточно острая конкуренция в сфере образования: университетский диплом является гарантией получения престижной, хорошо оплачиваемой работы в министерстве или в какой-нибудь известной фирме. А это, в свою очередь, залог карьерного роста и материального благополучия. Поэтому попасть в детский сад при престижном университете очень сложно. Родители платят за поступление ребенка огромные деньги, а сам малыш, чтобы быть принятым, должен пройти достаточно сложное тестирование. Отношения между родителями воспитанников элитных детских садов, принадлежащим, как правило, успешным, процветающим корпорациям, довольно напряженные и ревнивые. Однако таких дошкольных учреждений не так уж и много. Как не много и детских садов прозападного направления, в которых господствуют принципы свободного воспитания и нет той жесткой и достаточно тяжелой для маленьких детей системы занятий, свойственной элитным садам.
Систему учреждений дошкольного воспитания в Японии нельзя признать достаточно развитой. Почти половина малышей остаются вне этой системы. Поэтому работающим родителям приходится долго ждать возможности определить ребенка в детский сад.
Напряженность с детскими учреждениями пытаются разрядить с помощью различных общественных инициатив. Открываются центры помощи работающим родителям, малыши которых не посещают детские сады. Эту помощь оказывают волонтеры, желающие подработать, присматривая за детьми. В их качестве выступают, как правило, неработающие домашние хозяйки, имеющие собственных детей. Они с удовольствием принимают чужих детей в своих домах или квартирах. Продолжительность услуги определяют сами заинтересованные стороны.
В детском саду большое внимание уделяется образованию. С родителями заключается договор, есть программа, в содержание которой входит забота о здоровье детей, развитие их речи и самовыражения. На одного взрослого приходится около 20 детей.
В центрах дневного ухода акцент делается на воспитание. Младенцы и дошкольники воспитываются вместе. Дети направляются в них муниципальными властями. Плата зависит от дохода семьи. В содержание работы входят:
- уход за ребенком;
- обеспечение его эмоциональной стабильности;
- забота о здоровье;
- регулирование социальных контактов;
- ознакомление с окружающим миром;
- развитие речи и самовыражения.
В таких центрах на одного взрослого в среднем приходится 10 детей.
Кроме названных видов дошкольных учреждений в Японии существуют дополнительные школы для занятий гимнастикой, плаванием, музыкой, танцами, искусством, а также частные детские сады при школах, готовящих к поступлению в университеты.
Режим работы дошкольных учреждений
Дети старше 3 лет находятся в детском саду около 4 ч в день. Центры дневного ухода работают по восьмичасовому графику. Но в настоящее время существуют и дошкольные учреждения, где даже дети первого года жизни находятся с 9.00—10.00 до 21.00—22.00.
В детских садах тщательно продумывается меню для детей. Воспитатели советуют родителям, как подготовить обэнто — коробочку с обедом, которую каждая мама должна приготовить ребенку утром. Рекомендуется использовать 24 вида продуктов. В меню обязательно включаются молочные продукты, овощи, фрукты. Рассчитывается витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность (она не должна превышать 600—700 калорий за один обед).
Состав групп в детском саду не постоянный. Обучая детей взаимодействию, японские воспитатели формируют их в маленькие группы (хан), что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания. Эти группы имеют свои столы и собственные имена. Детей побуждают принимать решения, учитывая желания всех членов группы. Кроме этого, подобные группы служат своеобразным подразделением для совместной деятельности. Группа из 6—8 чел. включает представителей обоих полов и формируется не по способностям, а в соответствии с тем, что может направить их деятельность в эффективное русло. Каждый год группы формируются заново. Смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в данной конкретной группе, не исключена возможность, что он найдет себе приятелей среди других детей. Детям прививается множество навыков, в том числе — как смотреть на собеседника, как выразить себя и учесть мнения сверстников.
Воспитателей также меняют. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним сильно. Привязанности, считают японцы (вслед за американцами), рождают зависимость детей от своих наставников, а последних обременяют слишком серьезной ответственностью за судьбу детей. Если же педагог по каким-то причинам невзлюбил ребенка, эта ситуация тоже не будет очень тяжелой. Возможно, с другим воспитателем у него сложатся дружеские отношения и он не будет думать, что все взрослые его не любят.
