какой спорт лучше?
Всем детям для нормального роста и развития необходима двигательная активность. Ее значение трудно переоценить: она восстанавливает работоспособность, повышает физические качества, улучшает обмен веществ и функциональные возможности разных систем организма, помогает освоить полезные и красивые движения, расширяет общение, дает новые знания о себе и своем организме и многое другое. Это не значит, что не нужно заниматься музыкой, играть в компьютерные игры, ходить в театр, кино, на концерты или дискотеки, смотреть телевизор. Все это нужно для отдыха и духовного обогащения; да просто потому, что интересно и приятно. Но не много ли развлечений?
Приятное с полезным
В занятиях физическими упражнениями и спортом – резервы творческой работоспособности и гарантия от срывов и заболеваний. Зная двигательные предпочтения ребенка, лучше предложить ему более приятные для него физические упражнения (пойти «навстречу природе»). Он будет заниматься с удовольствием, быстрее заметит свои успехи и будет стараться их развивать. И для здоровья не столь важен выбор движений, гораздо важнее сама физическая нагрузка как средство развития его физиологических систем. Если вы не профессионал в физическом воспитании, то вряд ли стоит заниматься с ребенком техникой спортивных движений. Неправильно сформированный двигательный навык исправить сложно, лучше поручить это дело специалисту – педагогу физического воспитания.
Есть распространенное мнение: на стадионе или в спортзале не до отдыха, там приходится «пахать». На самом деле отдых – это переключение с преобладающего вида деятельности на какой-то другой. Активный отдых значительно полезнее пассивного «ничегонеделания»! Чем больше «неподвижная» составляющая нагрузки человека вообще, а растущего тем более, тем важнее активный отдых, отдых от неподвижной позы. Не надо противопоставлять занятия оздоровительными физическими упражнениями отдыху и развлечениям. Физкультура, оставаясь серьезным делом, должна в то же время доставлять радость занимающемуся, а не быть для него тяжким бременем. Кстати, при работе мышц в организме вырабатываются так называемые «эндогенные опиоды» – вещества, которые при попадании в мозг вызывают ощущение удовольствия – чувство «мышечной радости».
Важно, чтобы вид занятий был по душе: волейбол или футбол, ритмическая гимнастика, плавание, лыжи, теннис… А если занятия по душе и в радость, то это не только польза, но и большое удовольствие. И не беда, если в поисках любимого вида спорта ребенок сменит пару-тройку спортивных секций. Пусть в каждой из них он освоит хотя бы азы правильной техники движений – двигательные навыки сохраняются и могут пригодиться в дальнейшем. А время, затраченное на физические упражнения, в любом случае пойдет на пользу здоровью.
Какие двигательные умения надо освоить каждому ребенку?
Прежде всего научиться ходить и бегать в разном темпе, прыгать в длину и вверх. Но еще очень важно плавать, ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках. Это поможет развивать силу, выносливость, координацию движений. Не меньше пользы для владения своим телом принесут и разные виды гимнастических упражнений, делающие человека гибким, ловким, подвижным. Девочки, занимающиеся художественной гимнастикой, отличаются правильной осанкой, грацией и пластичностью, а также музыкальностью.
Итак, какую же спортивную секцию выбрать ребенку и когда следует начинать занятия? Дети приходят в спортивные школы и секции по-разному. Иногда сами, вместе с одноклассниками, по рекомендации учителя физкультуры. Но лучше всего, чтобы это решение, как и любое другое, принималось на семейном совете после обсуждения всех «за» и «против» и, конечно, учитывая желание и склонности самого ребенка. Доводы «за» будут зависеть от взглядов и возможностей семьи. А вот в числе «против» может оказаться состояние здоровья, поэтому надо посоветоваться с врачами, причем лучше всего обратиться в кабинет лечебной физкультуры или врачебно-физкультурный диспансер. Главное – выбрать тот вид спорта, который не усугубит болезнь, а поможет укрепить организм и избавиться от недуга.
Спортивную секцию выбираем с умом
Если состояние здоровья ребенка позволяет ему заниматься в любой спортивной секции, следует постараться учесть тип его телосложения, т.е. особенности конституции. И, конечно, возраст, потому что развитие мышц и систем их обеспечения энергией у детей и подростков в разные периоды развития неодинаково. И у разных типов конституции в одном возрасте – тоже.
Чтобы занятия физкультурой и спортом не казались скучной и неприятной работой, в любом возрасте лучше предлагать и выбирать те виды физической активности, которые лучше получаются, легче удаются и доставляют удовольствие. Это очень важно для выраженных дигестивников и астеников с их особенностями и связанными с ними проблемами. Ведь когда они смогут показать самим себе и другим (неизвестно, что более важно), что в этих упражнениях они если и не впереди всех, то уж точно не хуже других, то станут все чаще заглядывать в спортзал и меньше переживать за свою «неуклюжесть». А это залог здоровья не только физического, но и психического.
Детям мышечного типа одинаково легко даются почти все виды физических упражнений, им доступны любые виды спорта. Обладая отличной взрывной силой, особенно хорошо эти дети осваивают естественные движения скоростно-силового характера. В легкой атлетике это спринтеры, прыгуны и метатели, это гимнасты, теннисисты, футболисты и другие «игровики», конькобежцы – словом, спортсмены практически любых специализаций.