РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Опубликовано 14.09.2013 - 15:22 - Воробьева Елена Владимировна
К изучению детско-родительских отношений обращались многие зарубежные и отечественные исследователи. Семья, как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении. В процессе воспитания ребенка в семье особое значение приобретает родительская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль и находящая выражение в типе семейного воспитания. На наш взгляд, принципиальным моментом общения и взаимодействия в детско-родительских отношениях является активно-действенная позиция ребенка по отношению к родителю. Активно-действенная позиция ребенка отражается в восприятии детско-родительских отношений у ребенка. В настоящее время представляется недостаточно изученной проблема восприятия детско-родительских отношений.
Больший интерес с точки зрения выбранной темы для нас представляют свойства восприятия. Среди основных свойств восприятия психологи [1], [3], выделяют следующие: активность, осмысленность, обобщенность, целостность, избирательность, перцепция, индивидуализированность.
Однако восприятие не является врожденной характеристикой. Несмотря на то, что ребенок с самого рождения может видеть, улавливать звуки, его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится [5]. В ходе социализации, под руководством взрослых и в процессе общения со сверстниками ребенок усваивает определенные эталоны, возрастают глубина и разносторонность восприятия.
Не последнюю роль в динамике и направлении развития восприятия играют детско-родительские отношения.
Детско-родительские отношения – один из видов человеческих отношений. По мнению Т.И.Пуховой, это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, ребенка по отношению к родителю, особенностей их восприятия, понимания и оценок друг друга, а также совокупность поведенческих откликов – целей, намеренностей [5]. На основе анализа литературы по проблеме детско-родительских отношений [1], [4], [5] можно выделить четыре наиболее общие тактики воспитания в семье: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. Однако не стоит забывать, что детско-родительские отношения – двусторонний процесс взаимоотношений, в котором принимают участие два субъекта – родитель и ребенок. Это отношение формирует образы друг друга: как у родителя – образ его ребенка, так и у ребенка – образ его родителя.
В дошкольный период восприятие человека продолжает активно формироваться. По мнению Т.И.Пуховой этому в значительной степени способствует овладение ребенком новыми видами деятельности (особенно – коллективными), расширение круга и появление внеситуативного личностного общения [5]. Активной формой отражения дошкольником действительности является игра, в которой он воссоздает образы родных людей, отношения между ними. Особенности восприятия ребенком родителей выявляет и детское изобразительное творчество. По тому, как раскрываются образы родителей, можно в определенной степени судить о его отношении к ним, о том, что в них запечатлевается им легко, на что он обращает большее внимание.
Воспитывая детей, педагогу необходимо познакомиться с их семьями, с условиями их развития дома. Беседуя с близкими ребенка, воспитатель составляет свое мнение о том, каково истинное положение ребенка в семье, как относятся к нему близкие: любят ли его, внимательны ли к его интересам, проявляют ли уважение и требовательность или идут у него на поводу; какие взаимоотношения характерны между ребенком и взрослыми в данной семье; какие настроения преобладают и выявляются при общении ребенка и родителей друг с другом.
Родители должны понимать, что развитие чувств детей не должно идти стихийным путем. В большой степени оно должно определяться их воспитательными воздействиями, которые зависят от ценностных ориентаций семьи, от стиля взаимоотношения с детьми и между родителями и, конечно, от отношений к окружающим.
Таким образом, работая с семьей, воспитатель предлагает родителям: узнавать своего ребенка, развивать его всесторонне, помнить, что полноценное развитие невозможно без целенаправленного и систематического воспитания его эмоций и чувств, только искреннее участие в жизни ребенка и любовь к нему – важное условие его гармоничного развития.
Наиболее приемлемым для исследования и изучения детско-родительских отношений мы считаем методику Т.И. Пуховой. Эта методика позволяет не только выявить уровень восприятия детско-родительских отношений у детей шестого года жизни, но и найти пути решения возникающих проблем в этой области.
Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра. Г. Лэндрет пишет: «Игра – естественный язык ребенка, она является средой для его самовыражения, в которой он чувствует себя наиболее комфортно». Поэтому наиболее логично, на наш взгляд, для диагностики социального развития ребенка использовать наблюдение за ребенком в процессе игры. Наблюдение за игрой ребенка используется в психологии уже давно. В своей работе мы предлагаем выделить некоторые аспекты детской игры с фиксированным сюжетом, для того чтобы иметь возможность достаточно однозначно дифференцировать факты и избежать субъективной интерпретации.
В современной концепции психологии игры различаются сюжет и содержание игры ребенка (Спиваковская 1981) [3]. Сюжет – это область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжет – это конкретные условия жизни, знакомые ребенку. Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве момента деятельности и отношений между взрослыми в их труде и общественной жизни (Эльконин 1978) [12]. Игра отражает стремление детей участвовать в жизни взрослых. Развитие игры зависит от условий жизни и от социальных влияний.
В результате проведенного исследования, мы выделили уровни восприятия детско-родительских отношений у детей шестого года жизни. Критериями определения уровней развития восприятия детско-родительских отношений для нас явились:
• целостность восприятия родительских функций, проявляющаяся в логичности действий родителей, имитируемых в ходе игры;
• осмысленность и избирательность;
• наличие/отсутствие совместной деятельности родителей и детей в игре.
Мы выделили три уровня восприятия детско-родительских отношений у старших дошкольников.
Таким образом, для изучения восприятия детско-родительских отношений в старшем дошкольном возрасте лучше использовать игровые методики. Это обусловлено тем, что игра является ведущим видом деятельности в этом возрасте. Непосредственный характер игровых методик позволяет легко проводить эксперимент, сохраняя естественность ситуации, что дает основания считать полученные результаты достоверными.
Отметим, что эту методику можно рассматривать как проективную, и в этом случае для интерпретации результатов необходима психологическая подготовка. Однако мы считаем достаточно информативным и упрощенный вариант подсчета результатов, в котором необходимо провести несложный анализ содержания протокола, чтобы составить числовую формулу, содержащую семь чисел. Интерпретация этой формулы довольно проста, ею могли бы пользоваться и воспитатели, что говорит о практической значимости данной методики.
Развитие восприятия детско-родительских отношений у детей происходит не одинаково. К шести годам проявляется осознанность и осмысленность восприятия. Если говорить о целостности восприятия, то ребенок лучше усваивает социальные роли родителей, иногда проявляется оценочность суждений. Уровень развития восприятия детско-родительских отношений зависит не столько от общего развития ребенка, сколько от уровня самих отношений между родителями и ребенком. Это дает основание предполагать, что дети со средним и низким уровнем развития нуждаются в более пристальном внимании со стороны педагогов и родителей.
Литература
1. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] / Л.С.Выготский. – М. – 1982. – 468 с. – (Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С.Выготский; т. 4).
2. Немов, Р.С. Психодиагностика [Текст]/ Р.С.Немов. – М.: ВЛАДОС. – 1998. – 632с.
3. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф.Обухова. – М. – 1995. – 360 с.
4. Петровский, А. В. Дети и тактика семейного воспитания [Текст]/ А.В.Петровский. – М.: Знание. – 1981. – С. 95.
5 Пухова, Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей [Текст] / Т.И. Пухова // Вопросы психологии. – 1996. – №2. – с.14 – 18.
6 Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений [Текст] / Н.Ю.Синягина. – М. – 2001. – 118 с.