Перспективный план по сенсорному воспитанию детей средней группы
месяц | цвет | форма | величина | |||
вид занятия | работа с детьми вне занятия | вид занятия | работа с детьми вне занятия | вид занятия | работа с детьми вне занятия | |
сентябрь |
Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития. Диагностика детей. | |||||
октябрь | 1.Развитие речи «В гости к белочке». Цель: упражнять в узнавании предмета по описанию. (Аджи А.В.)
2.Аппл. «Укроем землю листочками». Цель: учить наклеивать разноцветные листья. (Бондаренко Т.М.)
3.Конструирование из бумаги «Цветные мячики» Цель: научить детей делать из бумаги мягкие мячи. ( Лыкова И.А.)
4. Рисование «Елка». Цель: учить рисовать хвою концом кисти отрывистыми движениями. (Бондаренко Т.М.)
| 1.Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) Цель: развивать мелкую моторику рук.
2. Д/и «Подбери по цвету». Цель: закрепить представление о 4 основных цветах.
3. С/р. игра «Фруктовый ларек» Цель: учить подбирать предметы и атрибуты для игры. | 1.Рисование «Яблоко и груша». Цель: учить рисовать круглые и овальные предметы с натуры. (Колдина Д.Н.)
2.ФЭМП «Необыкновенный зоопарк». Цель: учить сравнивать 2 группы предметов, разных по форме; закреп. умение различать и называть плоские геом. фигуры: круг, квадрат, треугольник. (Помораева И.А.)
3.Констр-е «Теремок». Цель: упражнять в различении и назывании основ. геом.фигур при сооружении построек. (Бондаренко Т.М.) | 1.Игры со счетными палочками. Цель: учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки
2. Игра «Найди предмет». Цель: учить сопоставлять формы предметов с геом.образцами.
3. М/п. игра «Поймай и назови». Цель: уточнять представление детей о формах предметов.
4. Д/и «Четвертый лишний». Цель: упражнять в нахождении геом.форм. | 1.Развитие речи «Дети кормят рыбок». Цель: учить рассказ-ть по картине с опорой на вопрос воспитателя: развивать умение сравнивать, находить сходство и отличие. (БондаренкоТ.М.)
2.ФЭМП «Три поросенка». Цель: упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте). (Помораева И.А.)
3. Лепка «Миски для трех медведей». Цель: учить лепить по условию разные по величине предметы. (Лыкова И.А.) | 1. Пальчиковая игра «Пальчик, пальчик, где ты был?»
2.Д/и «Три медведя». Цель: закреплять умение сравнивать несколько предметов по величине.
3. Лепка осеннего дерева. Цель: упражнять отделять части из целого куска пластилина и соблюдать их размер при лепке предмета. |
ноябрь | 1.Рисование «Огурец и помидор» Цель: учить рисовать круглые и овальные предметы с натуры, закрепляя названия цветов. (Колдина Д.Н)
2. Констр. из полосок в технике «плетение». «Пестрый коврик». Цель: показать способ плетения салфеток.(Лыкова И.А.)
3.ФЭМП «В гостях у Буратино». Цель: упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы. (Помораева И.А.)
4. Рисование «Одеяло для Ванюшки» Цель: учить украшать предмет прямоуг. формы цветными полосками, чередуя их по цвету. ( Колдина Д.Н.)
| 1. Игра «Подбери предметы похожего цвета». Цель: обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификация по цвету.
2. Стих-е Ю.Тувима «Овощи».
3. Д/и «Радуга». Цель: ознакомление с системой цветов.
5.Апплик. «Красивые платочки для бабушек». Цель: учить создавать узоры из осенних листьев. ( Лыкова И.А.)
| 1.ФЭМП «Давайте поиграем». Цель: упражнять в умении различать и называть геом.фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. (Помораева И.А.)
