приложение
Предварительный просмотр:
Приложение
Приложение 1
Список людей экспериментальной подгруппы
№ | Фамилия и имя испытуемого | дата рождения | возраст |
1 | Алла Воробьёва | 23.11.1985 | 25 |
2 | Виталик Боенков | 12.10.1988 | 22 |
3 | Борбащёв Владимир | 1.08. 1988 | 22 |
4 | Попов Дмитрий | 15.02.1984 | 27 |
5 | Воробьёв Вячеслав | 23.02. 1985 | 26 |
6 | Кономещенков Дмитрий | 26.03. 1987 | 23 |
7 | Демихова Анастасия | 9. 10. 1991 | 20 |
8 | Демихова Вероника | 9. 10. 1991 | 20 |
9 | Чекурова Оксана | 27.05.1984 | 27 |
10 | Макарова Анна | 15.06. 1985 | 25 |
Список людей контрольной группы
№ | Фамилия и имя | дата рождения | возраст |
20.03.1987 | 24 | ||
19.02.1988 | 23 | ||
10.03.1987 | 24 | ||
12.04.1986. | 24 | ||
Томара Алешкина | 19.03.1991 | 20 | |
2.02.1988 | 23 | ||
3.03 1987 | 24 | ||
25.04.1984 | 27 | ||
13.10.1985 | 25 | ||
24.04. 1985 | 26 |
Приложение 2
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)
Во время работы педагог находится далеко не в комфортных условиях. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с нездоровыми условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на слуховой и голосовой аппарат и т. д. Прежде всего, речь идет о психологических и организационных трудностях, связанных с преподаванием, а именно: необходимость постоянно «быть в форме», невозможность эмоциональной разрядки, неравномерность временной занятости, непостоянство возрастного состава учащихся и т. д. Все они могут привести к «эмоциональному выгоранию»
По мнению автора методики (В. В. Бойко), эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В го же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Под термином «партнер» понимается субъект профессиональной деятельности. В педагогической деятельности это учащиеся.
Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры
Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.
Фаза стресса | № | СИМПТОМ |
НАПРЯЖЕНИЕ | 1 | Переживание психотравмирующих обстоятельств |
2 | Неудовлетворенность собой | |
3 | «Загнанность в клетку» | |
4 | Тревога и депрессия | |
РЕЗИСТЕНЦИЯ | 1 | Неадекватное эмоциональное реагирование |
2 | Эмоционально-нравственная дезориентация | |
3 | Расширение сферы экономии эмоций | |
4 | Редукция профессиональных обязанностей | |
ИСТОЩЕНИЕ | 1 | Эмоциональный дефицит |
2 | Эмоциональная отстраненность | |
3 | Личностная отстраненность (деперсонализация) | |
4 | Психосоматические и психовегетативные нарушения |
Инструкция. Прочтите суждения и, в случае согласия отвечайте «Да», а в случае несогласия - «Heт».
Текст опросника
- Организационные недостатки на paботе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
- Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
- Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
- Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
- Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит or моего настроения - хорошего или плохого.
- От меня как профессионала мало зависит благополучие партнера.
- Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
- Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
- Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
- Моя работа притупляет эмоции.
- Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
- Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
- Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
- Работа с людьми приносит мне все меньше удовлетворения.
- Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
- Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
- Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
- Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
- Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
- Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
- Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
- Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
- Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
- При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
- Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
- Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
- Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной
- У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли я сделать все как надо, не сократят ли и т. д.
- Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
- В общении не работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
- Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
- Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
- Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
- Я очень переживаю за свою работу
- Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь oт них признательности.
- При мысли о работе мне обычно становится не по себе начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
- У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
- Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
- Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи на работе.
- Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
- Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
- Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на приятных и неприятных.
- Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
- Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того) что касается дела.
- Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
- Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
- На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
- После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение психического и физического самочувствия.
- На работе я испытываю постоянные физические и психические перегрузки.
- Успехи в работе вдохновляют меня.
- Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной.
- Я потерял покой из-за работы.
- На протяжении последнего года были жалобы (была жалоба) в мой адрес со стороны партнеров.
- Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое происходящее с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
- Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
- Я часто работаю через силу.
- Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
- В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
- Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
- После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
- Контингент партеров, с которыми я работаю, очень трудный.
- Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю
- Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив
- 64 Я в отчаянии оттого, что на работе у меня серьезные проблемы.
- Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мною.
- Я осуждаю партеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
- Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
- Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
- Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
- Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от чужих страданий, и отрицательных эмоций.
- Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
- Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
- Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
- Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я -достигаю в силу обстоятельств.
- Моя карьера сложилась удачно.
- Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
- Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
- Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
- Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
- Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
- Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
- Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
- Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
- Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Обработка и интерпретация данных
1. Определите сумму баллов, раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания». Для этого выпишите название четырех шкал по каждому из симптомов. Обнаружив совпадение ответов с ключом, оцените тем количеством баллов, которое указано рядом с номером вопроса в графе «Б». Каждая шкала включает семь вопросов и максимальное количество баллов равно 30.
2. Подсчитайте сумму показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования симптома «выгорания». Для этого сложите результаты по четырем шкалам каждой фазы в отдельности.
3. Найдите итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания», подсчитав сумму показателей всех 12 симптомов.
Ключ
НАПРЯЖЕНИЕ
Переживание психотравмирующих обстоятельств | |||||||||||||
№ | Б | № | Б | № | Б | № | Б | № | Б | № | Б | № | Б |
1+ | 2 | 13+ | 3 | 25+ | 2 | 37- | 3 | 49+ | 10 | 61+ | 5 | 73- | 5 |
Неудовлетворенность собой | |||||||||||||
2– | 3 | 14+ | 2 | 26+ | 2 | 38- | 10 | 50- | 5 | 62+ | 5 | 74+ | 3 |
«Загнанность в клетку» | |||||||||||||
3+ | 10 | 15+ | 5 | 27+ | 2 | 39+ | 2 | 51+ | 5 | 63+ | 1 | 75- | 5 |
Тревога и депрессия | |||||||||||||
4+ | 2 | 16+ | 3 | 28+ | 5 | 40+ | 5 | 52+ | 10 | 64+ | 2 | 76+ | 3 |
РЕЗИСТЕНЦИЯ
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование | |||||||||||||
№ | Б | № | Б | № | Б | № | Б | № | Б | № | Б | № | Б |
5+ | 5 | 17- | 3 | 29+ | 10 | 41 + | 2 | 53+ | 2 | 65+ | 3 | 77+ | 5 |
Эмоционально-нравственная дезориентация | |||||||||||||
6+ | 10 | 18- | 3 | 30+ | 3 | 42+ | 5 | 54+ | 2 | 66+ | 2 | 78- | 5 |
Расширение сферы экономии эмоций | |||||||||||||
7+ | 2 | 19+ | 10 | 31- | 2 | 43+ | 5 | 55+ | 3 | 67+ | 3 | 79- | 5 |
Редукция профессиональных обязанностей | |||||||||||||
8 + | 5 | 20+ | 5 | 32+ | 2 | 44- | 2 | 56+ | 3 | 68+ | 3 | 80+ | 10 |
ИСТОЩЕНИЕ
Эмоциональный дефицит | |||||||||||||
№ | Б | № | Б | № | Б | № | Б | № | Б | № | Б | № | Б |
9+ | 3 | 21+ | 2 | 33 + | 5 | 45- | 5 | 57 + | 3 | 69- | 10 | 81+ | 2 |
Эмоциональная отстраненность | |||||||||||||
10 + | 2 | 22 + | 3 | 34- | 2 | 46+ | 3 | 58 + | 5 | 70+ | 5 | 82+ | 5 |
Личностная отстраненность (деперсонализация) | |||||||||||||
11 + | 5 | 23 + | 3 | 35+ | 3 | 47+ | 5 | 59+ | 5 | 72+ | 2 | 83 + | 10 |
Психосоматические и психовегетативные нарушения | |||||||||||||
12+ | 3 | 24 + | 2 | 36+ | 5 | 48 + | 3 | 60+ | 2 | 72+ | 10 | 84+ | 5 |
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоциональною выгорания» Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов
9 баллов и меньше - не сложившийся симптом,
10-15 баллов - складывающийся симптом,
16 и более - сложившийся симптом
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или всем синдроме «эмоционального выгорания»
В каждой стадии стресса возможна оценка от 0 до 100 баллов. Однако, сопоставление полученных баллов по фазам не правомерно, так как не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы
По количественным показателям правомерно судить только о том, несколько каждая фаза сформировалась в большей или меньшей степени
36 и менее баллов фаза не сформировалась,
37-60 баллов - фаза в стадии формирования,
61 и более баллов - сформировавшаяся фаза
При интерпретации результатов можно рассмотреть следующие вопросы
- какие симптомы доминируют;
- какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»,
- объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами,
- в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы «эмоциональное выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
Приложение 3
Шкала самооценки уровня тревожности
(Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина).
