ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Дятлова Алина Александровна

Содержание

 

1.Аналитико-прогностическое обоснование       проекта………………………………………………………………………3

2. Концепция проекта. ……………………………………………………..3

3. Стратегия и тактика проектных действий……….………………….…4

4. Ожидаемые результаты проекта………………………………..……….5

5. Ресурсная база проекта……….. ………………………………………...6

6. Возможные риски проекта и способы их преодоления………………..7

1.Аналитико-прогностическое обоснование проекта

Тема выбрана, потому что самое ценное в нашей жизни — дети. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь.   Се­годня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Наша задача — помочь детям развивать речь.  Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.

2. Концепция проекта

Участниками проекта являются дети раннего возраста, родите­ли воспитанников, воспитатели групп, педагоги дополнительного образования (фи­зического воспитания, музыкаль­ный руководитель).

Цель проекта: создать условия для развития речи детей раннего возраста посредством  дидактической игры  

Задачи:

    Развить у  детей раннего возраста мелкую моторику пальцев рук и 

     связную речь.

♦  Развивать познавательную ак­тивность, творческие способности,        

    воображение, мышление, фантазию.

♦  Создать условия для развития речи детей средствами дидактических   

      игр

3. Стратегия и тактика проектных действий

Этапы проекта

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Временный отрезок исполнения

Выбор темы

1.Заинтересовать детей

2. создать яркие положительные эмоции 3.Мотивировать детскую деятельность.

4. Развитие речи ребенка без ущерба для него

·        Проведение анализа уровня развития речи детей

·        Вызвать интерес детей при проведении данной работы

 

дети проявляют интерес к предлагаемой работе

1 неделя

Подготовка к проекту

Анализ литературы, задач по развитию речи детей раннего возраста

·     Подбор материала для занятий

·     Подбор литературы

·     Изучение задач работы с детьми

Разбить детей на подгруппы по уровню развития речи

 

 

1 неделя

Реализация проекта

Оказать помощь в решении индивидуальных задач развития

·   Создание альбома с  иллюстрациями

·    Создание альбома с потешками

·    Разработка дидактических игр: «Веселый барабан», «Гусеница», «Полянка радости», «Яблонька», «Сорви Яблочки», «Волшебные пуговицы», «Шарики» и др.

·    Проведение игровых упражнений по развитию речи с разработанными пособиями

·    Составление перспективного планирования «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

·    Создание картотеки дидактических игр

·   Работа с родителями:

- консультации по теме «Дидактические игры в развитии речи ребенка», «Какими играми играет ваш ребенок»

- анкетирование «Знаете ли вы как развить речь ребенка»

- Родительское собрание «Развитие речи детей посредством дидактической игры»

- Рекомендации

- Привлечение в изготовлении пособий «Паровозик»

- Беседы: «Какими играми играет ваш ребенок»

·   Рассматривание иллюстраций

·   Слушание потешек

·   Активное участие детей в игровых упражнениях по развитию речи

·   Игры с разработанными дидактическими пособиями: «Веселый барабан», «Гусеница», «Полянка радости», «Яблонька», «Яблочки» и др.

     4 недели

Подведение итогов

Обеспечить рефлексию, показать рост каждого ребенка

·   Подготовка к презентации

·   Презентация новых дидактических игр для развития речи детей раннего возраста

 

1 неделя

 

 

 

 4. Ожидаемые результаты проекта:

Результаты проекта для:

Детей:

1.    Умение детей самостоятельно играть в игры.

2.    Повышение уровня  развития  речи у детей раннего возраста.

3.    Умение детей  обра­титься за помощью к взрослым.

4.    Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

5.    Развитие у детей познава­тельной активности, творческих  способностей.

Родители:

1.  Активность родителей, вовлеченность. 

2.   Сближение с детьми и педагогами групп.

3.  Интерес к событиям, происходящим в детском саду.

Воспитателей:

1.     Новые знания о развитии речи детей раннего возраста.

2.     Укрепились отношения с родителями, появилось желание чаще проводить совместные детско-взрослые проекты.

3.     Повышение самообразования.

4.     Желание работать в данном направлении

5.  Ресурсная база проекта

Материально-технические ресурсы:

использование   картинки, книг, дидактические игры, различные фигурки животных.

Программно-методические ресурсы:

·     Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», - М.: Просвещение, 1991.

·«Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»: Пособие для воспитателей детского сада/ Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская и др. под ред. С.Л. Новоселовой, - М.: Просвещение, 1985.

·     «Воспитание и развитие детей раннего возраста»: Пособие для воспитателя детского сада, В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др., под ред. Г.М. Ляминой, - М.: Просвещение, 1981.

·     «Кроха» Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях ДОУ.  Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.,      – М.: Просвещение, 2007.

·      «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», под ред. С.Л. Новоселовой, - М.: 1978г.

·     Рыжова Н.В. «Развитие речи в детском саду, - Ярославль: Академия развития, 2007.

·     Различные детские книги.

6.     Возможные риски и способы их преодоления

Риск:  недостаток предметно – развивающей среды. 

Способ преодоления: пополнение уголка предметно-развивающей среды за счет родителей и воспитателей.