В Японии имеет место тенденция превращения дошкольного учреждения в семейный центр. Мы можем судить об этом лишь по косвенным признакам, например, по рекомендациям Министерства здравоохранения и социального обеспечения с целью перестроить деятельность учреждений дневного ухода, чтобы они стали функционировать как центры, играющие важную роль в общей структуре микрорайона, способные удовлетворить разнообразные потребности родителей с маленькими детьми.
Но по традиции дошкольное образование начинается в семье. Дом и семья воспринимаются местом психологического комфорта, а мать — олицетворением его. Самое тяжелое наказание для детей — отлучение от дома, даже на короткий срок. Вот почему за провинность ребенок наказывается не запретом выходить на прогулку с друзьями, а отлучением от дома. Во взаимоотношениях родителей с детьми отсутствует требовательное или осуждающее обращение, угрозы, шлепки, подзатыльники, в особенности же в общественных местах.
Для японских женщин главным по-прежнему остается материнство. После рождения детей жизненные вехи японки чаще всего определяются фазами жизни ее детей (дошкольный период, школьные годы, поступление в университет и т.д.). Многие японские женщины считают, что воспитание детей — все, что им необходимо сделать, чтобы их жизнь была «икигаи», т.е. имела смысл.
Современная японская семья сохраняет ряд специфических особенностей, главная из которых — патриархальность. Для Японии характерна традиционная идея о разделении жизненных ролей по половому признаку: мужчина работает вне дома, женщина ведет хозяйство и воспитывает детей. Концепция семьи подчеркивает непрерывность семейной линии, затухание которой воспринимается, как страшное бедствие. Отсюда вытекает очень бережное, любовное отношение к своим и чужим детям, их здоровью и личностному развитию.
Положительно в Японии рассматривается стремление детей к родительской опеке. По мнению большинства граждан, она оберегает ребенка от дурного влияния, употребления наркотических и психотропных средств. Основной смысл первичной социализации в Японии может быть сформулирован несколькими словами: отсутствие для малышей каких-либо ограничений. Воспитательная доктрина, как отмечал Г. Востоков, применяется к детям «с такой мягкостью и любовью, что не действует угнетающим образом на душу детей. Никакой ворчливости, никаких строгостей, почти полное отсутствие телесных наказаний. Давление на детей оказывается в такой мягкой форме, что кажется, будто дети сами себя воспитывают, и что Япония — детский рай, в котором нет даже запрещенных плодов. Подобное отношение к детям в Японии не изменилось: родители ведут себя сегодня с детьми так же, как и раньше».
Японские женщины склонны регулировать поведение ребенка воздействием на его чувства, всячески избегают конфронтации с его волей и желанием и чаще выражают свое недовольство косвенно. Они пытаются расширить эмоциональный контакт с ребенком, видя в этом основное средство контроля, важным для них является демонстрация правильного поведения в обществе на собственном примере, а не вербальное общение с детьми. Японки избегают утверждения своей власти над детьми, поскольку это ведет к отчуждению ребенка от матери. Женщины делают акцент на проблемах эмоциональной зрелости, податливости, гармоничном взаимоотношении с другими людьми и рассматривают эмоциональный контакт с ребенком как основное средство контроля. Символическая угроза потери родительской любви является для ребенка более воздействующим фактором, чем слова осуждения. Таким образом, наблюдая за своими родителями, дети учатся взаимодействию с другими людьми.
Однако практика приобщения детей к групповым ценностям все же осуществляется в детских садах и школах. Именно для этого ребенка и отправляют в дошкольное учреждение. Детский сад и ясли — места, где дети проводят большую часть своего времени и где соответственно оказывается влияние на формирование их характера.
Как отмечает журнал «Япония сегодня», в наши дни прослеживается повышенное внимание японцев к подрастающему поколению, и вызвано это демографическим кризисом. Быстрое старение японского общества напрямую связано со снижением рождаемости. С учетом этих обстоятельств в Японии формируется социальная система государственной поддержки родителей в воспитании их малышей в дошкольный период. При рождении ребенка каждая работающая мать имеет право на годовой оплачиваемый отпуск по уходу за ним. На каждого ребенка государство выплачивает родителям пособие на его воспитание. До 2000 г. оно выплачивалось до 4 лет, теперь — до 6, т.е. фактически до поступления в начальную школу.
