Конспект экологического занятия
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
«Наши умные помощники - органы чувств»
Цели:
- Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира.
Задачи:
- Развивать зрительное, слуховое, вкусовое, тактильно-двигательное восприятие. Развивать умение детей анализировать мимику человека, называть эмоциональное состояние человека.
- Закрепить знания об органах чувств.
- Воспитывать у детей потребность в тщательном уходе за органами чувств, о соблюдении правил личной гигиены.
- Пополнять словарный запас детей за счет качественных прилагательных («сладкий», «горький», «кислый» и т. д.), работать над интонационной выразительностью, связностью речи.
Материал к занятию:
«Альбом художника», «Чудесный мешочек», стаканчики с водой разного вкуса, зеркала, письмо, аудиозапись, бутафорские овощи и фрукты.
Ход занятия
Дети заходят в группу здороваются с гостями.
Педагог просит детей вспомнить, какие органы чувств они знают.
Воспитатель: «Ребята, я вам хочу рассказать о городе «Веселых человечков».
Воспитатель достает письмо. Сообщает о том, что это письмо пришло из города веселых человечков, в котором они рассказывают о своей беде. Жители города разучились пользоваться своими органами чувств, и от этого в городе все перепуталось. Веселые человечки просят детей помочь им снова научиться пользоваться органами чувств.
«Ну, как вы готовы помочь? Тогда закройте глаза повернитесь вокруг себя. Вот мы с вами оказались в городе Веселых человечков».
(На экране печальный Художник)
Воспитатель: «Ребята это кто?»
(Ответы детей).
Воспитатель: « Какое у него настроение? А почему он грустный? Художник разучился пользоваться органом зрения. Каким?»
(Ответы детей)
«А что нужно делать, чтобы сохранить зрение?»
(Ответы детей)
Далее педагог предлагает детям выполнить гимнастику для глаз:
Посмотреть вверх – вниз - прямо.
Посмотреть влево – вправо.
Круговые движения глаз.
Затем сильно закрыть глаза, открыть и поморгать.
Воспитатель: « Теперь его картины никому не нравятся, вот посмотрите его альбом с рисунками. Все ли правильно раскрасил художник?»
Дети садятся за стол, проводится Дидактическая игра “Что художник нарисовал неправильно?”
Дети продолжают путешествие по городу.
(На экране грустный Садовник).
Воспитатель: «Ребята кто это? А какое у него настроение? Знаете почему грустное? Садовник выращивал в своем огороде ароматные фрукты, овощи, цветы. А теперь он совершенно разучилась распознавать их по запаху. Что нужно сделать, чтобы определить по запаху тот или иной предмет? А какой орган чувств в этом помогает?»
(Ответы детей).
«А как нужно ухаживать за носом?»
(Ответы детей.)
Воспитатель: «Давайте сделаем гимнастику для носа».
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах»!
«А теперь поиграем в Дидактическую игру «Узнай по запаху».
Дети подходят к столу, берут коробочки с ароматами. Дети должны определить, что лежит в коробочке по запаху.
(На экране расстроенный Лесовик).
Дети определяют кто этот герой, обращают внимание на его настроение.
Воспитатель: «А загрустил Лесовик от того, что разучился слышать и совершенно запутался в звуках природы. Что нам помогает слышать?»
(Ответы детей.)
«А как нужно ухаживать за ушами, чтобы они не болели?»
Воспитатель: «Давайте поможем Лесовику, научим его делать массаж ушей».
Дети садятся на ковер, проводится массаж ушей.
Дети проговаривают «чистоговорку».
Жу-жу-жу – я летаю и жужжу.
Жи-жи-жи – мне цветок покажи.
Провести пальцами по краям ушных раковин.
Же-же-же – Василек растет в меже.
Жу-жу-жу – про цветы всем расскажу.
Потянуть ушные раковины вниз, в стороны, вверх.
«А теперь поиграем в Дидактическую игру «Что мы слышим?»
(Прослушание записей звуков: журчание ручейка, шелест листьев, звуки животных, птиц и т. д.)
Воспитатель: «Молодцы. Вот мы помогли еще одному жителю города.
(На экране грустный Повар)».