2. Конструирование «Мосты». Цель: продолжать учить детей создавать постройку из готовых геометрических форм (конспект занятия)
3. Развитие речи «Модификация р.н.с. «Репка» Цель: работа с игровизорами: из геом.фигур дорисовать предмет. (Аджи А.В.)
| 1. Д/и «Разложи фигуры по местам». Цель: познакомить детей с плоскими геом.фигурами: круг, квадрат, треуг., прямоугольник
2. П/и «Строитель». Цель: развивать быстроту, ловкость, двиг.умения
3. Констр. «Мебель для кукол». Цель: упражнять детей делать постройки; в названии геом.фигур | 1. Худ.лит-ра «Дядя Степа» С.Михалкова Цель: учить детей чувствовать и понимать характер образов произ-й; взаимосвязь описанного с реальностью.
| 1. Игра «Что изменилось?». Цель: обучение выделению параметров величины предметов.
2. Пальчиковая игра «Ну-ка, братцы, за работу!»
3.Рисование «Дорога для автомобиля». Цель: упражнять в умении рисовать узкие-широкие, длинные-короткие дороги. |
Декабрь
|
1. ФЭМП «Чудесный мешочек». Цель: развивать умение сравнивать предметы по цвету. (Помораева И.А.)
2. Рисование «Филимоновская лошадь». Цель: учить расписывать силуэт игрушки, чередуя прямые полосы двух цветов. (Колдина Д.Н.)
3. Констр. из бумаги. «Новогодняя гирлянда». Цель: научить мастерить гирлянды из бумажных колец по цветовому алгоритму. (Лыкова И.А.)
. |
1. Лото «Цвет». Цель: закрепления знания основных цветов.
2. П/и «Два Мороза». Цель: развивать быстроту реакции, ловкость.
3. Игра «Какого цвета предмет?». Цель: упражнять в классифицировании предметов по определенному признаку; развивать быстроту мышления.
4. Рассматривание картины с изображением зимнего пейзажа. |
1. Лепка «Бублики, баранки, сушки». Цель: учить лепить три группы предметов, близких по форме, но различных по размеру. (Лыкова И.А.)
|
1. Д/и «Кто где спит». Цель: упражнять в умении различать и называть геом.фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. |
1.ФЭМП «Завяжем куклам бантики». Цель: учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине). (Помораева И.А.)
|
1. Д/и «Новогодние елочки». Цель: обучение детей использованию мерки для определения параметров величины.
2. П/и «Путешествие на лесную полянку».
|
январь | 1. Развитие речи «Зима». Цель: познакомить с признаками зимы; учить сравнивать зиму и осень. (Компл.зан. в ДОУ)
2.Лепка «Клубочки для котенка». Цель: учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали. (конспект занятия)
| 1. Лото «Цвет и форма». Цель: обучение ориентировке на 2 признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от величины.
2. Констр. «Гаражи для своих машин». Цель: формировать умение сооружать постройку в соответствии с цветом игрушки
3. Рисование «Узор на чашке». Цель: развивать чувство цвета, желание украсить форму узором. | 1. Худ. лит-ра Моделирование сказки «Два жадных медвежонка». Цель: учить описывать героев сказки; игровизоры с кругами. (Аджи А.В.) | 1. Д/и «Геометрическое лото». Цель: обучение сравнению формы изображенного предмета с геом.фигурой и подбору предметов по геом.образцу.
2. Задание «Найди недостающую фигуру». Цель: упражнять в нахождении геом.фигур | 1.ФЭМП «Играем с матрешками». Цель: учить сравнивать 3 предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. (Помораева И.А.)
2. Худ. лит-ра. «Про трех снеговиков». Цель: учить детей слушать внимательно, запоминать содержание сказки. (Ажди А.В.)
| 1. Д/и «Красивый узор». Цель: учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов.
2. Игра «Завяжем мишкам банты». Цель: упражнять детей выделять параметры величины предметов.
: |
февраль | 1.Рисование «Танк». Цель: учить рисовать танк, опираясь на образец, закрепляя названия цветов. (Компл.зан.в ДОУ)
2. Развитие речи «Путешествие в летнюю и зимнюю сказку». Цель: уточнить представление детей о смене времени года. (Аджи А.В.)
| 1.Д/и «Полянка». Цель: учить группировать предметы по цвету.
2. Игра «Что изменилось?». Цель: развивать наблюдательность, внимание; закреплять название основных цветов.
