ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»
Содержание
1.Аналитико-прогностическое обоснование проекта………………………………………………………………………3
2. Концепция проекта. ……………………………………………………..3
3. Стратегия и тактика проектных действий……….………………….…4
4. Ожидаемые результаты проекта………………………………..……….5
5. Ресурсная база проекта……….. ………………………………………...6
6. Возможные риски проекта и способы их преодоления………………..7
1.Аналитико-прогностическое обоснование проекта
Тема выбрана, потому что самое ценное в нашей жизни — дети. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Наша задача — помочь детям развивать речь. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.
2. Концепция проекта
Участниками проекта являются дети раннего возраста, родители воспитанников, воспитатели групп, педагоги дополнительного образования (физического воспитания, музыкальный руководитель).
Цель проекта: создать условия для развития речи детей раннего возраста посредством дидактической игры
Задачи:
♦ Развить у детей раннего возраста мелкую моторику пальцев рук и
связную речь.
♦ Развивать познавательную активность, творческие способности,
воображение, мышление, фантазию.
♦ Создать условия для развития речи детей средствами дидактических
игр
3. Стратегия и тактика проектных действий
Этапы проекта | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность детей | Временный отрезок исполнения |
Выбор темы | 1.Заинтересовать детей 2. создать яркие положительные эмоции 3.Мотивировать детскую деятельность. 4. Развитие речи ребенка без ущерба для него | · Проведение анализа уровня развития речи детей · Вызвать интерес детей при проведении данной работы
| дети проявляют интерес к предлагаемой работе | 1 неделя |
Подготовка к проекту | Анализ литературы, задач по развитию речи детей раннего возраста | · Подбор материала для занятий · Подбор литературы · Изучение задач работы с детьми | Разбить детей на подгруппы по уровню развития речи
| 1 неделя |
Реализация проекта | Оказать помощь в решении индивидуальных задач развития | · Создание альбома с иллюстрациями · Создание альбома с потешками · Разработка дидактических игр: «Веселый барабан», «Гусеница», «Полянка радости», «Яблонька», «Сорви Яблочки», «Волшебные пуговицы», «Шарики» и др. · Проведение игровых упражнений по развитию речи с разработанными пособиями · Составление перспективного планирования «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры» · Создание картотеки дидактических игр · Работа с родителями: - консультации по теме «Дидактические игры в развитии речи ребенка», «Какими играми играет ваш ребенок» - анкетирование «Знаете ли вы как развить речь ребенка» - Родительское собрание «Развитие речи детей посредством дидактической игры» - Рекомендации - Привлечение в изготовлении пособий «Паровозик» - Беседы: «Какими играми играет ваш ребенок» | · Рассматривание иллюстраций · Слушание потешек · Активное участие детей в игровых упражнениях по развитию речи · Игры с разработанными дидактическими пособиями: «Веселый барабан», «Гусеница», «Полянка радости», «Яблонька», «Яблочки» и др. | 4 недели |
Подведение итогов | Обеспечить рефлексию, показать рост каждого ребенка | · Подготовка к презентации · Презентация новых дидактических игр для развития речи детей раннего возраста |
| 1 неделя |
4. Ожидаемые результаты проекта:
Результаты проекта для:
Детей:
1. Умение детей самостоятельно играть в игры.
2. Повышение уровня развития речи у детей раннего возраста.
3. Умение детей обратиться за помощью к взрослым.
4. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
5. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.
Родители:
1. Активность родителей, вовлеченность.
2. Сближение с детьми и педагогами групп.
3. Интерес к событиям, происходящим в детском саду.
Воспитателей:
1. Новые знания о развитии речи детей раннего возраста.
2. Укрепились отношения с родителями, появилось желание чаще проводить совместные детско-взрослые проекты.
3. Повышение самообразования.
4. Желание работать в данном направлении
5. Ресурсная база проекта
Материально-технические ресурсы:
использование картинки, книг, дидактические игры, различные фигурки животных.
Программно-методические ресурсы:
· Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», - М.: Просвещение, 1991.
·«Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»: Пособие для воспитателей детского сада/ Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская и др. под ред. С.Л. Новоселовой, - М.: Просвещение, 1985.
· «Воспитание и развитие детей раннего возраста»: Пособие для воспитателя детского сада, В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др., под ред. Г.М. Ляминой, - М.: Просвещение, 1981.
· «Кроха» Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях ДОУ. Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др., – М.: Просвещение, 2007.
· «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», под ред. С.Л. Новоселовой, - М.: 1978г.
· Рыжова Н.В. «Развитие речи в детском саду, - Ярославль: Академия развития, 2007.
· Различные детские книги.
6. Возможные риски и способы их преодоления
Риск: недостаток предметно – развивающей среды.
Способ преодоления: пополнение уголка предметно-развивающей среды за счет родителей и воспитателей.