Игры, направленные на облегчение адаптации детей к ДОУ
Игры
для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации.
«Утреннее приветствие».
Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, развитие навыков общения, привитие навыка приветствия каждого находящегося в группе ребенка.
Содержание.
Дети и воспитатель встают в круг. Все поднимают руки вверх, пальцы соединены вместе. Руки над головой образуют полукруг.
Воспитатель говорит: «Доброе утро, солнце! Мы рады тебе».
Дальше: «все мы проснулись, за руки взялись», - руки медленно опускаются вниз. Дети берутся за руки.
Воспитатель, обращая взгляд поочередно к каждому ребенку, продолжает: «И Таня здесь…И Саша здесь…И Люба здесь…». Все дети повторяют эти слова за воспитателем.
Затем воспитатель оглядывает каждого ребенка и говорит: «Все здесь!». Дети встают на цыпочки, подняв вверх сцепленные руки, и хором говорят: «Все здесь!».
«Липучки».
Цель: отработка коммуникативных навыков детей, умение слушать инструкцию.
Содержание.
Все дети под веселую музыку бегают по комнате. Двое, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они припевают (приговаривают): «Я – липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руки и присоединяют к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей. Когда в группе все станут «липучками», все вместе танцуют и припевают: «Мы липучки-приставучки».
Примечание: на первых порах в роли «липучки» выступает воспитатель.
«Карусели».
Цель: создание положительной эмоциональной обстановки, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей и с ритмом музыки и текста.
Содержание.
Воспитатель по очереди подходит к каждому ребенку и приглашает «покататься на каруселях». Все берутся за руки и встают в круг.
Воспитатель говорит: «Сейчас мы будем кататься с вами на каруселях. Повторяйте за мной слова и двигайтесь дружно под музыку по кругу, чтобы карусель не сломалась».
Лети вслед за воспитателем повторяют слова:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели.
Карусель медленно движется в правую сторону.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали…
Темп речи и движений постепенно ускоряются. На слова «побежали, побежали» направление движения меняется.
Тише, тише, не спешите.
Карусель ос-та-но-ви-те…
Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все дети останавливаются и кланяются друг другу.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Примечание: текст разучивается заранее, можно играть без музыкального сопровождения, с очень маленькими детьми направление движения можно не менять.
«Кенгуру».
Цель: обучение двигаться в паре, подстраиваться к ритму партнера.
Содержание.
Воспитатель разбивает детей на пары. Один ребенок – «кенгуру» - стоит, другой – «кенгуренок» – сначала стоит к нему спиной, а затем приседает. Дети берутся за руки. Их задача – на расцепляя рук, пройти в таком положении до воспитателя (до стены, до окна…).
Примечание: можно играть не только со сверстниками, а и со взрослыми (мамой, воспитателем, старшим братом или сестрой).
«Паровозик».
Цель: научить детей взаимодействовать друг с другом.
Содержание.
Модификация игры «Кенгуру».
Один ребенок встает на четвереньки, другой – обхватывает его руками. Дети ползут вперед, имитируя паровозик: «Чух-чух-чух».
«Только вместе».
Цель: обучать детей устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к темпу движения партнера.
Содержание.
Дети встают парами и вместе держат мяч (каждый ребенок старается держать мяч двумя руками). По команде воспитателя дети должны одновременно присесть, стараясь не выпустить мяч из рук, пройти по группе, попрыгать. Их главная задача – научиться действовать согласовано, не выронить мяч.
Примечание: когда дети освоят этот вариант игры, ее можно усложнить, например, придерживать мяч только одной рукой.
«Помоги Тане».
Цель: воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.
Содержание.
Воспитатель говорит, что у девочки Тани случилась беда: сломались все игрушки и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько заранее подобранных старых игрушек, каждая из которых разделена на две части. Для более старших детей – на 3-4 части.
Полученные детали раздают детям - каждому по одной – и просят их помочь Тане починить ее игрушки.
Задача малышей - найти отдельные части игрушки и соединить их.
«Это я. Узнай меня».
Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.
Содержание.
Дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я, узнай меня». Ребенок должен узнать, кто до него дотронулся. Воспитатель помогает ему отгадать, называя по очереди всех играющих детей.
Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.
«Улитка».
Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение импульсивности детей.
Содержание.
Воспитатель показывает детям картинки с изображением улитки и лягушки, объясняет им, почему улитка боится лягушку, что делает улитка в момент опасности.
Затем воспитатель встает во главе строя детей, а дети пристраиваются на ним «паровозиком» - каждый последующий обнимает за талию предыдущего.
Взрослый говорит, что теперь они все вместе – большая улитка.
По команде воспитателя «Лягушка» улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится.
По команде «Лягушка ускакала» дети, не расцепляя рук, прохаживаются по комнате и хором говорят: «Вновь гулять улитка хочет, радуется и хохочет».