Предлагаемый тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда — тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, эмоциональными, невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Однако тревожность не является изначально негативным феноменом. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».
Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.
Личностная тревожность относительно стабильна и не связана с ситуацией, поскольку является свойством личности. Реактивная тревожность, наоборот, бывает вызвана какой-либо конкретной ситуацией.
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
PT=∑1 - ∑2 + 50,
где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18; ∑2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, И, 15, 19, 20);
ЛТ = ∑1 - ∑2 + 35,
где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ∑2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).
При интерпретации результат можно оценивать следующим образом: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания; высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, руководства и психокоррекционной работы.
Бланк для ответов
Фамилия________________________________ Дата________________________
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет | Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершено верно | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничего не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я испытываю сожаление | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я чувствую себя отдохнувшим | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я неврвничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряженности | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Бланк для ответов
Фамилия________________________________ Дата________________________
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет | Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
21 | Я испытываю удовольствие | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | Я очень быстро устаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
23 | Я легко могу заплакать | 1 | 2 | 3 | 4 |
24 | Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения | 1 | 2 | 3 | 4 |
26 | Обычно я чувствую себя бодрым | 1 | 2 | 3 | 4 |
27 | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
28 | Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
29 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
30 | Я вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
31 | Я принимаю все слишком близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
32 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
33 | Обычно я чувствую себя в безопасности | 1 | 2 | 3 | 4 |
34 | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
35 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
36 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
37 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
38 | Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
39 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
40 | Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Приложение 4
Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова)
Цель методики: Оценка стрессоустойчивости
Сферы применения: Выявление уровня стрессоустойчивости
Примечание по использованию: групповая, индивидуальная
Инструкция. Вам предлагается бланк-опросник с утверждениями. Обведите кружком подходящий для вас вариант по каждому утверждению. Чем искреннее будут ваши ответы, тем более точный результат вы получите.
Утверждение | Редко | Иногда | Часто |
1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе | 1 | 2 | 3 |
2. Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем здоров | 1 | 2 | 3 |
3. Я постоянно переживаю за качество своей работы | 1 | 2 | 3 |
4. Я бываю настроен агрессивно | 1 | 2 | 3 |
5. Я не терплю критики в свой адрес | 1 | 2 | 3 |
6. Я бываю раздражителен | 1 | 2 | 3 |
7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно | 1 | 2 | 3 |
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым | 1 | 2 | 3 |
9. Я страдаю бессонницей | 1 | 2 | 3 |
10. Своим недругам я могу дать отпор | 1 | 2 | 3 |
11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность | 1 | 2 | 3 |
12. У меня не хватает времени на отдых | 1 | 2 | 3 |
13. У меня возникают конфликтные ситуации | 1 | 2 | 3 |
14. Мне не достает власти, чтобы реализовать | 1 | 2 | 3 |
15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом | 1 | 2 | 3 |
16. Я все делаю быстро | 1 | 2 | 3 |
17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт | 1 | 2 | 3 |
18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки | 1 | 2 | 3 |
Далее: подсчитайте суммарное число баллов, которое вы набрали, и определите, каков уровень вашей стрессоустойчивости по таблице:
Суммарное число баллов | Уровень вашей стрессоустойчивости |
51-54 53-50 49-46 45-42 41-38 37-34 33-30 29-26 25-18 | 1 – очень низкий 2 – низкий 3 – ниже среднего 4 – чуть ниже среднего 5 – средний 6 – чуть выше среднего 7 – выше среднего 8 – высокий 9 – очень высокий |
Чем меньше, число (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша стрессоустойчивость и наоборот. Если у вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни.
