Коррекция задержки психического развития через игру
Проблема задержки психического развития, на фоне неблагоприятной экологической и социальной ситуации приобретает все большую актуальность. В этой связи педагогу
следует владеть знаниями и умениям работать с данной категорией детей. Огромную роль в коррекции данной атипии различия может и должна игра, игровая деятельность
является ведущей для дошкольного возраста. Задержка психического развития – это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое обнаруживается при поступлении
в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности,
в преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР значительно отстает в своем развитии от игровой деятельности здоровых детей того же возраста.
Становление игровой деятельности у детей с задержкой психического развития подчиняется тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающихся детей,
но идет значительно, что и у нормальных детей, но идет значительно медленней и имеет ряд специфических особенностей
Если у нормально развивающих детей к шести годам сюжетно- ролевая игра достигает своего высшего расцвета, то у детей с ЗПР этого возраста она находится на значительно более ранних этапах своего развития, которые обычно отмечаются в преддошкольном, младшем дошкольном возрасте. У всех детей с ЗПР различной
степени выраженности вычленяются особенности мотивационно - целевой основы
игровой деятельности. Это проявляется в первую очередь в снижении активности
в области игрового поведения.
Для игры старших дошкольников с ЗПР характерен предметно- действенный способ ее построений. Чаще всего игры у детей с задержкой психического развития различной степени выраженности носят неречевой характер, крайне редко используются предметы -заменители. Игровое поведение у детей с ЗПР носит недостаточно эмоциональный характер, дети испытывают трудности в построении межличностного взаимодействия в процессе игровых действий, избегают взаимодействия со сверстниками.
Практические исследование игры детей с задержкой психического развития позволило сделать следующие выводы:
целенаправленное поэтапное взаимодействие в процессе игровой деятельности с детьми, страдающими задержкой психического развития, позволяет значительно расширить круг сведений и представлений детей об окружающем их мире предметов и
отношений между людьми, обогатить сенсорный опыт детей, активизировать их общение, в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы с ними.
Необходимо сформировать такие стороны игрового поведения, как овладение игровыми действиями, правилами развертывания сюжетной игры на основе моделирования предметного мира, овладение ролью и ролевыми действиями. Выявились особенности игровой деятельности детей с ЗПР, для преодоления которых
предложенных приемов и методов явно недостаточно.
Речь идет о трудностях осознания и моделирования мира межличностных отношений,
недостаточной широте отношений замещения, о трудностях формирования способность создавать воображаемую ситуацию и оперировать ее материалом, подчиняя ей предметный мир. На мой взгляд эти трудности обусловлены бедностью социального и житейского опыта детей, неспособностью их к общению. Эти трудности делают практически невозможным переход игры на самый высокий этап развития.
Опыт социальных и межличностных отношений, которые ребенок моделирует в игре, приобретает в общении со сверстниками и взрослыми. Общение детей с ЗПР, как правило, бедно по содержанию. Нормы и правила общения имеют конкретный характер и учитывают только позицию одной стороны.
Для развития сюжетно- ролевой игры, дошкольников с задержкой психического развития очень важно организовывать индивидуальное общение ребенка с взрослым, общение детей со сверстниками, общение в группе.
Обучение игровым действиям дошкольников с ЗПР рекомендуется проводить на ограниченном количестве игр. Обучение должно проходить поэтапно и начинаться как можно раньше, а сама методика должна обязательно включать задания с неопределенной проблемной ситуацией. Именно такие задания являются пусковым механизмом для развития воображения. Особое внимание необходимо обратить на формирование мотивационной готовности к совершенствованию своей деятельности.
Воспитатель второй категории группы детей с ЗПР
Стукалова Ольга Ивановна
ГБОУ № 1478 Москва
Комментарии
ИГРА
Очень интересная информация. Я уже несколько лет работаю с умственно отсталыми детьми но с нарушениями интеллекта более глубокой формы, но многое что вы написали думаю и мне пригодиться, конечно придётся немного адаптировать и приспособить к конкретным детям. Большое спасибо, очень рада информации.