Родительское собрание в первой младшей группе: "Интегральные показатели развития детей трёх лет"
Опубликовано 04.06.2013 - 21:29 - Волкова Галина Николаевна
Задачи:
1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей трёх лет.
2. Рассказать об особенностях данного периода развития.
3. Установление эмоционального контакта, партнерских отношений с родителями.
Я рада вас приветствовать, уважаемые родители, на нашей сегодняшней встрече. Хотелось бы вспомнить слова известного писателя Льва Толстого: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня – страшное расстояние».
Это значит, что все самое главное в личности ребенка закладывается до 5 лет, т.е. примерно 70 процентов информации человек познает до 5-ти летнего возраста, а лишь 30 процентов – накапливается за всю оставшуюся жизнь. Поэтому, очень важно уделить внимание всестороннему развитию ребенка именно в этот период.
Так вот, наши с вами детки, сейчас находятся на новой ступеньке развития, на новом этапе своей жизни, когда они уже немножко «оторвались» из под ваших родительских крылышек, поступив в детский сад. Безусловно, процесс адаптации у каждого малыша проходил индивидуально, кто-то из детей привык к условиям детского сада быстро и легко, кто-то более дольше и труднее адаптировался к новым условиям, но все же мы с гордостью можем заявить, что все детки справились с трудным этапом в своей жизни – с поступлением в детский сад и уже активно участвуют во всех режимных моментах, в занятиях, в общении и играх со сверстниками и взрослыми.
Вот уже месяц как воспитание и обучение детей происходит по специальной программе, разработанной Парамоновой Л.А. называется «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста».
Вообще, третий год жизни – это переходный период в жизни ребенка от раннего к дошкольному возрасту. Нужно заметить, что темп развития малыша несколько замедляется, но для него еще характерны те особенности, которые отличают ранний возраст. Для малыша характерна высокая степень отвлекаемости. Однако третий год жизни характеризуется и весьма солидными личностными приобретениями. Дети становятся самостоятельнее, совершенствуются движения ребенка, крепнет организм. Продолжает развиваться предметная деятельность, совершенствуются: восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление (т.е. проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами).
Согласно программе обучения и воспитания детей в первой младшей группе детского сада можно проследить за результатом, которого достигнут, наши дети к концу учебного года, а именно:
Предметно-орудийная деятельность
• умеет действовать с предметами в соответствии с их соци¬альным назначением (ест ложкой, пьет из чашки, пользует¬ся туалетом, вытирает руки полотенцем, использует мыло, носовой платок и др.);
• самостоятельно находит и применяет орудия для достиже¬ния цели (использует другую игрушку, чтобы достать зака¬тившийся мячик);
• способен к элементарному самообслуживанию (одевает¬ся самостоятельно, с помощью взрослого только застёги¬вает пуговицы, завязывает шнурки; помогает взрослому убирать игрушки);
• ребенок стремится к самостоятельности, говорит и де¬монстрирует «Я сам!»;
• выполняя действия, называет себя не только по имени, но и использует местоимение «Я».
Общение
• общение осуществляется на основе использования речи;
• действия с предметами начинают выполняться по сло¬весному указанию взрослого («Пойдем гулять, будем оде¬ваться» и др.).
• обращается к взрослому с просьбой о помощи (подхо¬дит к воспитателю, чтобы ему завязали шапку, развязали шарф, дали бумагу для рисования и др.);
• активно включается в парные игры с взрослым («прят¬ки», «катание мяча» и др.).
Сюжетно-отобразительная игра:
• пока не принимает на себя роль, например, мамы, но может копировать ее действия, движения, слова (кормит куклу, укладывает ее спать и др.);
• использует предметы заместители (кормит куклу палочкой и др.).
Изобразительная деятельность:
• рисует каракули как случайные метки, оставляемые на бу¬маге карандашом или красками в зависимости от движения руки; начинает давать им название;
• возникают простейшие изображения (домик в виде полукру¬га, квадратик — машина и др.).
Речь
Пассивная (импрессивная) речь:
• по инструкции взрослого узнает и правильно показывает предметы и их части на картинках, т.е. соотносит изображе¬ние и реальный предмет;
• выполняет инструкции взрослого («Подойди к столу», «Возь¬ми мишку»);
• проявляет интерес к книгам, демонстрирует запоминание пер¬вых сказок путем включения в рассказ взрослого отдельных слов и действий («Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок» и др.);
• эмоционально реагирует на песенки и потешки («Петушок, петушок», «Пошел котик на Торжок» и др.).
