Доклад осюжетно-ролевыхиграх

Мендельзон Елена Леонидовна

о сюжетно-ролевых играх

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc38.5 КБ
Microsoft Office document icon doklad.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра, как основной вид деятельности детей, является ведущим средством воспитания. В игре дети получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность и самостоятельность. Особое место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят всё то, что видят вокруг себя. Наблюдения за игровой деятельностью детей показали, что игровая тематика однообразна и бедна по содержанию. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности, т.е. другими словами, идёт зацикливание детей на одном и том же содержании игры.

Методы обогащения знаний детей об окружающем мире:

  1. Беседы-рассказы с использованием иллюстративного материала.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Встречи с людьми разных профессий.
  4. Экскурсии.
  5. Составление рассказов детьми.        

Занятия по развитию речи способствуют обогащению сюжетов игр. Обогащение предметного и глагольного словаря, подбор признаков к предметам, знакомство с профессиями, действия, которые производят люди этих профессий, последовательность этих действий, инструменты, используемые в работе- всё это способствует обогащению знаний детей об окружающем мире, которые в дальнейшем используются ими в игре. Кроме того, рассказы  об отношениях людей различных профессий также обогащают сюжет игры. В игре дети уже отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, узнали из рассказов педагога.

Например: Рассказывая о профессиях, мы фиксируем внимание детей не только на отдельных предметах и явлениях, но и на людях , их взаимоотношениях, трудовых действиях. Говоря о работе врача, мы обращаем внимание и на работу медсестры, место их работы( больница или поликлиника).Обращаем внимание детей на то, что приходя на прием в поликлинику и ожидая своей очереди, мамы беседуют с другими мамами о своих детях; что врач не только выписывает лекарство, но и беседует с мамами, успокаивает их и т. д. Всё это потом отражалось в игре детей.

При ознакомлении с профессией продавца мы обращали внимание детей на то, что продавец консультирует покупателей по свойствам и качеству товара, подсказывает, что лучше приобрести; обращали внимание на внешний вид продавца. Говоря о работе продавца, мы упомянули, что в магазине есть разные отделы; рассказали, какие товары продаются в этих отделах. Все эти знания затем дети применили в игре. Играя в магазин и изображая продавца, дети в первую очередь надели специальные фартучки, распределили продукты по отделам, консультировали покупателей, соблюдали последовательность действий. Наблюдая за игрой, мы отметили большую продолжительность игры, чем раньше. Возросло также кол-во детей, принимавших участие в игре.

При изучении диких животных мы составляем описательные рассказы, подбираем слова-признаки, слова-действия. Нина Семёновна читает детям рассказы и сказки о животных, просим придумать свой конец. Просим родителей сводить детей в зоопарк. Дети составляют рассказы о животных. Рассказывая о диких животных, мы обращаем внимание  детей на то, что в городе их можно увидеть только в цирке или в зоопарке, рассказывали о специалистах зоопарка. На занятиях мы моделировали различные ситуации. Например: случайно оказалась открыта клетка и тигр убежал. Вы директор зоопарка. Ваши действия? Или у тигра разболелся зуб. Ваши действия? Дети  придумывают и совместно со взрослым разбирают правильность этих действий. Полученные знания дети используют в игре, обогащая сюжеты своих игр.  

Самая любимая игра детей- это игра в семью. На занятиях по развитию речи мы разбираем не только родственные связи, кто что делает, но и, задавая различные вопросы, побуждаем детей  фантазировать. Например, логопед, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня  у твоей бабушки день рождения. Что ты сделаешь? Как ты поздравишь бабушку? Какой подарок подарят бабушке папа и мама? Что при этом скажут? Как вы будете развлекать бабушку?»  И т. д.Сначала ребёнок отвечает на вопросы логопеда, потом пытается самостоятельно составить рассказ на тему:” Бабушкин  день рождения.”

Можно  в рамках изучения темы”Семья '' задать вопрос: Как ты помогаешь маме? Составить рассказ на тему: “Мамины помощники”

Используя полученные знания, комбинируя их и фантазируя, ребёнок расширяет сюжет игры, игра становиться более интересной, в неё вовлекается  большее кол-во детей, продолжительность игры возрастает.

Фантазируя и используя полученные знания, дети сами выдумывают новые игры. Например, наши дети очень любят играть в логопеда и воспитателя, копируя наши действия и придумывая свои.

В заключение хочу сказать, что в игре развивается диалогическая и монологическая речь дошкольника, что способствует более тесному и непринуждённому общению детей со сверстниками и взрослыми.  