Каждый человек способен научиться владеть своим эмоциональным состоянием и тем самым ослабить влияние стрессовой ситуации.
Саморегуляция – это способность человека произвольно управлять своей деятельностью: планировать, ставить цель, осуществлять выбор и т.д., в том числе и контролировать свои эмоции, уметь расслабиться.
Приложение 5
В любой беседе нужно: | В беседе нельзя: |
Описывать действия. | Оценивать действия. |
Видеть проблему и искать пути её решения. | Видеть причину проблемы в виновности человека. |
Удовлетворять свои и чужие потребности. | Удовлетворять только свои потребности |
Видеть ценность партнёра и щадить его "Я-образ" | Задевать его "Я-образ", показывать недоверие. |
Быть гибким | Быть прямолинейным. |
Уважать потребность людей в признании, уважении и самоутверждении. | Не признавать право людей на уважение и ризнание. |
Формировать установку на согласие. Задавать вопросы для ответов "Да" | Задавать вопросы, предполагающие ответы "нет". |
Излагать выгоду и пользу своего предложения для партнёра | Делать упор на свои предложения. |
Управлять эмоциями и выдерживать позицию на равных в спокойной уверенности. | Допускать срывы, держать себя униженно или высокомерно. |
Уходить от позиционной "войны" в область общих интересов и искать пути их удовлетворения. | Отстаивать свою позицию упорно и несмотря ни на что. |
Свои аргументы и доводы встраивать в рассуждения партнёра. Использовать его аргументы в своих возражениях и отражать в форме вопросов и ответов. | "Вбивать" аргументы в партнёра. Свои возражения подавать в форме требований. |
Брать на себя всю ответственность за всё происходящее. | Обвинять партнёра в непонимании, упрямстве, перекладывать на него ответственность. |
Иметь выбор вариантов и предлагать их. | Останавливаться на первом приемлемом варианте. |
Понимать язык поз и жестов партнёра и подстраиваться к нему. | Игнорировать состояние партнёра. |
Подавать обратную связь как отражение собственных чувств и состояния. | Предлагать обратную связь в виде обвинений и негативной оценки личности партнёра или его действий. |
Уточнять смысл высказываний партнёра, отражать своё понимание этого смысла. | Поддаваться иллюзии: всё понятно без всяких уточнений. |
Оформлять представления о конечном желаемом результате в виде конкретного решения. | Формулировать цели беседы в терминах процесса (обсудить, достичь договорённости и т.д.) |
Искать объективную почву для принятия соглашения. | Использовать субъективные оценки и критерии. |
Видеть плюсы и минусы своих и чужих предложений. | Видеть только плюсы своих и минусы чужих предложений. |
Относиться к партнёру как к другу. | Относиться к партнёру нейтрально или враждебно. |
Приложение 6
Опросник САН
(самочувствие, активность, настроение)
Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
Испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.
Инструкция. Выберите и отметьте цифру, наиболее точно отражающую ваше состояние в данный момент.
