Дидактическая игра

Акимова Ольга Валерьевна

Дидактические игры – как форма логопедического воздействия при подготовке детей к школе.

С  2011 года все образовательные учреждения России  перешли  на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Повысились требования  готовности  будущих первоклассников. В психологический портрет идеального  первоклассника включены такие разделы как:

1.    Педагогическая готовность ( навыки чтения, навыки счета, звуковая культура речи (чистая речь), умеет развернуто ответить на вопрос, хороший словарный запас и т.д)

2.     Интеллектуальная готовность (способность сформулировать вопросы,  самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы и т.д.)

3.     Мотивационная готовность (принятие системы требований, предъявляемых школой и учителем и т.д.)

4.    Эмоционально-волевая готовность(сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня и т.д.)

5.    Коммуникативная готовность(желание общаться со взрослыми и детьми и т.д.)

Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку.

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. У   ребенка должны быть сформированы такие компоненты речевой системы как: звукопроизношение, фонематические процессы, лексика и грамматика.

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной.

С каждым годом все больше детей у которых наблюдаются речевые нарушения и которым требуется помощь специалистов (учителя-логопеда, дефектолога).

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания.

Эти задачи решаются с помощью игры – как формы логопедического воздействия.

Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.

Одним из  эффективных медов – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время – основного вида деятельности старшего дошкольника.

Таким образом, у дидактической игры две цели: одна их них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Играя ребенку, предоставляется широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения нужно проводить в спокойной и доброжелательной атмосфере. Дидактические игры подбираются в соответствии с процессами и уровнями нарушений речевой деятельности у детей. Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям и рекомендациям логопеда.

Представленные дидактические игры позволяют в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, букв и чтения, развить фонематический слух. Важны для воспитания звуковой культуры речи детей, подготовки их к обучению грамоте, способствуют общеречевому развитию дошкольников.

 

Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие умения различать слова, близкие по звуковому составу.

 

« Повтори слова».

Цель: развивать умение различать на слух и произносить сходные по звучанию слова.

«Скороговорки».

Цель: упражнять детей в быстром темпе произносить рифмующиеся строчки со сходными словами. Учить четко и разборчиво проговаривать слова.

«Сходно ли звучат слова?»

Цель: учить вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова, сходные по звучанию.

 

Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие умения дифференцировать слоги, близкие  по артикуляционным признакам.

 

«Скажи, как я».

Цель: учить воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога.

«Повтори цепочку слов».

Цель: учить четко различать и произносить слоги, близкие по артикуляции «Какой слог лишний?»

Цель: учить дифференцировать сходные по артикуляционным признакам слоги, уметь обосновать свой ответ .

 

Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие умения дифференцировать  фонемы,  близкие  по артикуляционным признакам.

 

«Жук жужжит»

Цель: различать на слух и выделять из разнообразия звуков звук / ж /.

«Подумай  повтори».

Цель: учить детей дифференциации близких по артикуляции звуков, умению различать звуки на слух.

«Какой звук потерялся»

Цель: учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает  одного заданного звука.

«Вставь звук».

Цель: закреплять понятие, что один звук может изменить все слово. Уметь ставить звук на заданное место.

 

В неразрывной связи с развитием речи в играх осуществляется и развитие мышления детей, способность сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать выводы и обобщения.

Значение дидактических игр в подготовке к школе трудно переоценить. Игры  оказывают общее развивающее влияние на личность будущего школьника, а дидактические игры с правилами связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх происходит проигрывание дошкольником ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. Т. е. в игре происходит непосредственная подготовка ребёнка к переходу на новую ступень обучения — поступлению в школу.