Активная (экспрессивная) речь:
• ребенок имеет достаточный активный словарь (называет предметы и их части, действия и качества предметов (маши¬на, — у машины колеса и руль, машина едет, она красная);
• владеет грамматическими категориями разговорного языка, составляя, предложения изменяет слова по родам, числам и падежам;
• способен вступать в диалог со взрослыми и сверстниками (об¬ращается с просьбой, привлекает внимание к своим действи¬ям, задает вопросы «кто?», «что?» и ждет на них ответа)
Действия с предметами как основа познавательного развития
• действия руки контролируются зрением;
• овладевает приемами раскатывания (колбаски), сплющива¬ния (тарелочки, блины), круговыми движениями (яблочки, шарики, конфеты), используя глину, пластилин;
• вкладывает плоскостные и объемные фигуры в отверстия соответствующих форм;
• группирует предметы по цвету (основные цвета), величине (контрастной), форме (шар, куб, призма, цилиндр);
• умеет расположить предметы в порядке увеличения и умень¬шения (большой — поменьше - маленький);
• выполняет несложное конструирование из кубиков (строит башенку, поезд, скамеечку, кроватку, диванчик и т.п.) и вклю¬чает их в игру.
Эмоциональные проявления
• эмоционально отзывчив, чувствителен к отношению взрослых к себе, нуждается в эмоциональной поддержке («моло¬дец», «ты очень хороший мальчик», «умница» и т.п.);
• проявляет любовь и нежность к близким людям;
• реагирует на музыку, с удовольствием двигается под музыку и слушает простые произведения.
• появляется представление об опасности (не подходит близко к глубокой яме, держится за перила или стенку, спускаясь с лестницы, и т.п.);
Здоровье
Проявления в психическом развитии:
• преобладает уравновешенный эмоциональный тонус, ра¬достное настроение в коллективе сверстников;
• интерес к окружающему проявляется в познавательной и физи¬ческой активности, в потребности общения с окружающими.
• умение выдержать недолгую отсрочку в удовлетворении же¬ланий (подождать, потерпеть);
• умение различать «можно» и «нельзя», адекватно реагиро¬вать на запрет (не кричать, не падать на пол, не стучать нога¬ми, легко переключаться, быстро успокаиваться и др.).
Проявления в физическом развитии:
• владеет основными движениями (ходьба в разных направ¬лениях, с перешагиванием через предметы (вые. 10 см.), в различном темпе; бег в разных направлениях и к цели, не¬прерывный в течение 30-40 сек.;
прыжки на месте и с про¬движением вперед);
• воспроизводит простые движения по показу взрослого;
• охотно выполняет движения имитационного характера, уча¬ствует в несложных сюжетных подвижных играх, организо¬ванных взрослым;
• получает удовольствие от процесса выполнения движений.
О нормальном функционировании организма ребенка сви¬детельствует:
• глубокий сон и активное бодрствование;
• хороший аппетит; регулярный стул.
В воспитании культурно-гигиенических навыков дети должны:
• самостоятельно кушать
• ходить и бегать не наталкиваясь друг на друга
• ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу
• брать, держать, переносить. Класть, бросать, катать мяч.
В умственном воспитании к концу учебного года дети должны:
• иметь активный словарный запас (не менее 1000-1200 слов)
• повторять за взрослым небольшое предложение
• отвечать на вопрос взрослого
• сопровождать речью игровые и бытовые действия.
В формировании элементарных математических представлений:
• различать «много» - «мало»
• различать большие и маленькие предметы
• узнавать шар и куб
• показывать на себе, где находятся части тела.
В художественной литературе:
• слушать стихи, сказки, рассказы. При повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы
• читать стихи с помощью взрослого из цикла А.Барто «Игрушки» и др.
В художественно-эстетическом воспитании:
• знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать; различать основные цвета
• радоваться своим рисункам, называть то, что на них изображено
• знать, что из глины можно лепить, что она мягкая
• раскатывать комок глины
• лепить несложные предметы
• различать основные формы деталей строительного материала в конструировании
• с помощью взрослого строить разнообразные постройки
• узнавать знакомые мелодии в музыке
• вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы
• выполнять простые движения под музыку: хлопать, притопывать ногой
• различать и называть музыкальные инструменты.
В игровой деятельности:
• играть рядом, не мешать друг другу, подражать сверстникам
• эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым, подражать его действиям
• использовать в игре замещение недостающего предмета
• в самостоятельной игре сопровождать речью свои действия
• следить за действиями героев кукольного театра.
Я надеюсь, что к концу учебного года все наши малыши смогут овладеть всеми перечисленными достижениями. Благодарю за внимание.