| 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
| |
1 | Самочувствие хорошее |
|
|
|
|
|
|
| Самочувствие плохое |
2 | Чувствую себя сильным |
|
|
|
|
|
|
| Чувствую себя слабым |
3 | Пассивный |
|
|
|
|
|
|
| Активный |
4 | Малоподвижный |
|
|
|
|
|
|
| Подвижный |
5 | Веселый |
|
|
|
|
|
|
| Грустный |
6 | Хорошее настроение |
|
|
|
|
|
|
| Плохое настроение |
7 | Работоспособный |
|
|
|
|
|
|
| Разбитый |
8 | Полный сил |
|
|
|
|
|
|
| Обессиленный |
9 | Медлительный |
|
|
|
|
|
|
| Быстрый |
10 | Бездеятельный |
|
|
|
|
|
|
| Деятельный |
11 | Счастливый |
|
|
|
|
|
|
| Несчастный |
12 | Жизнерадостный |
|
|
|
|
|
|
| Мрачный |
13 | Напряженный |
|
|
|
|
|
|
| Расслабленный |
14 | Здоровый |
|
|
|
|
|
|
| Больной |
15 | Безучастный |
|
|
|
|
|
|
| Увлеченный |
16 | Равнодушный |
|
|
|
|
|
|
| Взволнованный |
17 | Восторженный |
|
|
|
|
|
|
| Унылый |
18 | Радостный |
|
|
|
|
|
|
| Печальный |
19 | Отдохнувший |
|
|
|
|
|
|
| Усталый |
20 | Свежий |
|
|
|
|
|
|
| Изнуренный |
21 | Сонливый |
|
|
|
|
|
|
| Возбужденный |
22 | Желание отдохнуть |
|
|
|
|
|
|
| Желание работать |
23 | Спокойный |
|
|
|
|
|
|
| Озабоченный |
24 | Оптимистичный |
|
|
|
|
|
|
| Пессимистичный |
25 | Выносливый |
|
|
|
|
|
|
| Утомляемый |
26 | Бодрый |
|
|
|
|
|
|
| Вялый |
27 | Соображать трудно |
|
|
|
|
|
|
| Соображать легко |
28 | Рассеянный |
|
|
|
|
|
|
| Внимательный |
29 | Полный надежд |
|
|
|
|
|
|
| Разочарованный |
30 | Довольный |
|
|
|
|
|
|
| Недовольный |
Обработка результатов и интерпретация
Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Вопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Вопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (внимание: полюса шкалы постоянно меняются).
Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.
При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
Приложение 7
«Самооценка эмоциональных состояний»
А. Уэссман и Д. Рикс
Довольно простым опросником для самооценки эмоциональных состояний является методика, разработанная американскими психологами А. Уэссманом и Д. Риксом (в данном случае приводится ее сокращенный вариант).
Методика применяется для самооценки эмоциональных состояний и степени бодрствования. Данная методика эффективна, если необходимо выявить изменение эмоционального состояния человека на протяжении определенного периода времени. Простота выполнения задания делают ее весьма оперативным инструментом. При этом можно как вычерчивать кривые изменения отдельных показателей, так и работать только с интегральным результатом. К недостаткам вышеописанной методики можно отнести следующие:
1) Утверждения, включенные в 1-3 разделы, описывают эмоциональное состояние человека лишь в диапазоне понятий «тревога/спокойствие» и «подъем/депрессия», не отражая выраженность других эмоций, таких, например, как гнев, обида, разочарование, гордость и др.
2) Утверждения, составляющие 4 раздел, характеризуют в основном когнитивную сферу (убеждения человека, касающиеся его возможностей), а не сферу эмоций.
3) Обращает внимание различие в системе оценок утверждений, составляющих четыре разных раздела методики. Так, повышение оценок, присваиваемых утверждениям 1 раздела, отражает повышение степени психической адаптации испытуемого, при этом самая высокая оценка по этому разделу указывает на наивысший уровень психической адаптации. Однако во 2 и 3 разделах наивысшие значения присваиваются таким утверждениям («Порыв, не знающий преград, жизненная сила выплескивается через край» и «Сильный подъем, восторженное веселье»), которые отражают уже не столько состояние психической адаптации, сколько патологическое гипоманиакальное состояние. В этой связи общая шкала, получаемая при суммировании оценок по всем четырем разделам, представляется нелинейной: то время как низкие значения интегрального показателя свидетельствуют о выраженной психической дезадаптации, высокие значения интегрального показателя не могут трактоваться столь однозначно. Иначе говоря, интегральный показатель данной методики более чувствителен к состоянию психической дезадаптации, чем к состоянию адаптации.
Инструкция. Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите.
Опросник
Спокойствие – тревожность
10. Совершенное спокойствие. Непоколебимо уверен в себе.
9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь.
8. Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно.
7. В целом уверен и свободен от беспокойства.
6. Ничто особенно не беспокоит меня. Чувствую себя более или менее непринужденно.
5. Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немного встревожен.
4. Переживаю некоторую озабоченность, страх, беспокойство или неопределенность. Нервозен, волнуюсь, раздражен.
