Долгосрочный проект "Секреты наших растений" в старшей группе «Чебурашка» Воспитатель Романенко Е.А. МДОУ Детский сад № 20 «Рябинушка»

Романенко Екатерина Анатолиевна

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №20 «Рябинушка» села Александровского

 

Долгосрочный

Экспериментальный проект

В старшей группе «Чебурашка»

«Секреты наших растений»

 

Разработано воспитателем  

Е.А.Романенко

МДОУ Детский сад №20 «Рябинушка»

Актуальность темы проекта:

 Природа – это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка. Растения своим разнообразием привлекают детей к познанию окружающего мира. Но у детей знания о растениях  разрозненные, нет навыков ухода за растениями, навыков бережного отношения  к растениям.

Проект направлен на расширение и обобщение знаний детей о растениях и о разнообразии растительного мира, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости растений  в жизнедеятельности человека.

 

Вид проекта:

 

Цель проекта: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию растений.

 

Задачи:

1. Учить правильно ухаживать за растениями. Расширять представление детей о том, что растения могут расти из различных плодов (луковицы, зёрнышка, семечка.)

2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

3. Развивать познавательные и творческие способности детей, мышление, воображение детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений; формировать представление о строении, развитии растений, их связи с различными факторами окружающей среды, значении в жизни человека.

4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

Гипотеза: Растений много и они нужны.

Предполагаемые результаты: Дети ориентируются  в многообразии растительного мира, имеют представление о значении растений. Проявляют активность в экспериментировании.

Тип проекта: познавательно- исследовательский.
 Групповой
 Участники: воспитатель,
дети старшей группы,
 родители.
 Длительность: 9 месяцев ( средней продолжительности)

Подготовительный этап:

Подготовили разнообразный иллюстративный материал: плакаты, альбомы, энциклопедии, наборы открыток;

Разработали несколько презентаций;

Подготовили дидактические игры:

Ресурсы проекта:

1.     иллюстрации, макеты, коллекции, проспекты, гербарии. 
 2. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова « Экологическое развитие детей в  детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
 3. Уголок природы в группе.
 4. Зеленая зона на участке детского сада.

5. Огород на окне в группе.

Реализация проекта:

      1 этап. Подготовительный.

Беседы: «Мир растений»,  «Зеленая аптека», «Как растет растение»

Обобщающая беседа с элементами труда «Как узнать растение».

Занятия: «Растения – легкие земли»,  «Где любят жить растения».

Вместе с родителями создать экологический альбом « Мир растений»

Работа с детьми.

Перед началом работы по проекту мы провели с детьми беседу о растениях. Выяснили их представления о растениях, их отношение к ним. (Диагностика)

2 этап. Исследовательский

Беседы: «Мир растений»,  «Зеленая аптека», «Как растет растение»

Обобщающая беседа с элементами труда «КАК УЗНАТЬ РАСТЕНИЯ»

Занятия: «Растения – легкие земли»,  «Где любят жить растения»,  «Как живут растения зимой».

Поисково-познавательная деятельность: «Может ли растения дышать?», «Нужен ли корешкам воздух?», «С водой и без воды», « На свету и в темноте», « В тепле и в холоде»,  «Где лучше расти?»,  « В погоне за светом».

– Наблюдение за растениями на участке, в уголке природы.

– Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми по энциклопедии «Растения».

– Отгадывание и придумывание загадок о своем любимом растении.

– Обучение детей уходу за растениями (полив, рыхление, мытье растений)

Чтение художественной литературы:  стихотворение «Зеленое платье планеты», рассказы Павловой, Бианки.

 Дидактические игры: «Сравни», «Что лишнее», «Назови плод».

3этап. Заключительный.  

 

Презентация: заключительный этап: подведение итога работы над проектом.

Тематический  план проекта«Секреты наших растений»

 

Месяц

Тема

Сентбрь

Подготовительный этап

Октбрь

Растениям нужна вода

Ноябрь

Растениям нужен воздух

Декабрь

Растениям нужен свет

Январь

Для растения важна температура воздуха

Февраль

Разнообразен мир растений

Март

Растения  нужны всем

Апрель

Росточек в горшочке

Май

Презентация проекта

Перспективный план проекта

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

Подготовительный этап

Определение темы и цели

·            определение задач, которые будут решаться с детьми, родителями;

·            разработка модели взаимодействия всех участников проекта и содержание деятельности каждого;

·             разработка модели взаимодействия всех участников проекта и содержание деятельности каждого;

Подбор энциклопедического материала, иллюстраций

■Создание банка идей и предложений.

■                   Подбор необходимого оборудования и пособий.

в Помощь родителей в проведении исследовательской работы и подборе оборудования, создании электронной презентации по результатам экспериментально - исследовательской деятельности.

Разработка презентаций, подбор художественной литературы.

Разработка плана проектной деятельности

Октябрь

Растениям нужна вода.  Опыт с растением.

Опытным путем доказать, что растениям для жизни нужна вода.

Завершение опыта

Влаголюбивые растения тропических лесов

Познакомить детей с растениями тропических лесов. Дать представление, о климатических особенностях тропиков.

Растения пустыни

Познакомить детей с засухоустойчивыми растениями, Расширять представление детей о климатических условиях пустыни.

Ноябрь

Растениям нужен воздух. Организация опыта.

Доказать, что растение дышит всеми частями, выявить причину потребности в рыхлении.

Завершение опыта

Просмотр презентации «Мир растений

Продолжать расширять представления детей о разнообразии растительного мира.

Д/и «Лото. Растения»

Закрепить в игровой деятельности знание видов растений.

Декабрь

Растениям нужен свет. Организация эксперимента.

Опытным путем доказать значимость света для жизни растений. Установить взаимосвязи окружающей среды.

Контрольное наблюдение за течением эксперимента

Завершение эксперимента

Январь

Для растения важна температура воздуха. Наблюдение в природе и в группе.

опытным путём выявить, дышит ли растение (в нашем случае комнатное растение фиалка Узамбарская) и понять, как происходит процесс дыхания у растения. путём поисково-познавательной деятельности определить, какие части растения участвуют в дыхании. Доказать, что растение дышит всеми частями, выявить причину потребности в рыхлении.

 

Растения тундры, высоких гор и растения тёплых стран на примере иллюстраций и презентации.

Февраль

Разнообразен мир растений.  Презентация.

Совместное составление презентации по теме, с опорой на иллюстративно – интерактивный материал.

Март

Растения  нужны всем.  Предположения детей.

Помочь детям подойти к выводу, о значимости растительного мира для всех живых существ.

Растения для человека.

Растения для животных.

Растения для птиц.

Апрель

Росточек в горшочке. Домашнее задание.

Домашнее задание: высадить совместно с родителями растение в горшочек.

Наблюдение и уход за растениями, принесёнными из дома.

Побуждать к самостоятельному уходу за растениями.

Высадка культурных растений на клумбу.

Привлечь к трудовой деятельности на клумбе и в огороде, по пересадке рассады в грунт.

Высадка растений в огород.

Май

Презентация проекта. Видео презентации. Интервью детей.

Формирование речевой активности детей. Закреплять умение составлять рассказ по теме презентации.

 

 

Литература.

1.     Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

2.     Дыбина О. В  Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

3.     Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

4.     План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др./; под ред. З. А. Михайловой. – СПб.: Акцидент, 1997 г.

5.     Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .

6.     Цыплякова О. Где же пятый океан? /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное воспитание. – 2006. -  № 8.

7.     Интернет ресурсы