Кружок "Волшебный квадратик"

В программе представлен и распределен помесячно материал по обучению детей  процессу создания фигур-оригами, ознакомлению с историей возникновения,  разнообразием,  красочностью фигур из бумаги с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_kvadratik.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

     

Программа кружка

 «Волшебный квадратик»

с детьми санаторной группы

(4-6 лет)

на 2013/2014 учебный год

                                                                                     

                                                                                    Руководители:

                                                                                     Ушкова Л.Н.

                                                                                     Мяделец Н.С.

                                   

 2013г.     

Содержание:

1

Список детей

2

2

Режим работы

2

3

Пояснительная записка

3    

4

Цели и задачи

4

5

Перспективный план

4-8

6

Используемая литература

8

Список детей:

Режим работы кружка: вторник, четверг – 15.30-16.00

Пояснительная записка

В программе представлен и распределен помесячно материал по обучению детей  процессу создания фигур-оригами, ознакомлению с историей возникновения,  разнообразием,  красочностью фигур из бумаги с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами стимулирует развитие памяти, совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Оригами активизирует мыслительные процессы, - соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий), способность контролировать, анализировать свои действия. Способствует разработке тонких и точных движений ребенка. Бумага как материала  доступна для дошкольников, проста в обработке.

Программа призвана способствовать развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе, формированию важных качеств дошкольников:

  • умению слышать и слушать воспитателя
  • принимать умственную задачу и находить способ ее решения
  • развитию самоконтроля и самооценки

Организационно-методическое обеспечение программы:

Программа «Волшебный квадратик» рассчитана на 1 год (старший возраст.)   

Занятия проводятся  с сентября по  май,  два раза в неделю, во вторую половину дня.

количество занятий


количество детей в группе

в неделю

в месяц

в год

2

8-9

74

6

                                                                                                                                                                                       

Методы, используемые на занятиях кружка:

  • беседа, рассказ, сказка;
  • рассматривание иллюстраций;
  • показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети:
– познакомятся с искусством оригами;

– научатся различным приемам работы с бумагой;
– освоят основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
– усвоят процесс создания композиции, выполненными в технике оригами;
– получат определенное развитие внимания, памяти, мышления, пространственного  

   воображения; мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческой  

   способности и фантазии.
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Составление альбома лучших работ. Проведение выставок детских работ. Инсценировки с использованием детских и совместных творческих изделий.            

Цель программы – развитие творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.

Задачи кружка:

  • Познакомить детей с искусством оригами, основными геометрическими понятиями, составляющими заготовки работ (круг, квадрат, треугольник и т.д.)
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.  Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

                                             

Сентябрь



Тема


Цель


Литература

Кол-во часов






1-2



Знакомство с искусством оригами.

Познакомить детей с искусством оригами.

Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая , толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется)

Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон.

Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.





Г.И. Долженко

«100 оригами».

стр:5-7







1





3-4




Превращения квадратика.

Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру.

Развивать творческое воображение и фантазию.




        Г.И. Долженко

«100 оригами».

стр:10-13







1




5-6



«Дом».

Знакомство с основной базовой формой «книжка».

Повторить основные элементы складывания.

Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

Превращение квадратика в дом.



Г.И. Долженко

«100 оригами».

стр:152



1



7-8



«Пароход».

Учить сгибать углы квадрата к центру, совмещая углы в центре квадрата. Продолжать учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.


Г.И. Долженко

«100 оригами».

стр.148



1

Октябрь



1-2


«Мордочка собаки»

Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём  складывания квадрата по диагонали                      ( базовая форма – «треугольник»)

«Оригами от простого к сложному»   стр:76



1



3-4


«Мордочка зайца»

Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.


«Оригами от простого к сложному»   стр:80




1


5-6


«Прыгающая лягушка»

Закрепить умение в складывании квадрата по диагонали. Научить детей слушать устные инструкции педагога. Воспитывать внимание.

«Оригами от простого к сложному»   стр:119



1




7-8



«Летучая мышь»

Вспомнить с детьми базовую форму – двойной треугольник. Развивать у детей умение складывать и преобразовывать данную форму. Учить выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы. Стимулировать и развивать память.



«Оригами от простого к сложному»   стр:94




1


9


«Парус и рыбка»

Учить детей складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к результатам своего труда.

Г.И. Долженко

«100 оригами».

стр.18-19



1

Ноябрь


    1-2


«Рыбка»

Продолжать учить сгибать квадрат книжкой, отгибать один из уголков кверху наискосок. Закрепить умение приклеивать, рисовать глаза.


Г.И. Долженко

«100 оригами».

стр:35-36



1



3-4



«Медведь»

Продолжать учить сгибать квадрат книжкой, сгибать углы к центральной линии. Закрепить умение вырезать по контуру, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость.


Г.И. Долженко

«100 оригами».

стр:38-39



1



5-6



«Зубр»

Продолжать учить сгибать квадрат книжкой, сгибать углы к центральной линии. Закрепить умение вырезать по контуру, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость.