3. Значительная неуверенность. Весьма травмирован неопределенностью. Страшно.
2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом.
1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган неразрешимыми трудностями.
Энергичность – усталость
10. Порыв, не знающий преград. Жизненная сила выплескивается через край.
9. Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия, сильное стремление к деятельности.
8. Много энергии, сильная потребность в действии.
7. Чувствую себя свежим, в запасе значительная энергия.
6. Чувствую себя довольно свежим, в меру бодр.
5. Слегка устал. Леность. Энергии не хватает.
4. Довольно усталый. В запасе не очень много энергии.
3. Большая усталость. Вялый. Скудные ресурсы энергии.
2. Ужасно утомлен. Почти изнурен и практически не способен к действию. Почти не осталось запасов энергии.
1. Абсолютно выдохся. Неспособен даже к самому незначительному усилию.
Приподнятость – подавленность
10. Сильный подъем, восторженное веселье.
9. Возбужден, в приподнятом состоянии. Восторженность.
8. Возбужден, в хорошем расположении духа.
7. Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен.
6. Чувствую себя довольно хорошо, «в порядке».
5. Чувствую себя чуть-чуть подавленно, «так себе».
4. Настроение подавленное и несколько унылое.
3. Угнетен и чувствую себя очень подавленно. Настроение определенно унылое.
2. Очень угнетен. Чувствую себя просто ужасно.
1. Крайняя депрессия и уныние. Подавлен. Все черно и серо. Уверенность в себе – беспомощность.
Уверенность в себе – беспомощность
10. Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что хочу.
9. Чувствую большую уверенность в себе. Уверен в своих свершениях.
8. Очень уверен в своих способностях.
7. Чувствую, что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши.
6. Чувствую себя довольно компетентным.
5. Чувствую, что мои умения и способности несколько ограничены.
4. Чувствую себя довольно неспособным.
3. Подавлен своей слабостью и недостатком способностей.
2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности.
1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получится.
Обработка результатов и интерпретация
Определяют следующие показатели:
И1 – «Спокойствие – тревожность» (индивидуальная самооценка — И1 — равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из данной шкалы. Аналогично получаются индивидуальные значения по показателям И2-И4).
И2 – «Энергичность – усталость».
ИЗ – «Приподнятость – подавленность».
И4 – «Чувство уверенности в себе – чувство беспомощности».
И5 – Суммарная (по четырем шкалам) оценка состояния:
И5 = И1 + И2 + ИЗ + И4, где
И1, И2, ИЗ, И4 – индивидуальные значения по соответствующим шкалам.
Если сумма баллов от 26 до 40, то испытуемый высоко оценивает свое эмоциональное состояние, если от 15 до 25 баллов, то средняя оценка эмоционального состояния и низкая если от 4 до 14 баллов.
В общем виде эмоциональное состояние - характеристика эмоций человека, отражающая ее положение относительно объектов окружающей среды. Состояние может быть наблюдаемо как внешне, так и внутренне. Внутреннее состояние эмоций фиксируется сознанием субъекта на определенный момент времени тех ощущений благополучия (неблагополучия) как организма в целом, как и его частей. Внешне оценка состояния эмоций фиксируется высказываниями испытуемого по определенным признакам. Состояние человека выступает регулятивной функцией адаптации к окружающей среде или ситуации.
Шкала "Спокойствие-тревожность"
выше 5-6 баллов. В опросе испытуемый показывает преобладание "Спокойствия": выдержанность, сдержанность, терпеливость, степенность, благоразумность, уравновешенность, невозмутимость, терпимость.
5-6 баллов. В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале "Спокойствие-тревожность" без явного преобладание одного из полюсов.
1-4 балла. По самооценке испытуемого прогнозируется задерганность, запуганность, закомплексованность, нерешительность, пугливость, нервность, неуверенность, напряженность, боязливость.
Шкала "Энергичность-усталость"
выше 5-6 баллов. Испытуемый оценивает себя как личность: инициативный, деятельный, предприимчивый, одержимый, устремленный, активный, кипучий, пробивной, расторопный.
5-6 баллов. В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале "Энергичность-усталость" без явного преобладание одного из полюсов.
