трудные дети
Предварительный просмотр:
Консультация «Трудные дети»
Многие родители обращаются к педагогам и психологам с жалобами на то, что их дети чрезмерно возбудимы, агрессивны, или, наоборот, очень робки. Как отмечают воспитатели, дошкольники с проблемами в эмоциональном развитии невнимательны на занятиях. Плохо воспринимают программный материал. Кроме того, у них часто возникают трудности в социальной адаптации - неумение общаться со взрослыми и сверстниками, высокая конфликтность.
К сожалению, взрослые зачастую не могут понять причин такого поведения ребёнка, пытаются ругать, наказывать, тем самым ещё больше усугубляя его неуравновешенное состояние. Чтобы помочь родителям найти правильный подход к таким детям, прежде всего надо знать основные причины эмоционального "неблагополучия".
Во-первых, неблагоприятная обстановка дома. От опытного воспитателя не укроется подобное обстоятельство. Ведь своё отношение к "домашним проблемам" ребёнок обязательно отражает в рассказах о семье, в рисунках, играх. Например, Ваня, придя в детский сад после выходных дней, всегда говорит о том, что дома ему было скучно. Родители занимались своими делами, погулять или поиграть с ребенком им было некогда, и он весь день рисовал. В группе же Ваня - заводила, всегда предлагает темы совместных игр, участвует в распределении ролей. Денис - очень переживает из-за конфликтов между мамой и папой. Мальчик добрый, но неуверенный в себе, робкий, стеснительный, часто плачет. И когда воспитатели приобняв мальчика, ласково спрашивают: "Что случилось у тебя, Дениска?", мальчик тихонько рассказывает о том, как ему было страшно, когда папа на маму кричал, и как ему было маму жалко. Можно сказать так: "Не переживай, мама с папой взрослые, они сами разберутся. Всё будет хорошо."
Во-вторых, у детей с эмоциональными нарушениями практически всегда деформирована самооценка (занижена, завышена или противоречива и неустойчива). Например, Аня на вопрос о том, какая она девочка, отвечает: "Я не знаю, потому что иногда хорошо себя веду, иногда плохо. Вообще-то, мама думает, что я плохая". Олег - так себя характеризует: "Папа часто меня ругает, когда я хулиганю, говорит, что я плохой. Я немного хорошо себя веду, а немного плохо, но я - хороший".
В-третьих, для "трудных" детей характерен повышенный уровень тревожности (реже - пониженный). Такие дети робки, беспокойны, не уверенны в себе. К примеру, Серёжа всегда сомневается в себе и в своих силах. Никогда не участвует в главных ролях, он вообще опасается того, что его не примут в игру. Всегда думает, что не получится рисунок, аппликация. И даже если результат налицо, обычно он недоволен им. Встречаются и такие дети, которые подвержены разнообразным страхам. Часто испытывают чувство тревоги за себя, своих близких. В течение дня несколько раз подходят с вопросами: "А за мной мама придёт? А я буду играть с ребятами на улице?".
Для выявления эмоциональных нарушений у дошкольников существуют специальные методы.
Детский рисунок на тему "Моя семья"
Для определения характера внутрисемейных взаимоотношений. По этой методике педагог работает индивидуально с каждым ребёнком. При этом фиксируются все проявления детей в процессе рисования (спонтанные высказывания, паузы, разновидности штриховки во время изображения различных объектов). Можно проводить рисование с подгруппой дошкольников (8-10 чел.) в свободное время. Важно правильно разместить детей: они должны сидеть достаточно изолированно друг от друга. Детям предлагаются чистые листы бумаги и цветные карандаши. Воспитатель даёт следующую инструкцию: "Нарисуйте цветными карандашами свою семью, кто как может". Наблюдая за действиями детей, педагог отмечает, сразу, или несколько помедлив, начал работать ребёнок и в какой последовательности он рисует членов семьи. После выполнения задания проводится краткая беседа с каждым ребёнком: кого он изобразил; что делают эти люди на рисунке; кого из членов семьи он не нарисовал, и по каким причинам. Далее воспитатель анализирует рисунки детей по следующим параметрам:
1.Цветовая характеристика (всего рисунка и каждого персонажа в отдельности). Преобладание ярких светлых тонов говорит о позитивном восприятии данного члена семьи; тёмных, мрачных тонов - о негативном.
2.Пространственное расположение персонажей (показатель эмоциональной близости). То есть, как размещены члены семьи относительно друг друга: рядом, взявшись за руки, образуют пары или тройки; рядом, но не вместе, есть ли промежутки; отдалены ли барьерами или неодушевлёнными предметами.
3.Состав изображённой семьи (соответствует реальному составу; уменьшение за счёт исключения каких-либо членов семьи; увеличение за счёт "введения" в семью друзей, воспитателя, животных). Отсутствие какого-либо члена семьи выражает стремление "избавиться" от него в эмоциональном плане, введение дополнительных членов семьи также свидетельствует о недостаточной удовлетворённости ребёнка общением с окружающими его дома людьми.
4.Величина изображённых персонажей: кто доминирует (возвышается), кто "занижен" (неправдоподобно мал). Если ребёнок рисует себя большим, то возможно, предположить, что он преувеличивает свою значимость в семье, если же рисует себя слишком маленьким, то это говорит о его неуверенности в себе.