Воспитатель: «Кто это? Какое у него настроение? А знаете почему он такой печальный? Он совершенно разучился различать вкус еды. А какой орган нам в этом помогает?»
(Ответы детей.)
Воспитатель: «А какие вкусы вы знаете?»
(Ответы детей.)
Воспитатель предлагает поиграть в Дидактическую игру «Узнай на вкус».
Далее проводится артикуляционная гимнастика.
Упражнения:
1. «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы в улыбке.
2. «Дудочка» - зубы сомкнуты, с напряжением вытянуть губы вперед.
3. «Блинчик» - широкий передний край языка положить на нижнюю губу и удерживать под счет от 1 до 5.
4. «Шарик» - надуть щеки, сдуть щеки.
5. «Часики» - рот открыт, губы в улыбке; движения языка: кончиком языка переводить из одного угла рта в другой.
Воспитатель предлагает определить, о каком органе чувств еще не вспомнили. Дети называют КОЖУ. Дети отвечают на вопрос: «Для чего человеку нужна кожа?»
Ответы детей: С помощью кожи человек определяет характеризующие качества предмета: горячее, холодное, твердое, тупое, острое, мокрое, сухое и т.д. Кожа выполняет защитную функцию организма.)
Воспитатель: «Где находиться самая чувствительная кожа?»
(Ответы детей.)
Дидактическая игра “Чудесный мешочек”.
Воспитатель: «Ребята, давайте назовем органы чувств о которых мы сегодня говорили».
Воспитатель: «Сегодня мы с вами повторили органы чувств, без которых человеку невозможно прожить. Вы помогли жителям города сменить грустное настроение на веселое. И они вас за это благодарят».
Воспитатель: (вынося корзину с фруктами) «Ребята, что это?»
(Ответы детей.)
Воспитатель: «Чего много во фруктах?»
(Ответы детей.)
Воспитатель: «Зачем нужны витамины? Веселые человечки желают вам здоровья и дарят эту корзину с фруктами. А теперь закройте глаза, повернитесь вокруг себя, мы с вами снова оказались в детском саду. Спасибо вам за путешествие».
Приложения к занятию:
1.Игра «Что художник нарисовал неправильно?»
Цель: упражнять детей в правильном назывании цветов овощей и фруктов. Учить называть ошибки, исправлять их.
Оборудование: альбом художника – карточки с овощами и фруктами, раскрашенные неправильно, карточки контуры овощей и фруктов; карандаши цветные.
Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть то, что нарисовал художник, и найти ошибки в его рисунке. Затем предлагает взять карандаши
и разложить на не закрашенные овощи и фрукты те карандаши, которыми нужно было раскрасить тот или иной овощ или фрукт.
2. Игра «Узнай по запаху»
Цель: уточнить знания детей о том, что некоторые предметы можно узнать только по запаху, даже не видя их. Для этого у человека есть орган чувств – Нос.
Оборудование шесть коробочек (закрытых), в которых лежат: апельсин чеснок, лук, огурец, лимон. В коробочках сделаны отверстия, через которые нужно нюхать то, что внутри. Тарелочка с овощами и фруктами.
Ход игры. Педагог предлагает детям определить по запаху, что в какой коробочке лежит, и обозначить соответствующей карточкой. После выполнения задания дети открывают коробочки и проверяют правильность выполнения задания.
3. Игра «Узнай на вкус»
Цель: упражнять детей в различении вкусов, сладкий, кислый, соленый; отвечать на вопросы: Что бывает сладкое? Кислое? Соленое?
Оборудование: чашечки с водой разного вкуса по количеству детей.
Ход игры. Педагог предлагает детям узнать на вкус, что в какой чашке. Определив, что находится в данной чашке, педагог предлагает детям назвать то, что они знают такого вкуса.
4. Игра «Чудесный мешочек»
Цель игры: учить изображать образ предмета, полученный путем тактильно-двигательного восприятия.
Оборудование: мешочек с различными предметами.
Ход игры. Детям предлагается определить на ощупь предмет, лежащий в мешочке, и назвать предмет и форму.
Список использованной литературы
- Воронкевич О. А. – Добро пожаловать в экологию.
- Картушина М. Ю. – Логоритмические занятия в детском саду.