Предпосылки готовности к обучению грамоте детей с ОНР

Романцова Елена Юрьевна

В статье рассматриваются компоненты, необходимые для полноценной подготовки детей с недоразвитием всех составляющих языковой системы к обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предпосылки готовности к обучению грамоте детей с ОНР

Учитель- логопед Романцова Е.Ю.

МБУ- детский сад комбинированного вида N163 «Непоседа» городского округа Тольятти

Успешное овладение детьми грамотой может осуществляться на основе определенного уровня готовности, которая предполагает наличие сформированных компонентов речевой системы (звукопроизношения, фонематических процессов, лексики и грамматики), а также произвольности памяти, внимания,  развитое словесно- логическое мышление.

Многие авторы (Р.Д. Триггер (2000), Т.А. Ткаченко (2002), Т.Б. Филичева (2003), Г.В. Чиркина (2003), А.К. Аксенова (2002), В.В. Воронкова (1988) и др.) видят прямую зависимость между уровнем дошкольной готовности и овладением грамотой в дальнейшем.

Триггер Р.Д. (2000) утверждает, что на эффективность обучения детей письму и чтению можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе.

В.В. Воронкова (1988) считает подготовительные занятия к обучению грамоте необходимыми в ее овладении. В дальнейшем полученные знания, умения, навыки в подготовительный период, как указывает автор, будут способствовать совершенствованию навыков чтения и письма, овладению элементарной грамматикой, связной устной и письменной речью.

У детей с ОНР подготовка к обучению грамоте имеет первостепенное значение, поскольку у них необходимо не только развивать, совершенствовать функции, которые расстроены незначительно, но и корректировать те, что нарушены полностью.

Т.А. Ткаченко (2002), говоря о дошкольниках с общим недоразвитием речи, указывает на неоднородность состава подготовительных логопедических групп (один, два и три года обучения), на индивидуальные особенности и общие закономерности этих детей.

Среди общих закономерностей автор отмечает следующие.

Произношение звуков. У детей, ранее получавших логопедическую помощь, как правило остаются несформированными самые сложные в коррекционном плане фонемы: шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и звуки Р и Рь.

У детей первого года обучения патология произношения серьезнее и охватывает не 2, а 4-5 групп звуков (свистящие, согласные, шипящие, нередко мягкие и звонкие). Но у всех детей отличается смешение (при восприятии на слух и произношении) близких в акустическом и артикуляторном планах звуков: С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-Ть, Ч-Щ, Ч-Ц, Сь-Щ.

В отличие от начальных этапов обучения, к подготовительной группе слоговая структура и звуконаполняемость речи ребенка искажаются только в словах, содержащих 4-5 слогов, с одним или двумя стечениями согласных звуков (строительство, водопроводчик, пограничники, магнитофон и др.).

Словарный запас дошкольников с общим недоразвитие речи к шести годам значительно наполнен, однако по-прежнему отстает от возрастной нормы как количественно, так и качественно.

Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, относительных прилагательных, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений.

Употребление приставочных глаголов, существительных, обозначающих профессии или названия спортсменов по видам спорта, обнаруживает значительное количество ошибок. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные существительные, сложные и притяжательные прилагательные.

Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова, подобрать более двух-трех прилагательных или глаголов к заданному существительному.

Грамматическое оформление речи. Если ребенок обучался в логопедической группе, он способен строить простые нераспространенные и распространенные предложения, включая фразы с несколькими определениями. Однако и в таких предложениях у большей части детей продолжают отмечаться нарушения согласования и управления, пропуски или замены сложных предлогов (из- за, из-под, с/со, над), изменение порядка слов. Наиболее характерны эти ошибки для необученных дошкольников. И все дети группы (обученные и необученные) затрудняются в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Указанные нарушения во всех компонентах языковой системы отражаются на связной речи дошкольников, которая продолжает оставаться несовершенной. Рассказы детей недостаточно полны, развернуты, последовательны, состоят в основном из простых предложений, бедны эпитетами, содержат фонематические и грамматические ошибки.

Необученные дети не способны к звуковому анализу, обученные нуждаются в закреплении полученных навыков.

По сравнению с необученными шестилетками, уровень внимания их обученных сверстников выше. Они способны активно работать в течение двух занятий по 25-30 минут, усваивая учебный материал в объеме 60-80 %.  

По сравнению с пятилетками, у детей 6-летнего возраста показатели зрительной и речевой памяти возрастают на 2-3 единицы: дошкольники подготовительной группы в состоянии удержать и воспроизвести ряд из 5-6 слов, повторить названия 5-7 картинок, столько же предметов разложить в исходном порядке и т.п. эти дети запоминают с первого раза и повторяют четко ритмизированные двустишья, короткие рассказики, скороговорки. У необученных детей, даже при относительно сохранной зрительной памяти, речевая память заметно отстает от нормы. По-видимому, на это влияет недоразвитие процессов внимания, слухового и фонематического восприятия. Кроме того, в начале обучения у детей значительно снижено чувство рифмы и ритма, что отрицательно сказывается на запоминании стихов.

Снижение показателей словесно-логического мышления у части детей носит вторичный характер. Большинство из них без труда проводит невербальную классификацию: включение предмета в ряд, исключение из ряда лишнего предмета или объекта с выраженными признаками (цвет, форма, величина). Те же задания, но сопряженные с рассуждениями, умозаключениями и опосредованными выводами, вызывают у дошкольников серьезные затруднения. В то же время совершенствование словесно-логического мышления положительно влияет на речевое развитие, которое не возможно без анализа, синтеза, сравнения, обобщения – то есть, основных операций мышления.

На основе особенностей, указанных Т.А. Ткаченко, мы можем выделить следующие компоненты, необходимые для полноценной подготовки детей с недоразвитием всех составляющих языковой системы к обучению грамоте:

- выработка у детей навыка продуктивной учебной деятельности (развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, мотивации к обучению, воспитание навыков речевого общения);

- устранение фонетико-фонематической недостаточности;

- формирование навыков звукового анализа;

- подготовка к обучению письму (формирование зрительного и пространственного восприятия и представления, коррекция моторики руки, овладение графическими навыками);

- предупреждения нарушения письма и чтения, вероятность проявления которых особенно велика у детей данной категории.