В Японии увеличивается число компаний, стремящихся создать у себя «условия благоприятствования семье». Например, после возвращения на работу женщины не только восстанавливаются на прежних местах, но и получают льготы в виде сокращенного рабочего дня, возможности перейти на «скользящий» рабочий график.
Создаются также родительские клубы, где матери отдыхают вместе с детьми в свободное время. Пока родители общаются друг с другом, с их детьми занимаются студенты-волонтеры, для которых это занятие является формой общественной деятельности. С 2002 г. подобные родительские клубы начали получать финансовую поддержку от государства.
Школы
Дети в возрасте от 6 до 15 лет обязаны посещать начальную шестилетнюю школу, а затем трехлетнюю младшую среднюю школу. Дети из малоимущих семей получают дотации на оплату школьных завтраков, медицинского обслуживания и экскурсий. В каждом районе посещения находится только одна школа данного уровня обучения, поэтому ребенок обречен ходить только в нее. Впрочем, родителям предоставлено право направлять своих детей в частные платные заведения всех уровней обучения, однако в них действуют довольно жесткие правила отбора.
В начальной школе изучают японский язык, обществоведение, арифметику, естествознание, музыку, рисование и ремесла, домашнее творчество, этику, занимаются физической культурой. В частных школах этика частично или полностью может быть заменена изучением религии. Есть также такой предмет, как "специальная деятельность", включающий клубную работу, собрания, спортивные мероприятия, экскурсии, церемонии и пр. Школьники сами поочередно убирают классы и другие помещения в школе, а в конце учебного семестра все выходят на генеральную уборку.
После окончания начальной школы ребенок обязан продолжить обучение в младшей средней школе. Наряду с обязательными предметами (родной язык, математика, обществоведение, этика, естествознание, музыка, искусство, специальная деятельность, физическое воспитание, техническое мастерство и домоводство), учащиеся могут выбрать ряд предметов - иностранный язык, сельское хозяйство или углубленный курс математики.
Следующая ступень на пути в вуз - старшие средние школы. Эти учебные заведения делятся на дневные (срок обучения - три года), а также вечерние и заочные (здесь учатся на год дольше). Хотя выпускники вечерних и заочных школ получают эквивалентные документы об окончании, 95% учащихся предпочитают учиться в школах дневного типа. По профилю обучения можно выделить общие, академические, технические, естественно-научные, коммерческие, искусств и пр. старшие средние школы. Около 70% учащихся выбирают общий учебный план.
Прием в старшие средние школы осуществляется на основе документа об окончании младшей средней школы (Chugakko) и прохождения конкурса по результатам вступительных экзаменов. В старшей средней школе в дополнение к обязательным общеобразовательным предметам (японский язык, математика, естествознание, обществоведение и др.) учащимся могут предложить дисциплины по выбору, включая английский и другие иностранные языки, а также технические и специальные дисциплины. В 12 классе школьники должны выбрать для себя один из профилей обучения.
Согласно предписанию Министерства образования, науки и культуры в средней школе последней ступени используется вузовская система оценки знаний. Это означает, что каждый ученик должен набрать не менее 80 зачетных единиц (кредитов) для получения свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы (Kotogakko). Например, по итогам изучения каждого из двух курсов японского языка и современной японской литературы дается по 4 кредита, за лексикологию японского языка и лекции по классическому языку - по два кредита.
Учебный год в Японии начинается 1 апреля (это не шутка) и заканчивается 31 марта следующего года. Он делится обычно на триместры: апрель-июль, сентябрь-декабрь и январь-март. Каникулы у школьников бывают летом, зимой (до и после Нового года) и весной (после экзаменов). В сельских школах, как правило, бывают фермерские сезонные каникулы за счет сокращения летних каникул.
Колледжи
Японские колледжи по статусу могут быть приравнены к нашим средним специальным учебным заведениям. Они делятся на младшие, технологические и колледжи специальной подготовки. Младшие колледжи, которых насчитывается около 600, предлагают двухлетние программы подготовки в области гуманитарных, естественных, медицинских и технических наук. Их выпускники имеют право продолжить образование в университете со второго или третьего года обучения. Прием в младшие колледжи проводится на базе полной средней школы. Претенденты сдают вступительные экзамены и - все реже - "Тест достижений первой ступени".