Г.И. Долженко

«100 оригами».

стр:40-41



1



7-8



«Тигр»

Продолжать учить сгибать квадрат книжкой, сгибать углы к центральной линии. Закрепить умение вырезать по контуру, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость.


Г.И. Долженко

«100 оригами».

стр:43-44



1

Декабрь



1-2


«Звезда сборная»

Закрепить умение в складывании квадрата по диагонали. Научить детей слушать устные инструкции педагога. Воспитывать внимание.


Г.И.Долженко

«100 оригами».

стр:50-51



1




3-4



Корона

Учить сгибать углы квадрата к центру, совмещая углы в центре квадрата. Продолжать учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.



«Оригами от простого к сложному»   стр:296



1




5-6



Рождественская

звезда

Учить сгибать квадрат по диагонали. Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель. Воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги.                        



С.Афонькин

«Игрушки»

Стр.50



   1




7-8




«Дед мороз»

Продолжать учить детей из базовой формы «воздушный змей» складывать фигурку Деда Мороза. Формировать самостоятельность, уверенность в себе. Воспитывать добрые чувства к близким, желание порадовать их открыткой к празднику.



Г.И.Долженко

«100 оригами».

стр:56-57



1

9

Сказка из листа

Воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги. Развивать у детей фантазию, умение обыгрывать свои поделки.

Сказка из листа

0.5

Январь


1-2


  Хлопушка

Учить складывать прямоугольник по горизонтали, следуя словесным указаниям воспитателя.

Новая книга оригами.

О.Щеглова

Стр.143


   1

3-4


Снегирь

Базовая форма «треугольник». Рассказать о другом названии – «косынка».

Новая книга оригами.

О.Щеглова

Стр.79


1

5-6


Цветок «Сказка»

Базовая форма «долина». Продолжать учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

Новая книга оригами.

О.Щеглова

Стр.160



1



7



Лиса

Научить детей слушать устные инструкции педагога.

Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой.

Новая книга оригами.

О.Щеглова

Стр.119


0.5

Февраль


           1


Истребитель

Продолжать учить складывать прямоугольник пополам. Развивать у детей фантазию, умение обыгрывать свои поделки.

«Оригами от простого к сложному»   стр:16


1



3-4


Самолет

Закрепить умение в складывании прямоугольник по диагонали. Научить детей слушать устные инструкции педагога. Воспитывать внимание.

«Оригами от простого к сложному»   стр:19


1


5-6


Ширококрылый самолет

Продолжать учить складывать прямоугольник пополам, ровно соединяя углы.

«Оригами от простого к сложному»   стр:34


1



7-8


Самолет «Кальмар».

Продолжать учить складывать прямоугольник пополам, ровно соединяя углы. Развивать у детей фантазию, умение обыгрывать свои поделки.

«Оригами от простого к сложному»   стр:37


1

Март



1-2


«Лилии для мамочки»


Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя.

Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия стр:48



1



3-4


Рамка для фотографии


Учить детей работать с бумагой разного качества, складывать её по словесному указанию воспитателя.

Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия стр:154


    1




5-6




Чашка

Закрепить умение складывать квадрат по диагонали. Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель. Воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги.

Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия стр:47





1



7-8



Бумажный поцелуй

Закрепить умение детей складывать квадрат по диагонали используя двухсторонней бумагой. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость.

Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия стр:184



1

Апрель




1-2



Шляпы из газет

Продолжать учить сгибать квадрат книжкой, отгибать один из уголков книзу наискосок. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость.

Бич Р. Оригами. Большая иллюст-рированная энци-клопедия стр:190



1




3-4



Бабочка

Закрепить умение в складывании квадрата по диагонали. Научить детей слушать устные инструкции педагога. Воспитывать внимание.

Г.И.Долженко

«100 оригами».

стр:48-49



1





5-6




Зайчик

Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.

Г.И.Долженко

«100 оригами».

стр:54-55




1




7-8



Сова

Продолжать учить детей сгибать квадрат по диагонали, загибать углы к центру. Воспитывать внимание. Воспитывать усидчивость.

Г.И.Долженко

«100 оригами».

стр:67-68



1



9

                        Тюльпан и ваза

Продолжать учить детей сгибать квадрат по диагонали, загибать углы к центру. Воспитывать внимание. Развивать глазомер.

Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия стр:90-94



1

Май



1-2



Бутоньерка

Продолжать учить детей сгибать квадрат по диагонали, загибать углы к центру. Воспитывать внимание.

Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия стр:73



1





3-4






Лебедь

Продолжать учить сгибать углы квадрата к центру, совмещая углы в центре квадрата.


Продолжать учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия стр:70






1




5-6




Летающая собака

Продолжать учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия стр:116




1



7-8



Подведение итогов.

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

   


1

Используемая литература:

  • Г.И. Долженко «100 оригами».
  • «Оригами от простого к сложному»  
  • С.Афонькин «Игрушки»
  • Сказка из листа
  • Новая книга оригами. О.Щеглова
  • Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия.