Консультации для родителей
Развитие компетентностей родителей во время адаптационного периода.
Автор: Гурылина Л.В, воспитатель,МДОУ Д/С №50,г.Серпухов
Проблема адаптации детей к условиям ДОУ не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в детский сад, достаточно многочисленны. Но, опыт работы показал, что не только ребенок переживает период адаптации, но и также его родители. Это связано с тем:
- сокращаются сроки адаптационного режима в детском саду;
- ребенок не отучен от памперсов, соски или груди матери.
Мы считаем, что одним из необходимых условий успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Активное взаимодействие семьи и педагогов является залогом успешной адаптации, а также развивает родительскую компетентность вопросах воспитания детей.
Нами был разработан план работы на период адаптации ребенка к детскому саду.
Задачами данной работы является:
- развить педагогическую компетентность родителей,
- помочь семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей,
- привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребенка.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Адаптационного периода (для родителей)
Месяц | Мероприятие | Рассматриваемые вопросы | Форма проведения |
Август | Родительское собрание «Адаптируемся вместе» | Подготовка ребенка к поступлению в ДОУ; | Консультация |
Сентябрь | Знакомство. | Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на воспитание и развитие личности; | Консультация, экскурсия, анкетирование. |
Октябрь | «Игра в жизни ребенка» | Способы игровой деятельности, значение игры для детей. | Совместная игровая деятельность взрослых и детей, мастер-класс по сюжетно-ролевой игре, консультация. |
Ноябрь | «Режим дня малыша» | Формирование у родителей представление о режиме как о значимом факторе в жизни ребенка. | Консультация, анкетирование. |
Декабрь | «Растим малыша здоровым» | Консультация о значении физической культуры, анкетирование | Совместное игровое занятие |
Январь | « Ладушки-ладушки»
| Развитие мелкой моторики. | Семинар-практикум, консультации |
Февраль | «Поговори со мною, мама» | Особенности развития речи в ясельной группе. | Мастер-класс, консультация. |
Март | Итоговое заседание | Анализ деятельности | Заполнения диагностических материалов по результатам анкетирования |
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Адаптационного периода (для детей)
Тема 1. Божья коровка
Задачи:
- создание положительного эмоционального настроя в группе;
- развитие умения действовать соответственно правилам игры;
- развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
- развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);
- развитие внимания, речи и воображения.
Тема 2. Листопад
Задачи:
- создание атмосферы эмоциональной безопасности;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;
- развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;
- развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;
- развитие речи, воображения, творческих способностей
Тема 3. Мячик
Задачи:
- сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;
- развитие чувства ритма, координации движений;
- развитие ориентации в пространстве;
- обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;
- развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения
Тема 4. Прогулка в осенний лес
Задачи:
- сплочение группы;
- развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;
- снижение излишней двигательной активности;
- обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;
- развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей;
- развитие общей моторики;
- развитие памяти, речи и воображения.
Тема 5. Веселый Петрушка
Задачи:
- развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;
- закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка - мальчик);
- закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие восприятия, речи и воображения.
Тема 6. Новый год
Задачи:
- создание положительного эмоционального настроя в группе;
- отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни;
- отработка быстроты реакции;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.
Тема 7. Мячики
Задачи:
- развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера);
- развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие зрительного восприятия, речи и воображения.
Тема 8. Зайка
Задачи:
- создание положительного эмоционального настроя в группе;
- развитие умения подражать движениями взрослого;
- развитие координации движения , общей и мелкой моторики;
- развитие умения подчиняться правилам игры, обработка быстроты реакции;
- развитие тактильного восприятии я, внимания, речи и воображения
Тема 9. Мыльные пузыри
Задачи:
- снижение излишней двигательной активности, импульсивности;
- обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы;
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики;
- развитие внимания, речи и воображения.
Тема 10. Музыканты
Задачи:
- сплочение группы;
- отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста;
- развитие образности слухового восприятия;
- развитие слуховой и зрительной памяти;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие внимания, речи и воображения.
Тема 11. Мамин день
Задачи:
- оптимизация детско-родительских отношений;
- воспитание доброго отношения к маме;
- развитие двигательных навыков;
- развитие восприятия, внимания и речи.
Тема 12. Мишка
Задачи:
- сплочение группы;
- развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;
- развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
- развитие внимания, речи и воображения.
Тема 13. Непослушные мышата
Задачи:
- формирование положительной самооценки;
- развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм;
- развитие слухового внимания, быстроты реакции;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие речи и воображения.
Тема 14. Колобок
Задачи:
- сплочение группы, обучение детей навыкам сотрудничества;
- снятие страхов перед сказочными героями;
- развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного);
- развитие пространственных представлений;
- развитие внимания, речи и воображения.
Тема 15. Котята
Задачи:
- формирование положительной самооценки;
- развитие стремления сопереживать, помогать, поддержать друг друга;
- развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);
- развитие слухового восприятия, умения воспроизводит услышанные звуки;
- развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле;
- развитие пространственных представлений;
- развитие внимания, речи и воображения.
Опыт работы по данному направлению показал, что сотрудничество ДОУ с семьей помогает детям успешно пройти период адаптации, у родителей появляется интерес к роботе ДОУ, воспитанию детей. Проведенные анкетные вопросы показывают, что 70% родителей повысили свою компетентность в детско-родительских взаимоотношениях. Родители чаще стали советоваться со специалистами ДОУ в вопросах воспитания и обучения собственных детей, возрос интерес к мероприятиям проводимыми сотрудниками ДОУ, отмечается рост удовлетворенности родителей работой воспитателей.
Список литературы
- http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/programma-ra...
- И. С. Ильина Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. М.: Академия Развития 2008 С.
- Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозайка-Синтез, 2006.-144 с.