Предварительный просмотр:

Игра, как основной вид деятельности детей, является ведущим средством воспитания. В игре дети получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность и самостоятельность. Особое место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят всё то, что видят вокруг себя. Наблюдения за игровой деятельностью детей показали, что игровая тематика однообразна и бедна по содержанию. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности, т.е. другими словами, идёт зацикливание детей на одном и том же содержании игры.

Методы обогащения знаний детей об окружающем мире:

  1. Беседы-рассказы с использованием иллюстративного материала.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Встречи с людьми разных профессий.
  4. Экскурсии.
  5. Составление рассказов детьми.        

Занятия по развитию речи способствуют обогащению сюжетов игр. Обогащение предметного и глагольного словаря, подбор признаков к предметам, знакомство с профессиями, действия, которые производят люди этих профессий, последовательность этих действий, инструменты, используемые в работе- всё это способствует обогащению знаний детей об окружающем мире, которые в дальнейшем используются ими в игре. Кроме того, рассказы  об отношениях людей различных профессий также обогащают сюжет игры. В игре дети уже отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, узнали из рассказов педагога.

Например: Рассказывая о профессиях, мы фиксируем внимание детей не только на отдельных предметах и явлениях, но и на людях , их взаимоотношениях, трудовых действиях. Говоря о работе врача, мы обращаем внимание и на работу медсестры, место их работы( больница или поликлиника).Обращаем внимание детей на то, что приходя на прием в поликлинику и ожидая своей очереди, мамы беседуют с другими мамами о своих детях; что врач не только выписывает лекарство, но и беседует с мамами, успокаивает их и т. д. Всё это потом отражалось в игре детей.

При ознакомлении с профессией продавца мы обращали внимание детей на то, что продавец консультирует покупателей по свойствам и качеству товара, подсказывает, что лучше приобрести; обращали внимание на внешний вид продавца. Говоря о работе продавца, мы упомянули, что в магазине есть разные отделы; рассказали, какие товары продаются в этих отделах. Все эти знания затем дети применили в игре. Играя в магазин и изображая продавца, дети в первую очередь надели специальные фартучки, распределили продукты по отделам, консультировали покупателей, соблюдали последовательность действий. Наблюдая за игрой, мы отметили большую продолжительность игры, чем раньше. Возросло также кол-во детей, принимавших участие в игре.

При изучении диких животных мы составляем описательные рассказы, подбираем слова-признаки, слова-действия. Нина Семёновна читает детям рассказы и сказки о животных, просим придумать свой конец. Просим родителей сводить детей в зоопарк. Дети составляют рассказы о животных. Рассказывая о диких животных, мы обращаем внимание  детей на то, что в городе их можно увидеть только в цирке или в зоопарке, рассказывали о специалистах зоопарка. На занятиях мы моделировали различные ситуации. Например: случайно оказалась открыта клетка и тигр убежал. Вы директор зоопарка. Ваши действия? Или у тигра разболелся зуб. Ваши действия? Дети  придумывают и совместно со взрослым разбирают правильность этих действий. Полученные знания дети используют в игре, обогащая сюжеты своих игр.  

Самая любимая игра детей- это игра в семью. На занятиях по развитию речи мы разбираем не только родственные связи, кто что делает, но и, задавая различные вопросы, побуждаем детей  фантазировать. Например, логопед, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня  у твоей бабушки день рождения. Что ты сделаешь? Как ты поздравишь бабушку? Какой подарок подарят бабушке папа и мама? Что при этом скажут? Как вы будете развлекать бабушку?»  И т. д.Сначала ребёнок отвечает на вопросы логопеда, потом пытается самостоятельно составить рассказ на тему:” Бабушкин  день рождения.”

Можно  в рамках изучения темы”Семья '' задать вопрос: Как ты помогаешь маме? Составить рассказ на тему: “Мамины помощники”

Используя полученные знания, комбинируя их и фантазируя, ребёнок расширяет сюжет игры, игра становиться более интересной, в неё вовлекается  большее кол-во детей, продолжительность игры возрастает.

Фантазируя и используя полученные знания, дети сами выдумывают новые игры. Например, наши дети очень любят играть в логопеда и воспитателя, копируя наши действия и придумывая свои.

В заключение хочу сказать, что в игре развивается диалогическая и монологическая речь дошкольника, что способствует более тесному и непринуждённому общению детей со сверстниками и взрослыми.