Картотека проблемных ситуаций
«Как придумываются проблемы...»
До работы полчаса ходу. Полчаса на размышления. Полчаса. И я погружаюсь в другое пространство. Пространство детского мира.
Вот попалась по дороге ветка, как не поднять? Это уже не просто ветка, а для чего-то нужный объект. Где её не хватает? Можно сделать корону царю леса. Можно на ней полететь — это точно, но куда и зачем? Можно посмотреть сквозь и разглядеть что-то невидимое глазу... Что скажут на это дети?
Приношу ветку в группу. Задаю ребятам вопрос: перед нами какое-то существо о стволе и ветвях, по всей видимости - дерево, а может, и нет. Как вы думаете, что это? Может, тут что-то лишнее или чего-то не хватает?
- Руки Бабы-Яги и Страшные пылесосы! - выкрикивает Витя.
- Чудо-дерево и Волшебные горы!
- Сад Удовольствий! - присоединяются к Вите ребята.
- Это, наверное, фонтаны!
- Здесь не хватает людей, - замечает Арина.
- Не людей, а зверей.
- Рыб не хватает, золотых, в чешуе...
Решили, всё-таки не хватает рыб. Достаём копилку «особо нужных вещей». Находим разные фантики от конфет, выбираем блестящие, золотые. Делаем разных рыб, в чешуе. Дети оживляются, когда начинаем заселять фонтан. Вдруг возникает новая проблема: рыбам нужно больше воды, вдруг появятся мальки. Вместе принимаем решение: поставить ветку-фонтан в банку с водой, ведь фонтану тоже надо где-то брать воду, чтобы работать как можно дольше, без воды он просто исчезнет.
Импровизация, игра, мистификация — вот та самая развивающая активная деятельность. Стоит верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих перед тобой детей, уловить нить, определяющую ситуацию, - и рождается действо, в котором все участвуют на равных правах. Часто задним числом я пытаюсь осмыслить, что побудило меня сделать или сказать то-то, и вдруг с какой-то необыкновенной яркостью увижу перед собой детские глаза и пойму, что именно они спровоцировали меня на данный поступок или фразу. Мы проживаем вместе каждую минуту, между нами тесная связь, что только и даёт возможность личностного подхода к каждому ребёнку. Вместе и каждый сам по себе мы возводим свой общий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problem1.docx | 14.97 КБ |
problem2.docx | 14.92 КБ |
problem3.docx | 14.83 КБ |
problem4.docx | 16.03 КБ |
problema5.docx | 15.08 КБ |
problema6.docx | 14.77 КБ |
problema7.docx | 14.68 КБ |
problema8.docx | 14.64 КБ |
problema9.docx | 15.35 КБ |
problema10.docx | 15.37 КБ |
problema11.docx | 15.88 КБ |
problema12.docx | 15.55 КБ |
problema13.docx | 15.36 КБ |
problema14.docx | 14.64 КБ |
problema15.docx | 15.17 КБ |
problema16.docx | 15.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Проблема 3
Пока в домике не было медведей, Маша сломала ножку у Мишуткиной кроватки, прыгая на ней. Как теперь спать Мишутке?
Можно посоветовать Мишутке:
- вместо сломанной ножки кроватки подставить чурбачок;
- лечь спать в мамину кровать;
- отломать все ножки у кроватки;
- повесить в комнате гамак.
Задание:
Что ещё можно посоветовать Мишутке? Придумай свою сказку.
Предварительный просмотр:
Растущую в огороде капусту стали поедать гусеницы? Как вырастить достаточное количество капусты?
Найди в каждом случае, что «хорошо», что «плохо».
- капусту покрыли сеткой;
- хозяева постоянно собирают с капусты бабочек и гусениц;
- посадили много капусты, чтобы хватило всем;
- в капусту посадили гусеницееда.
Задание: Повтори проблему и составь свой рассказ с лучшим её решением.
Предварительный просмотр:
Проблема 5
Серая Шейка не смогла улететь с остальными утками на юг, потому что у неё было поранено крыло. Как дожить Серой Шейке до весны?
Утка могла:
- не лететь в тёплые края, а плыть;
- подружиться с домашними утками и пережить зиму во дворе;
- как медведь, устроить себе берлогу и проспать до весны;
4) забраться на самую высокую ёлку, устроить там гнездо, питаться
хвоей и корой.
Какие ещё могут быть решения для спасения Серой Шейки? Расскажи сказку по-своему.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Проблема 7
Осенью заяц поменял свою шубку, но снег ещё не выпал и зайца было видно издалека. Как белому зайцу выжить без снега?
Найди в каждом случае, что «хорошо», что «плохо»:
- заяц спрятался до первого снега;
- заяц испачкался, чтобы стать серым;
- заяц ускакал на Север, где уже выпал снег;
- заяц стал тренироваться и мог убегать от любой опасности.
Задание: Как ещё можно выжить белому зайцу в лесу без снега? Повтори проблему и составь свой рассказ с её лучшим решением.
Предварительный просмотр:
Проблема 8
Семье Ивановых предложили отправиться на Луну на длительный срок. Как устроить им жизнь на Луне?
Что «хорошо», что «плохо» в каждом решении? Согласен ли ты, что Ивановы:
- могли бы устроить магазины на Луне;
- жить в специальных камерах, где всё было бы приготовлено
- носить термоодежду, растущую вместе с хозяином;
- никуда не ехать, а создать Луну дома.
Задание: Что ты можешь ещё предложить семье Ивановых?
Предварительный просмотр:
Проблема 9
Чудо-юдо рыба-кит страдает от жары, когда люди на его спине разжигают огонь для приготовления еды и обогрева жилища. Как защитить спину кита от перегрева?
Подумай, что «хорошо», что «плохо» в каждом решении:
- всем людям жить в Африке, где тепло и много фруктов;
- в каждый дом купить микроволновые и электрические печи;
3)высадить людей на остров (что должен сделать кит, чтобы люди сами захотели покинуть его спину?);
4)остужать спину кита холодной водой, когда она перегреется.
Задание: В каком случае решение проблемы зависит от кита, в каком -от людей, живущих на его спине? Что можешь предложить ты?
Предварительный просмотр:
Хомяк делает запасы на зиму: в поле собирает зёрна за щёки и носит в свою норку. Однажды он набрал за щёки столько зерна, что не мог сдвинуться с места. Как ему донести зёрна до норы?
Найди в каждом случае, что «хорошо», что «плохо».
- положил щёки на тележку и катил их до норы;
- выплюнул часть зерна на листок и пошёл к норе;
- привязал к щекам гелевые шарики;
4) вырыл рядышком новуюнорку;
5) катился по земле до норы.
Задание: Какое решение, по-твоему, не достигло цели? Кто ещё может помочь хомяку?
Предварительный просмотр:
На дереве созрели яблоки. Вовочка хочет попробовать яблоко, но сорвать нельзя - около дерева будка со злой собакой. Как ему попробовать яблоко?
Найди в каждом случае, что «хорошо», что «плохо».
- дождался когда хозяин, увёл собаку гулять;
- бегал вокруг будки, пока собака не запуталась в цепи;
- попробовал компот, варенье из яблок и сухофрукты;
- отодвинул будку вместе с собакой;
5) сбил яблоко длинной палкой;
6) подружился с хозяином
Задание: Какое решение тебе понравилось больше? Есть ли у тебя свой вариант решения?
Предварительный просмотр:
В замке Иф появились привидения. Они летают и всех пугают. Хозяева замка обеспокоены: как жить в таких условиях? Они придумали несколько решений, но использовали только одно.
Найди в каждом случае, что «хорошо», что «плохо». Найди, где хозяева хотели:
- напугать привидения, одевшись, как они;
- предложить им быть людьми;
- вылечить их от злобы;
- выделить в замке уютную комнату с красивой музыкой.
Задание: Как ты думаешь, какое из предложенных решений они выбрали? Может, у тебя есть свой вариант решения этой проблемы?
Предварительный просмотр:
Нам подарили маленького красивого котёнка. Мы были очень рады и назвали котёнка Барсик. Но, играя, Барсик больно кусал и царапал нас. Что сделать, чтобы наш котёнок не царапался?
Найди в каждом случае, что «хорошо», что «плохо»:
- завязать котёнку рот и лапки;
- подождать, пока котёнок не повзрослеет;
- научить его точить коготки о бревно и не играть с ним, пока он
не перестанет царапаться;
- посадить котёнка в клетку.
Задание: Какое решение самое лучшее? Какие ещё решения можешь предложить ты?
Предварительный просмотр:
В зоопарк из тёплых стран привезли удава, но оказалось, что его не куда поместить. Что делать работникам зоопарка?
Назови «плюсы» и «минусы» каждого решения.
- выкопали для удава большую яму;
- привязали удава к решёткам;
- выделили для удава микроавтобус;
- сфотографировали удава; фото оставили, а удава отправили
обратно.
Задание: Какое решение было самым опасным?
Какие варианты решений есть у тебя?
Расскажи свою историю про удава.
Предварительный просмотр:
Элла опоздала на электричку. Как ей добраться до города?
Найди в каждом случае, что «хорошо», что «плохо». Что сделала Элла:
- Пошла на платформу ждать другую электричку;
- Вызвала по телефону машину из города;
- подумала: «А стоит ли вообще ехать?»;
- остановила попутную машину;
- решила идти до города по шпалам;
- пошла на автовокзал?
Задание: Посоветуй Элле, как ещё можно поступить.
Нарисуй свои варианты решения.