Коррекция задержки психического развития через игру

Стукалова Ольга  Ивановна

   Проблема задержки психического развития, на фоне неблагоприятной экологической  и социальной ситуации приобретает  все  большую актуальность. В этой связи педагогу

следует владеть знаниями и умениям работать с данной категорией детей. Огромную роль в коррекции данной атипии различия может и должна игра, игровая деятельность

является ведущей для дошкольного возраста. Задержка психического развития – это понятие, которое говорит не о стойком и,  по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое обнаруживается при поступлении

в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной  целенаправленности,

в преобладании игровых интересов,  быстрой пресыщаемости в интеллектуальной  деятельности.  Игровая деятельность детей с ЗПР значительно отстает  в своем развитии от игровой деятельности здоровых детей того же возраста.

   Становление игровой деятельности у детей с задержкой психического  развития подчиняется тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающихся детей,

но идет значительно, что и  у нормальных детей, но идет значительно медленней и имеет ряд специфических особенностей

    Если   у нормально развивающих детей к шести годам сюжетно- ролевая игра достигает  своего высшего расцвета, то у детей с ЗПР этого возраста она находится на значительно более ранних этапах  своего развития, которые обычно отмечаются в преддошкольном, младшем  дошкольном возрасте. У всех детей с ЗПР различной

степени выраженности вычленяются особенности мотивационно - целевой основы 

игровой деятельности. Это проявляется в первую очередь в снижении активности

в области игрового поведения.

   Для игры старших дошкольников с ЗПР характерен предметно- действенный  способ ее построений. Чаще всего игры у детей с задержкой психического развития различной степени выраженности носят неречевой характер, крайне редко используются предметы -заменители.  Игровое поведение у детей с ЗПР носит недостаточно эмоциональный  характер, дети испытывают трудности в построении межличностного взаимодействия в процессе игровых действий,  избегают взаимодействия со сверстниками.

    Практические исследование игры детей с задержкой  психического развития позволило сделать следующие выводы:

     целенаправленное поэтапное взаимодействие в процессе игровой  деятельности с детьми, страдающими задержкой психического  развития, позволяет значительно расширить круг сведений и представлений детей об окружающем  их мире предметов и

отношений между  людьми, обогатить сенсорный опыт детей, активизировать их общение, в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы с ними.

    Необходимо сформировать такие стороны игрового поведения, как овладение игровыми действиями, правилами развертывания сюжетной игры на основе моделирования предметного мира, овладение ролью и ролевыми действиями.  Выявились  особенности игровой деятельности детей с ЗПР, для преодоления которых

предложенных приемов  и методов явно недостаточно.

  Речь идет о трудностях осознания и моделирования мира межличностных отношений,

недостаточной  широте отношений замещения, о трудностях формирования способность создавать воображаемую ситуацию и оперировать ее материалом, подчиняя ей предметный мир. На мой взгляд эти трудности обусловлены бедностью социального и житейского опыта детей, неспособностью их к общению. Эти трудности   делают практически невозможным переход  игры на самый высокий этап развития.

  Опыт социальных  и межличностных отношений, которые ребенок  моделирует в игре, приобретает в общении со сверстниками и взрослыми. Общение детей с ЗПР, как правило, бедно по содержанию. Нормы и правила общения имеют конкретный характер и учитывают только позицию одной стороны.

   Для развития сюжетно- ролевой игры, дошкольников с задержкой   психического развития очень важно организовывать индивидуальное общение ребенка с взрослым, общение детей со сверстниками, общение в группе.

    Обучение игровым действиям дошкольников с ЗПР рекомендуется проводить на ограниченном количестве игр. Обучение должно проходить поэтапно и начинаться как можно раньше, а сама  методика должна обязательно включать задания с неопределенной проблемной ситуацией. Именно такие задания являются пусковым механизмом для развития воображения. Особое внимание необходимо обратить на формирование мотивационной готовности к совершенствованию своей деятельности.   

                                                              Воспитатель второй категории группы детей с ЗПР

                                                                                                       Стукалова Ольга Ивановна

                                                                                                               ГБОУ № 1478  Москва

 

Комментарии

 Масленникова Юлия Васильевна

Очень интересная информация. Я уже несколько лет работаю с умственно отсталыми детьми но с нарушениями интеллекта более глубокой формы, но многое что вы написали думаю и мне пригодиться, конечно придётся немного адаптировать и приспособить к конкретным детям. Большое спасибо, очень рада информации.