МАСТЕР-КЛАСС «Использование активных технологий развития познавательного интереса старших дошкольников к рукотворному миру»
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №39 «Золотая рыбка»
МАСТЕР-КЛАСС
«Использование активных технологий развития познавательного интереса старших дошкольников к рукотворному миру»
Подготовила:
Васютина Светлана Ивановна,
воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №39 «Золотая рыбка»
г. Губкин, 2012 год
Тема моего опыта «Развитие познавательного интереса у детей к рукотворному миру».
На протяжении пяти лет я работаю по этой теме. Актуальность данного опыта на современном этапе очевидна. Предметный мир, окружающие вещи и игрушки имеют особое значение в развитии дошкольников. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения.
Программа «Детство» (В.И.Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А.Ноткиной) предусматривает приобщение детей к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Знакомство с рукотворным миром проходит через все виды детской деятельности.
Задачу развития познавательного интереса детей, творческого подхода к познавательной деятельности, можно с полным основанием назвать важнейшей в подготовке к школе, особенно в работе с детьми логопедической группы.
Цель опыта: развитие познавательного интереса дошкольников к рукотворному миру через систематизацию представлений о предметах.
- В своей работе я применяю различные формы и методы работы с детьми, активизирующие развитие познавательного интереса у дошкольников к рукотворному миру. ( схема).
- занятия: в форме дидактической игры, игры-путешествия, КВН, викторины и другие;
- в повседневной деятельности использую: целевые прогулки и экскурсии, дидактические и сюжетные игры с использованием предметно-схематических моделей, опыты, эксперименты.
Для развития познавательного интереса у детей применяю активные методы и приемы:
- ТРИЗ;
- методику предметно-схематических моделей;
- технологию экспериментирования;
- игровые технологии.
Качество обучения и воспитания зависит от оптимального выбора технологий, методов, приёмов, средств, форм обучения и воспитания.
Внедрение инновационных технологий, позитивно отражается на развитии познавательного интереса, логического мышления, любознательности.
И коль мы по долгу службы или велению души работаем с детьми, все наши частные действия должны быть направлены к тому, чтобы творчество, развитие познавательного интереса дошкольников стало нормой человеческого бытия.
Одной из интересных форм работы с детьми по развитию познавательного интереса является педагогическая система ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), разработана она советским учёным Генрихом Альтшуллером. Творчество – самый эффективный способ активного развития личности, а также средство решения проблемы выживания человека и развития его в современном быстро изменяющемся мире.
В настоящее время приёмы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детском саду для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
Систематизировать, углублять и закреплять представления об объектах окружающего мира помогает «Волшебный экран». Это один из самых известных приёмов ТРИЗ – «системный оператор» (многоэкранная схема талантливого мышления). Прослеживание предмета во времени есть нечто иное, как маленькая исследовательская работа.
Сегодня я хочу познакомить вас, уважаемые коллеги, с этим интересным методом работы и поиграть в игру « Волшебный экран»
Цель игры: развитие познавательного интереса, системного мышления, умение на основании представлений о предмете и его истории определять линию его развития, развивать творчество, любознательность, интерес к предметам рукотворного мира.
Цифрами обозначен рекомендуемый порядок заполнения таблицы.
С (система) – предмет, который рассматривается. Каждая система имеет прошлое и будущее, а также набор свойств (признаков с их значениями), которые могут изменяться по мере её развития. Эта система относится к рукотворному миру, она обязательно имеет функции (то, для чего была создана).
Н/С (надсистема) – ближайшее окружение объекта (т.е. место нахождения, где он используется).
П/С (подсистема) – структурная единица системы.
Выделение подсистемы - основные части, из которых состоит предмет. Для работы с «волшебным экраном» используются контрольные вопросы для систематизации представлений об объектах рукотворного происхождения.
Материалы и оборудование к игре: Большая карта-схема, расчерченная на 9 квадратов, на которой цифрами обозначен порядок выкладывания карточек.
Раздаточный материал: На каждого участника игры 6 карточек, на которых схематично отображен рассматриваемый предмет, 3 карточки пустые (в них участники рисуют предполагаемый предмет).
Ход игры: Участникам игры раздаются карты-схемы с 9 квадратами и карточки с изображёнными ответами, 3 карточки пустые, где они должны изобразить придуманные предметы, соответствующие ответам на предлагаемые вопросы.
- Я буду задавать вам вопросы, а вы по мере ответов в ту или иную часть таблицы (экраны) помещаете карточку, на которой схематично отображен рассматриваемый предмет.
-. Прежде чем получить карту – схему с предметами отгадайте загадки:
1. Трещит, а не кузнечик,
Летит, а не птица,
Везёт, а не конь (самолёт)
2. Плывёт лебедь без крыльев (корабль)
Разложите перед собой картинки. Будьте, внимательны, слушайте вопросы.
Контрольные вопросы для систематизации представлений об объектах рукотворного происхождения.
- Что это? (Называется объект, например автомобиль, и обозначается схемой). Для чего люди его придумали? Что ещё «умеет делать» этот объект?
- Какие части есть у объекта? (Колесо, кабина и т.д.) Как каждая из них помогает выполнению «главного дела»?
- Где мы можем встретить этот объект? (На дороге.) Для чего он там? Какие ещё вы знаете объекты с таким же назначением?
- Как люди обходились без этого объекта, когда его не было? (Использовали лошадей, запрягали их в повозки и т.д.) Что «умел» его «предшественник»?
- Какие у него были части? Чем он отличался от нашего объекта?
- Где его использовали? Что не устроило людей? Зачем они при думали наш объект?
На вопросы № 7, 8, 9 вы в пустых карточках изображаете предполагаемые предметы.
- Что сейчас хотелось бы изменить? Что ещё можно научить делать это объект? (Летать, плавать под водой и т.п.) Какие его качества улучшить?
- Как будет выглядеть объект в будущем? Какие у него будут части? Чем он будет лучше?
- Как изменится жизнь человека, если это произойдёт? Какое влияние это окажет на природный мир? Кто в этом случае «найдёт, а кто потеряет»?
- Молодцы, вы придумали интересные решения, проявили творческую фантазию.
Я считаю, что эта игра подводит детей к тому, что создавая предметы будущего, у детей углубляются и конкретизируются детские представления, умение точно использовать слово для характеристики особенностей предмета, у них развивается познавательный интерес, логическое мышление, обогащается активный словарь.
Вывод: Создавая объекты рукотворного мира, человек должен думать не только о том, как удовлетворить свои потребности, но и о том, чтобы не найти вреда окружающей среде.
- Я хочу познакомить вас с еще одним эффективным приемом – применение предметно-схематических моделей (автор О.В. Дыбина). Благодаря этой методике, дошкольники учатся соотносить предметы с реальными формами, выделять форму предмета, посредством отнесения ее к эталону, у детей систематизируются и обобщаются знания о рукотворном мире.
Существует ряд игр с использованием предметно-схематических моделей: «Что предмет расскажет о себе?», «Загадки», «Отгадай предмет», «Подбери предмет», «Расскажи Незнайке о любимом предмете», «Опиши предмет», «Самый главный», «Забывчивый покупатель».
Сегодня мы с вами поиграем в игру «Загадки». Посмотрите на экран и выберите картинку и не называя предмет, загадайте о нем загадку.
Цель игры: Учить участников игры последовательно описывать предметы, опираясь на предметно-схематические модели. Развивать смекалку, логическое мышление, речь.
Раздаточный материал: 5 картинок с изображенными предметами.
Демонстрационный материал: Большая карта-схема, с последовательным описанием свойств предметов.
Ход игры: Сейчас, вы выберите картинку. По схеме, изображенной на экране составляете загадку про свой предмет. Остальные участники отгадывают, какой предмет вы загадали.
Вывод: Я считаю, что благодаря применению предметно-схематического моделирования в игре у детей активизируется интерес к обычным вещам. Развивается познавательная активность, любознательность, развиваются мыслительные процессы: умение анализировать, систематизировать, развивается речь детей.
Рефлексия:
Участникам игры предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) способствует…
2. ТРИЗ целесообразно применять...
3. Однако, …