Младшие колледжи на 90% частные и очень популярны среди молодежи. Число желающих поступить в них ежегодно в три раза превышает число мест. Около 60% колледжей предназначены только для женщин. В них изучаются такие предметы, как домашние финансы, литература, языки, образование, сохранение здоровья.
Поступить в технологические колледжи можно после окончания неполной или полной средней школы. В первом случае срок обучения составляет 5 лет, во втором - два года. В колледжах этого типа изучают электронику, строительство, машиностроение и другие дисциплины.
Колледжи специальной подготовки предлагают годичные профессиональные курсы бухгалтеров, машинисток, дизайнеров, программистов, автомехаников, портных, поваров и др. Число таких учебных заведений, большинство из которых частные, достигает 3,5 тысяч. Правда, их выпускники не имеют права продолжать обучение в вузе, младшем или техническом колледже.
Вузы
В Японии около 600 университетов, включая 425 частных. Общая численность студентов превышает 2,5 млн. человек. Самыми престижными государственными университетами являются Токийский (основан в 1877 году, имеет 11 факультетов), университет Киото (1897 год, 10 факультетов) и университет в Осаке (1931 год, 10 факультетов). За ними в рейтинге следуют университеты Хоккайдо и Тохоку. Из частных наиболее известны университеты Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансайский университет в Осаке. Кроме них есть значительное количество "карликовых" высших учебных заведений, насчитывающих 200-300 студентов на 1-2 факультетах.
Поступить в государственные университеты можно, только закончив полную среднюю школу. Прием проводится в два этапа. На первом этапе абитуриенты централизованно сдают "Общий тест достижений первой ступени", который проводится Национальным центром по приему в университеты. Те, кто успешно выдержал тестирование, допускаются к вступительным экзаменам, проводимым уже непосредственно в университетах. Получившие высшие оценки по тестам допускаются к сдаче экзаменов в самые престижные университеты страны.
Следует подчеркнуть, что частные университеты проводят вступительные экзамены самостоятельно. Лучшие частные университеты имеют в своей структуре начальные, младшие и старшие средние школы и даже детские сады. И если абитуриент успешно прошел весь путь от детского сада до старшей школы в системе данного университета, он зачисляется в него без экзаменов.
Характерной особенностью организации учебного процесса в японских университетах является четкое деление на общенаучные и специальные дисциплины. Первые два года все студенты получают общеобразовательную подготовку, изучая общенаучные дисциплины - историю, философию, литературу, обществоведение, иностранные языки, а также слушая спецкурсы по своей будущей специальности. За первый двухгодичный период студенты получают возможность глубже вникнуть в суть избранной специальности, а преподаватели - убедиться в правильности выбора студента, определить его научный потенциал. Теоретически по окончании общенаучного цикла студент может поменять специализацию и даже факультет. В реальности, однако, такие случаи крайне редки и имеют место только в рамках одного факультета, а инициатором выступает администрация, а не студент. В последние два года студенты изучают избранную ими специальность.
Сроки обучения во всех университетах стандартизированы. Базовый курс высшего образования составляет 4 года по всем основным направлениям обучения и специальностям. Медики, стоматологи и ветеринары учатся на два года дольше. По окончании базового курса присуждается степень бакалавра - Gakushi. Формально студент имеет право числиться в вузе 8 лет, то есть отчисление нерадивых студентов практически исключается.
Выпускники вузов, проявившие способности к исследовательской работе, могут продолжить обучение на степень магистра (Shushi). Оно длится два года. Степень доктора философии (Hakushi) требует уже трех лет обучения для тех, кто имеет степень магистра, и не менее 5 лет для бакалавров.
Кроме студентов, аспирантов и докторантов, в японских вузах есть вольнослушатели, переводные студенты, студенты-исследователи и коллегиальные исследователи. Вольнослушатели зачисляются на базовый курс или в аспирантуру для изучения одного или ряда курсов. Переводные студенты из японских или зарубежных вузов зачисляются для посещения одной или более лекций либо для получения научного руководства в аспирантуре или докторантуре (с учетом полученных ранее зачетных единиц). Студенты-исследователи (Kenkyu-sei) поступают в аспирантуру на год и более для изучения какой-либо научной темы под руководством профессора данного университета, однако академические степени им не присуждаются. Наконец, коллегиальными исследователями называют преподавателей, учителей, научных работников и прочих специалистов, изъявивших желание проводить исследовательские работы под руководством профессора данного университета.