Анализируя работы детей, воспитатель должен следовать таким принципам:
•Во-первых, следует помнить, что результат изображения детьми может зависеть от разных причин: их настроения, самочувствия, взаимоотношения с родителями на данный период времени, даже от изобразительных навыков ребёнка.
•Во-вторых, желательно провести рисование на тему "Моя семья" повторно и сделать сравнительный анализ рисунков.
•В-третьих, результатом этой методики являются не научные факты, подтверждённые цифрами, а лишь предположения, зависящие в известной мере от того, кто интерпретирует рисунок.
Главное - это сотрудничество с родителями, даже если очевидно явное эмоциональное неблагополучие ребёнка, выраженное в рисунке. Поэтому первые результаты рисования (особенно отрицательные), лучше не доносить до сведения родителей, а дополнить их другими методами исследования эмоционального состояния ребёнка.
"Лесенка" или "Самооценочная шкала"
Шкала представляет собой "лесенку", состоящую из шести ступенек, окрашенных в различные цвета: от тёмных внизу, "где живут плохие дети", до ярких, радостных наверху, "где живут самые хорошие дети". Проведение такой методики не представляет особого труда и может осуществляться воспитателем в свободное время индивидуально с каждым ребёнком. Даётся следующая инструкция: "Посмотри внимательно на эту лесенку. На самой нижней ступеньке живут очень плохие дети, на второй - чуть получше, но тоже плохие. На третьей - неплохие дети, на четвёртой - хорошие, на пятой - очень хорошие. На шестой - самые лучшие, самые умные и самые добрые дети. На какой ступеньке живёшь ты? На какую ступеньку тебя поставил бы воспитатель? Лучший друг? Объясни свои действия" Ответы детей могут быть самые разные. У кого заниженная самооценка скажут, что живут на первой ступеньке, так как привыкли, что окружающие их постоянно ругают, называют плохими. Или им кажется из-за неуверенности в себе, что у них всё плохо. Но могут и сказать, что живут на самой верхней ступеньке, им хочется исправиться, таким детям надо помочь стать лучше. Дети самоуверенные в себе, с завышенной самооценкой, как правило, говорят, что живут в верхней ступеньке. Воспитателю рекомендуется попросить ребёнка объяснить свою точку зрения, чем ребёнок обоснует свою позицию на "лесенке", тем самым "спуская его с небес на землю".
Ответы детей записываются, обсчитываются (в виде условных единиц) по шестибальной шкале. Полученные результаты, позволяющие сделать вывод об эмоциональном состоянии ребёнка, дают материал для бесед с родителями. Конечно же, родители будут поражены сведениями. Возможны даже негативные реакции на услышанное или увиденное. Педагогу важно правильно разъяснить, "вырулить" из ситуации. То, что вы увидите, практически не связано с изобразительными навыками (методика рисунка "Моя семья"). Ведь это дети одной возрастной группы, и навыки рисования у них примерно одинаковы. Кроме того, Вы прекрасно знаете другие работы своих детей - они неоднократно выставлялись для просмотра в группе. Связано это, в первую очередь с эмоциональным дискомфортом ребёнка в семье, ведь, как считают специалисты, рисунок является проекцией его душевного состояния. Дети всегда понимают, любят ли их родители и значимы ли они для них, и в соответствии с этим формируют своё отношение к ним, проявляя его в высказываниях и поступках.
Специалисты выделяют наиболее оптимальные условия для коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников:
- Формирование у родителей педагогически грамотной позиции по отношению к своему ребенку;
- Определение тактики сотрудничества родителей с ребенком;
Исходя из этих условий, необходимо разработать коррекционный комплекс, включающий взаимодействие педагогов с родителями и тренинг непосредственного общения родителей с детьми.
Сотрудничество педагога с семьей – первый и важный этап коррекционного комплекса. Его главная цель – настроить родителей на самостоятельную педагогическую работу и приобретение знаний и умений познавательного общения с ребенком. При этом целесообразно использовать разные формы работы.
Индивидуальные консультации.
Общие консультации (один раз в квартал)
Групповые дискуссии (один раз в месяц)
Библиоконсультирование (по мере необходимости в течении года индивидуально и с подгруппами родителей, объединенных общими проблемами)
Эти формы работы могут быть реализованы с помощью следующих методов:
- Игровое модулирование педагогических ситуаций;
- Решение педагогических задач;
- Анализ родителями собственной воспитательной деятельности;
- Метод домашних заданий.
Что мы понимаем под формированием педагогически грамотной позиции родителей?
- Признание объективных эмоциональных проблем у своего ребенка и необходимости их преодоления.
- Стать «понятным» для своего ребенка; не управлять им, а заинтересовать познавательной деятельностью.
- Вооружиться знаниями о методах познавательной работы с детьми.
Чтобы сформировать такую позицию, необходимо провести с семьей подготовительную работу с соблюдением определенных принципов взаимодействия:
- Установление доверительного контакта с педагогом;
- Прогнозирование положительных результатов в работе с детьми;
- Укрепление веры родителей в возможность позитивных изменений в поведении ребенка и всей семейной ситуации;
- