Консультации для воспитателей

Гурылина Лариса Викторовна

Использование релаксационных методик для снятия психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Автор: Гурылина Л.В, воспитатель МДОУ.№50 "Ручеёк"

 

МДОУ N 50функционирует первый год и все дети, поступившие в наше дошкольное учреждение стали посещать детский сад впервые, где они оказались в новой и незнакомой для себя обстановке. Первоочередной задачей нашего педагогического коллектива стояла планомерная работа по социально-личностному развитию ребенка. Успешное решение психосоциальных проблем позволяет личности обогатиться новым положительным опытом и адаптироваться в социуме.      Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения и приспособления человека к условиям новой среды, а для ребенка детский сад является тем самым новым и неизвестным пространством.
         В своей работе с дошкольниками наши педагоги обучают детей управлять своим психофизическим состоянием, формируют способность к саморегуляции для обеспечения эффективной адаптации в окружающем мире. Эта способность развивается с помощью игр и упражнений.
         В работе с детьми в период адаптации мы используем упражнения на релаксацию. Релаксация – это состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Расслабление развивает мышцы, дает полноценный отдых нервной системе.
         В основе применяемых нами на практике упражнений по релаксации лежат следующие приемы:
- по дыхательной гимнастике, которая действует успокаивающе на нервную систему;
- по мимической гимнастике, которая направлена на снятие общего напряжения.
- по мышечному и эмоциональному расслаблению, которые снижают уровень возбуждения и снимают напряжение.
         Проводя с детьми релаксационные этюды мы используем специально подобранные серии музыкальных композиций, что позволяет комплексно воздействовать на ребенка, снимает психоэмоциональное напряжение, помогает в преодолении негативных переживаний и снижает тревожность.
            Во время проведения релаксационных этюдов мы рассаживаем детей   на удобные мягкие коврики. Для облегчения взаимодействия и ощущения целостности рекомендуется использовать форму круга как возможность открытого общения.
         Применение нами в работе релаксационных упражнений  оказало влияние на развитие двигательных навыков воспитанников и на развитие нервной системы. Дети стали более организованными и дисциплинированными.
Примеры релаксационных упражнений, которые мы используем в работе с детьми.
ЗАДУЙ СВЕЧУ
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха.  Затем, вытянув губы трубочкой медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «у»
Ленивая кошечка
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка.
Почувствовать как тянется тело, затем резко опустить руки вниз, произнося звук «а»
Рот на замочке
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на «замочек», сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их.
лимон
Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребенка представить, что к его руке подкатился лимон, пусть он возьмет его в руку и начнет выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжены 8-10 сек.). «Разожмите кулачок, откатите лимон, ручка теплая, мягкая, отдыхает». Затем лимон подкатился к другой руке. И та же процедура повторяется с другой рукой. Упражнение желательно делать 2 раза.