Система повышения квалификации
Выпускники высших учебных заведений продолжают обучение в корпорациях, принявших их на работу. Система "пожизненного найма" предусматривает, что человек работает в одной компании до 55-60 лет. При отборе претендентов учитывается рейтинг выпустившего их вуза, а также результаты, показанные на тестировании, включающем вопросы на определение степени общей подготовки и культуры, усвоение гуманитарных и технических знаний. Лучшие претенденты проходят собеседование, в ходе которого оцениваются их личностные качества (коммуникабельность, готовность к компромиссам, честолюбие, обязательность, умение войти в систему уже выстроенных отношений и т.д.).
Прием на работу производится один раз в году, в апреле. Сразу после этого новые сотрудники проходят обязательный краткий курс обучения, длительностью 1-4 недели. В его рамках они знакомятся с компанией, ее производственным профилем, организационной структурой, историей развития, традициями, концепцией.
После вводного курса для них наступает период ученичества, который варьируется по продолжительности от двух месяцев до года. Процесс обучения состоит в основном из практикумов, проводимых в различных подразделениях фирмы, курсов лекций и семинаров по системе организации производства, труда, сбыта, по специфике трудовой деятельности будущих управленцев. Соотношение практических и теоретических занятий почти всегда складывается в пользу первых (от 6:4 до 9:1).
В японских фирмах принята постоянная ротация кадров. После того как работник достаточно освоился с одной специальностью, он переводится на другое рабочее место, где процесс практического обучения начинается вновь. Периодическая смена рабочих мест в течение трудовой деятельности сотрудника (обычно 3-4 раза) считается лучшим способом повышения квалификации кадров. Благодаря ротации формируются "руководители широкого профиля", хорошо знающие особенности деятельности многих подразделений компании.
Кроме того, менеджеры проходят и дополнительное академическое обучение. Им читают курсы по управлению производством, его обслуживанию, сбыту продукции, финансовой деятельности, управлению кадрами и международной торговле.
Резюме.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что, образование в Японии является культом. И Воспитательным аспектам в японской системе образования уделяется большое внимание. И, по-моему, мнению это очень хорошо, так как любой человек в этой стране может быть уверен в своём будущем, а также в будущем своих детей. Хотя в Японии, так же как и в России наблюдается дефицит мест в детских садах. Так же как и в России, в японских детских садах наблюдается большая учебная нагрузка. Но в Японии в каждом учебном заведении работает целый коллектив медицинских работников: доктор, медсестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья. Все они следят за здоровьем маленьких японцев, что не помешало бы и нашим учебным заведениям, т.к. после окончанию средней школы выпускается всего 30 процентов здоровых детей.
Мне также понравилась система взаимосвязи всех образовательных учреждений, начиная от детского сада и заканчивая ВУЗом. Таким образом, ребёнок с малых лет идёт к своей цели и у него есть все гарантии того, что он обязательно будет учится в Вузе.
Еще один немаловажный аспект образования в Японии это то, что для каждого японца “кокоро” означает идею образования, которая не сводится только к знаниям и умениям, а способствует формированию характера человека, что немаловажно для дальнейшей жизни.
Университетский диплом в Японии является гарантом получения престижной и хорошо оплачиваемой работы, а это в свою очередь залог карьерного роста и материального благополучия, чего не скажешь об образовании в России.
Но больше всего мне нравится в системе этой страны, это то, что Япония единственная из развитых стран мира, где зарплата учителя выше зарплаты чиновников местных органов власти.
В целом, сравнивая японскую и российскую системы образования можно сказать, что они очень похожи и у них много общего, но японская система наиболее продумана и доведена до логического конца.
Список литературы
1. В.А.Зебзеева Дошкольное образование за рубежом: история и современность. – М.: ТЦ Сфера, 2007
2. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность. М., 2001.
3. Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование. США, Германия, Япония. Актуальные проблемы и пути развития. М., 1998. С. 47.
4. Энциклопедия «От А до Я»
5. Журнал "Обучение за рубежом" - №10 2000
6. Журнал «Япония сегодня» №10 октябрь 2004г
7. сайт www.japantoday.ru