Долгосрочный проект "Секреты наших растений" в старшей группе «Чебурашка» Воспитатель Романенко Е.А. МДОУ Детский сад № 20 «Рябинушка»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №20 «Рябинушка» села Александровского
Долгосрочный
Экспериментальный проект
В старшей группе «Чебурашка»
«Секреты наших растений»
Разработано воспитателем
Е.А.Романенко
МДОУ Детский сад №20 «Рябинушка»
Актуальность темы проекта:
Природа – это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка. Растения своим разнообразием привлекают детей к познанию окружающего мира. Но у детей знания о растениях разрозненные, нет навыков ухода за растениями, навыков бережного отношения к растениям.
Проект направлен на расширение и обобщение знаний детей о растениях и о разнообразии растительного мира, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости растений в жизнедеятельности человека.
Вид проекта:
Цель проекта: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию растений.
Задачи:
1. Учить правильно ухаживать за растениями. Расширять представление детей о том, что растения могут расти из различных плодов (луковицы, зёрнышка, семечка.)
2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей, мышление, воображение детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений; формировать представление о строении, развитии растений, их связи с различными факторами окружающей среды, значении в жизни человека.
4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
Гипотеза: Растений много и они нужны.
Предполагаемые результаты: Дети ориентируются в многообразии растительного мира, имеют представление о значении растений. Проявляют активность в экспериментировании.
Тип проекта: познавательно- исследовательский.
Групповой
Участники: воспитатель,
дети старшей группы,
родители.
Длительность: 9 месяцев ( средней продолжительности)
Подготовительный этап:
Подготовили разнообразный иллюстративный материал: плакаты, альбомы, энциклопедии, наборы открыток;
Разработали несколько презентаций;
Подготовили дидактические игры:
Ресурсы проекта:
1. иллюстрации, макеты, коллекции, проспекты, гербарии.
2. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова « Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
3. Уголок природы в группе.
4. Зеленая зона на участке детского сада.
5. Огород на окне в группе.
Реализация проекта:
1 этап. Подготовительный.
Беседы: «Мир растений», «Зеленая аптека», «Как растет растение»
Обобщающая беседа с элементами труда «Как узнать растение».
Занятия: «Растения – легкие земли», «Где любят жить растения».
Вместе с родителями создать экологический альбом « Мир растений»
Работа с детьми.
Перед началом работы по проекту мы провели с детьми беседу о растениях. Выяснили их представления о растениях, их отношение к ним. (Диагностика)
2 этап. Исследовательский
Беседы: «Мир растений», «Зеленая аптека», «Как растет растение»
Обобщающая беседа с элементами труда «КАК УЗНАТЬ РАСТЕНИЯ»
Занятия: «Растения – легкие земли», «Где любят жить растения», «Как живут растения зимой».
Поисково-познавательная деятельность: «Может ли растения дышать?», «Нужен ли корешкам воздух?», «С водой и без воды», « На свету и в темноте», « В тепле и в холоде», «Где лучше расти?», « В погоне за светом».
– Наблюдение за растениями на участке, в уголке природы.
– Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми по энциклопедии «Растения».
– Отгадывание и придумывание загадок о своем любимом растении.
– Обучение детей уходу за растениями (полив, рыхление, мытье растений)
Чтение художественной литературы: стихотворение «Зеленое платье планеты», рассказы Павловой, Бианки.
Дидактические игры: «Сравни», «Что лишнее», «Назови плод».
3этап. Заключительный.
Презентация: заключительный этап: подведение итога работы над проектом.
Тематический план проекта«Секреты наших растений»
Месяц | Тема |
Сентбрь | Подготовительный этап |
Октбрь | Растениям нужна вода |
Ноябрь | Растениям нужен воздух |
Декабрь | Растениям нужен свет |
Январь | Для растения важна температура воздуха |
Февраль | Разнообразен мир растений |
Март | Растения нужны всем |
Апрель | Росточек в горшочке |
Май | Презентация проекта |
Перспективный план проекта
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | Подготовительный этап Определение темы и цели | · определение задач, которые будут решаться с детьми, родителями; · разработка модели взаимодействия всех участников проекта и содержание деятельности каждого; · разработка модели взаимодействия всех участников проекта и содержание деятельности каждого; |
Подбор энциклопедического материала, иллюстраций | ■Создание банка идей и предложений. ■ Подбор необходимого оборудования и пособий. в Помощь родителей в проведении исследовательской работы и подборе оборудования, создании электронной презентации по результатам экспериментально - исследовательской деятельности. | |
Разработка презентаций, подбор художественной литературы. | ||
Разработка плана проектной деятельности | ||
Октябрь | Растениям нужна вода. Опыт с растением. | Опытным путем доказать, что растениям для жизни нужна вода. |
Завершение опыта | ||
Влаголюбивые растения тропических лесов | Познакомить детей с растениями тропических лесов. Дать представление, о климатических особенностях тропиков. | |
Растения пустыни | Познакомить детей с засухоустойчивыми растениями, Расширять представление детей о климатических условиях пустыни. | |
Ноябрь | Растениям нужен воздух. Организация опыта. | Доказать, что растение дышит всеми частями, выявить причину потребности в рыхлении. |
Завершение опыта | ||
Просмотр презентации «Мир растений | Продолжать расширять представления детей о разнообразии растительного мира. | |
Д/и «Лото. Растения» | Закрепить в игровой деятельности знание видов растений. | |
Декабрь | Растениям нужен свет. Организация эксперимента. | Опытным путем доказать значимость света для жизни растений. Установить взаимосвязи окружающей среды. |
Контрольное наблюдение за течением эксперимента | ||
Завершение эксперимента | ||
Январь | Для растения важна температура воздуха. Наблюдение в природе и в группе. | опытным путём выявить, дышит ли растение (в нашем случае комнатное растение фиалка Узамбарская) и понять, как происходит процесс дыхания у растения. путём поисково-познавательной деятельности определить, какие части растения участвуют в дыхании. Доказать, что растение дышит всеми частями, выявить причину потребности в рыхлении.
|
Растения тундры, высоких гор и растения тёплых стран на примере иллюстраций и презентации. | ||
Февраль | Разнообразен мир растений. Презентация. | Совместное составление презентации по теме, с опорой на иллюстративно – интерактивный материал. |
Март | Растения нужны всем. Предположения детей. | Помочь детям подойти к выводу, о значимости растительного мира для всех живых существ. |
Растения для человека. | ||
Растения для животных. | ||
Растения для птиц. | ||
Апрель | Росточек в горшочке. Домашнее задание. | Домашнее задание: высадить совместно с родителями растение в горшочек. |
Наблюдение и уход за растениями, принесёнными из дома. | Побуждать к самостоятельному уходу за растениями. | |
Высадка культурных растений на клумбу. | Привлечь к трудовой деятельности на клумбе и в огороде, по пересадке рассады в грунт. | |
Высадка растений в огород. | ||
Май | Презентация проекта. Видео презентации. Интервью детей. | Формирование речевой активности детей. Закреплять умение составлять рассказ по теме презентации. |
Литература.
1. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
2. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
4. План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др./; под ред. З. А. Михайловой. – СПб.: Акцидент, 1997 г.
5. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
6. Цыплякова О. Где же пятый океан? /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
7. Интернет ресурсы