1-4 балла. Испытуемый оценивает себя как: неинициативный, пассивный, инертный, безынициативный, вялый, апатичный, безразличный, медлительный.
Шкала "Приподнятость-подавленность"
выше 5-6 баллов. Испытуемый оценивает себя как: кипучий, темпераментный, задорный, порывистый, энергичный, вольнолюбивый, раскрепощенный, живой, подвижный, бойкий.
5-6 баллов. В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале "Приподнятость-подавленность" без явного преобладание одного из полюсов.
1-4 балла. Испытуемый оценивает себя как: застенчивый, робкий, нерешительный, несмелый, запуганный, стеснительный, угнетенный, оробелый, подавленный, задавленный.
Шкала "Уверенность в себе - чувство беспомощности"
выше 5-6 баллов. Испытуемый оценивает себя как: боец, закаленный, решительный, упорный, героический, работоспособный, сильный, волевой, твердый, бесстрашный, отважный, самостоятельный.
5-6 баллов. В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале "Уверенности-беспомощности" без явного преобладание одного из полюсов.
1-4 балла. Оценивается: безответный, слабохарактерный, безгласный, несмелый, слабый, слабовольный, пришибленный.
Суммарная оценка состояния
Этот показатель отражает выраженность, степень эмоционального подъема/истощения испытуемого.
Приложение 8
Тест эмоций
(Опросник Басса-Дарки, адаптированный Г. А. Цукерман)
Цель: выявить предрасположенность к различным типам негативного поведения.
Время: 15 минут.
Инструкция: Оцени, насколько характерны для тебя следующие реакции. На бланке для ответов
обведи номера тех вопросов, на которые ты отвечаешь «да». Отметь количество обведенных
номеров (баллов) по каждому виду эмоциональных реакций и построй график.
Вопросы теста:
1 Если я разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
2 Иногда я раздражаюсь настолько, что могу бросить какой-то предмет.
3 Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4 Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
5 Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
6 Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7 Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
8 Если я кого-то обманываю, то мне становится стыдно.
9 Мне кажется, что я могу ударить человека.
10 Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
11 Иногда люди раздражают меня просто фактом своего присутствия.
12 Если мне не нравится какое-то правило, то хочется его нарушить.
13 Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
14 Я думаю, что многие люди не любят меня.
15 Я требую, чтобы люди уважали мои права.
16 Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17 Я знаю людей, которые могут довести меня до того, что захочется драться.
18 Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
19 Иногда я могу взорваться, как пороховая бочка.
20 Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.
21 Есть люди, к которым я испытываю ненависть.
22 Довольно много людей мне завидует.
23 Если я злюсь, я могу выругаться.
24 Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25 Если меня кто-то обидит, я могу дать сдачи.
26 Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
27 Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
28 Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
29 Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
30 Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
31 Если кто-то раздражает меня, я могу сказать все, что о нем думаю.
32 Меня угнетает, что я мало помогаю своим родителям.
33 Если кто-то первый ударит меня, я ему отвечу тем же.
34 В споре я часто повышаю голос.
35 Я раздражаюсь из-за мелочей.
36 Того, кто корчит из себя начальника, я стараюсь поставить на место.
37 Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
38 У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
39 Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение.
40 Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
Шкалы
Твоя агрессивность — твое личное дело до тех пор, пока она не затрагивает других людей.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Шкалы
Номера вопросов
Физическая агрессия (Ф)
1
9
17
25
33
Косвенная агрессия (К)
2
10
18
26
34
Раздражительность (Р)
3
11
19
27
35
Негативизм (Н)
4
12
20
28
36
Обидчивость (О)
5
13
21
29
37
Подозрительность (П)
6
14
22
30
38
Вербальная агрессия (В)
7
15
23
31
39
Чувство вины (Ч)
8
16
24
32
40
Построенный график показывает, какие проявления агрессии характерны именно для тебя.
Точка, расположенная на графике выше пунктирной линии, говорит о выраженности данной
формы поведения.
Физическая агрессия — склонность к самому примитивному виду агрессии. Тебе свойственно
решать вопросы с позиции силы. Возможно, образ жизни и личностные особенности мешают тебе
искать более эффективные методы взаимодействия. Рискуешь нарваться на ответную агрессию.