Игра повторяется до тех пор, пока не перестает доставлять детям удовольствие.
«Мой хороший попугай».
Цель: развитие эмпатии детей, быстроты реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенческого репертуара детей.
Содержание.
Дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечиками друг к другу. Воспитатель бросает кому-либо из них плюшевого попугая (или другую мягкую игрушку). Ребенок, поймав игрушку, должен прижать ее к себе, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) другому ребенку.
Сначала игра проходит в медленном темпе, так как дети с трудом находят ласковое имя для попугая, не умеют передавать игрушку кому-либо из играющих. Но затем темп игры ускоряется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игры, направленные на сближение детей с воспитателем | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СБЛИЖЕНИЕ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ И ВОСПИТАТЕЛЕМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СБЛИЖЕНИЕ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ И ВОСПИТАТЕЛЕМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ!
Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч, называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие воспитателя, т. к. дети быстрее запоминают его полное имя и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.
Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но ее можно и разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку или предложить детям поприветствовать друг друга по имени.
РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ!
Дети с воспитателем делают тесный кружок — это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:
Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,
Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала это воспитатель, а позже — кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» — пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).
ЛОВИ -ЛОВИ!
Для проведения этой игры необходима палочка длиной 0,5—0,75 м с прикрепленной к ней лентой, оканчивающаяся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками).
Все становятся в круг, ведущий с палочкой — в центре (вначале воспитатель, а потом, когда дети хорошо освоят эту игру, — ребенок). «Лови-лови!» — говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры — схватить мяч, который подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Можно ловить мяч нескольким участникам одновременно.
Воспитателю необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе. Ее можно проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя лишь запрещать детям веселиться от души.
ЧЕЙ ГОЛОСОК?
Дети садятся полукругом, ведущий — впереди всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал. Можно ввести какой-либо персонаж и условные слова (например, игра «Кто разбудил Мишутку?». Воспитатель наравне с детьми участвует в игре. Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания.
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ
В эту игру можно играть бесконечно — ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками» (почему только руками? — всем телом!), великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию доверительных отношений с воспитателем — «человеку, который придумывает такие интересные игры и играет вместе со мной, можно доверять!».
Сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом воспитатель еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами. Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения — это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.
ЗАЙКА
Заинька-зайка Дети прыгают, поджав руки,
имитируя зайку.
Маленький зайка, Садятся на корточки,
показывают рукой вершок от
пола.
Длинные ушки, Дети приставляют ладошки к
Голове – «ушки».
Быстрые ножки Побежали.
Заинька-зайка Движения повторяются.
Маленький зайка,
Деток боишься, Дети обхватывают себя
Руками.
Зайка-трусишка. Изображая страх, «дрожат».
МИШКА
Мишка, мишка косолапый, Приподнять плечи, руки
Мишка по лесу идет, округлить, носки ног
Повернуть внутрь, идти
Переваливаюсь
Мишка хочет сладких ягод Погладить себя по животу,
Облизнуться
Да никаких их не найдет. Оглянуться по сторонам,
Пожать плечами
Вдруг увидел много ягод Показать указательным пальцем
И тихонько зарычал. На лице восторг, двумя руками
«собирать» ягоды» в рот
Подошли к мишутке Помаршировать.
Детки, Мишка громко зарычал. Кулачками потереть глаза,
Изобразить плач.
Возможен более оптимистичный конец, тогда последняя строка будет звучать так: «Мишка ягодки им дал».
Далее приводятся просто тексты стихотворений, движения придумывайте вместе с детьми!
СТОЛЯРЫ
Мы пилим, пилим доску, с утра у нас дела.
Стальные зубы остры – легко идет пила.
Вжик – вжик, вжик – вжик.
Бежит, бежит послушно рубанок вдоль доски,
И беленькие стружки свернулись в завитки
Шух – шух, шух – шух.
А ну-ка веселее ударим молотком.
Покрепче, поровнее мы гвоздики забьем.
Тук- тук, тук-тук.
КОЗЛИК
Козлик по полю гулял, на гармонике играл:
Чики-брыки, чики-брык на гармонике играл.
Вышел из лесу медведь, стал на козлика реве
Чики-брыки, чики-брык стал на козлика реве
Козлик наш не убежал, веселее заиграл.
Как пустился мишка в пляс, так и пляшет он сейчас:
Чики-брыки, чики-брык так и пляшет он сейчас!
ЗАРЯДКА
Скачет лягушонок, ква-ква-ква
Плавает утенок, кря-кря-кря.
Быстрая синица. Тюр-лю-лю.
Все вокруг стараются спортом занимаются!
Прыгает козленок, ме-ме-ме,
А за ним ягненок, бе-бе-бе.
Все вокруг стараются спортом занимаются!