3. Чтение стих-я В.Артюховой «Белый дед» | 1. ФЭМП «Письмо из Простоквашино». Цель: упражнять в умении называть и различать геом.фигуры. (Помораева И.А.) | 1. Д/и «Подбери фигуру». Цель: закрепить представления детей о геом.формах.
2. Игра «Магазин». Цель: закреплять умение сопоставлять формы предметов с эталонами формы. | 1.ФЭМП «Делаем зарядку». Цель: учить сравнивать 4-5 предметов по ширине. (Помораева И.А.)
2. Лепка «Мы слепили снеговика». Цель: учить скатывать шары разной величины для фигуры снеговика. (Компл.зан.в ДОУ)
3. Рисование «Дома для матрешек» . Цель: учить рисовать маленькие и большие предметы. (Колдина Д.Н.) | 1. Игра «Построим башню». Цель: обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами.
2 Драматизация сказки «Три поросенка». Цель: развивать актерские способности. |
март | 1. Рисование «Салют». Цель: учить детей подбирать цветосочетания для создания задуманного образа. (Колдина Д.Н.)
2.Лепка ««Кукла». Цель: учить детей лепить куклу из пластилина, используя приемы: прямое и круговое раскатывание, защипывание, заглаживание; закрепить знания о цвете. (конспект занятия)
| 1.Д/и «Подбери чашки к блюдцам». Цель: учить детей различать цвета, развивать внимание.
2. Пальчиковая игра «Цветы»
| 1.Лепка «Два жадных медвежонка». Цель: учить лепить медвежонка; закреп.техн.приемы (Бондаренко Т.М.)
2.Конструирование «Грузовой транспорт». Цель: учить создавать плоскостные модели грузового транспорта по схеме; развивать представления о форме, величине, цвете отдельных геом. фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). (конспект занятия) 3. Рисование «Знакомая форма - новый образ». Цель: развивать умение преобразовывать знакомые формы в новый образ (нетрад.техника изображения) (конспект занятия)
| 1. Сл./и «Ищи и находи». Цель: упражнять детей находить в комнате предметы разной формы по слову-названию.
2. Игра «Составь предмет». Цель: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей геом.фигур. | 1.ФЭМП «Правильно пойдешь, секрет найдешь». Цель: учить сравнивать предметы по величине. (Помораева И.А.)
2.Лепка «Воробушки на кормушке». Цель: обучать детей лепке птиц конструктивным способом из 4-5 частей, разных по форме и размеру. (конспект занятия) 3. Рисование «Семья неваляшек». Цель: учить рисовать предмет с натуры определенного размера. (Колдина Д.Н.)
| 1. Д/и «Разложим мишкам мисочки». Цель: упражнять в понимании отношений по величине между объемными и плоскостными предметами. |
апрель | 1.Рисование «Лесная полянка». Цель: закреплять умение разбавлять основной , для получения оттенков(зеленый), смешивать зеленый с желтым, закрашивать лист в одном направлении, меняя оттенки зеленого.(конспект занятия) 2.Конструирование «Разноцветные зонтики». Цель: учить детей изготавливать зонтик, используя умение складывать круг пополам. (конспект занятия)
| 1. Загадки о цветах. Цель: закрепление цветов разных видов.
2. Рисование «Бабочка». Цель: формировать умение использовать сочетание цветов при доработке готовых силуэтов для создания выразительного образа
| 1. ФЭМП «Строим игровую площадку». Цель: упражнять в умении называть и различать геом.фигуры. (Помораева И.А.)
2.Рисование «Пасхальные яички». Цель: учить рисовать предметы овальной формы. (Колдина Д.Н.)
3. Развитие речи «Семья». Цель: учить составлять рассказ по картине. (Аджи А.В.)
| 1. Рисование «Салфеточки для фигурок-человечков». Цель: закрепить представления детей о геом.фигурах.
2. Д/и «Найди и покажи». Цель: закрепить знания детей о предметах разных геом.форм.
3. Моделирование стих-я В. Берестова «Дракон» | 1. ФЭМП «Весна пришла». Цель: учить сравнивать предметы по величине. (Помораева И.А.)
| 1. Д/и «Построим дом». Цель: упражнять детей зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения. |
май | Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития. Диагностика детей. |