Косвенная агрессия — конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако
увлекаться этим не стоит. Пожалей мебель и посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так
недолго и пораниться.
Раздражительность — плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к
разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать изнутри, как серная кислота, пока не
прорвется наружу. Когда прорвется — см. «физическая и косвенная агрессия».
Негативизм — реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже
разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «Выбью себе глаз,
пусть у тещи будет зять кривой».
Обидчивость — готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку,
пренебрежение, желание унизить тебя. Здорово отравляет жизнь.
Подозрительность — готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел,
направленный против тебя. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.
Вербальная агрессия — за словом в карман ты не полезешь. А зря. Последствия необдуманного
слова могут быть куда более разрушительными, чем последствия драки.
Чувство вины — поздравляю, ты никого не ударил, ничего не разбил, ни на кого не наорал.
Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто в чем-то виноват? Если ты чувствуешь себя
в ответе за свои эмоции, значит, умеешь ими управлять. Что же с этим делать? Как минимум знать
— чтобы понимать, что этим качеством природа наделила тебя более щедро, чем следовало бы.
Максимум — вспомнить, кто в доме хозяин — ты или твои эмоции?
Процесс укрощения эмоций можно сравнить с укрощением диких лошадей. Их нельзя объезжать,
предоставляя им полную свободу или, наоборот, постоянно пользуясь кнутом. Обе крайности
неизбежно приведут к неудаче. С одной стороны, нельзя раз и навсегда сказать себе, что все
попытки приручить дикую лошадь ни к чему не приведут. С другой — мы должны признать, что
лошадь дикая, и проявлять терпение при ее приручении. Но, вероятно, самое главное состоит в
том, что она должна признать в нас своего укротителя.
Приложение 9
Ход беседы
Педагог-психолог: здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о человеческих эмоциях. Наверняка вам кажется, что вы уже все знаете об эмоциях, но я сегодня предлагаю вам не просто скучную лекцию или беседу на тему «Что я знаю об эмоциях», а краткий практикум с новой интересной информацией о человеческих эмоциях.
Эмоции, в строгом значении слова - это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Поэтому понятие эмоция уже, чем понятие чувство. В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий.
Происхождение эмоций: (вопрос по пройденной теме: что такое потребности и какие потребности являются базовыми, основополагающими?). По мере эволюции наших предков период взросления и обучения молодых особей становился все более длительными требовался все больший и больший срок, чтобы научиться добывать пищу, заботиться о себе. Для того чтобы ребенок выжил, между ним и человеком, заботившимся о нем (обычно это мать), должна была возникнуть тесная взаимная привязанность (младенец просто не выжил бы, если бы его мать не испытывала мощной потребности держать его на руках. Ребенок во всем зависит от матери: она удовлетворяет его потребности в пище, тепле, уходе, защищает его от опасности.). Мы не знаем, каким образом она возникла и как трансформировалась в ходе эволюции, но, основываясь на данных современных исследований, можно с уверенностью утверждать, что цементирующим фактором взаимной привязанности матери и ребенка являются эмоции.
Шкала эмоциональных проявлений | Эмоция | ||
Внимательный | Концентрированный | Собранный | Интерес |
Наслаждающийся | Счастливый | Радостный | Радость |
Удивленный | Изумленный | Пораженный | Удивление |
Унылый | Печальный | Сломленный | Горе |
Возбужденный | Гневный | Безумный | Гнев |
Чувствующий неприязнь | Чувствующий отвращение | Чувствующий омерзение | Отвращение |
Презрительный | Пренебрегающий | Надменный | Презрение |
Пугающий | Страшный | Сеющий панику | Страх |
Застенчивый | Робкий | Стыдливый | Стыд |
Сожалеющий | Виноватый | Раскаивающийся | Вина |
Доверие | Страх | Брезгливость | |
Жалость | Любовь | Радость | |
Скука | Досада | Печаль | |
Гнев | Грусть | Ярость |
Комментарии
этикет
данная анкета предназначена на выявление культуры поведения"этикета"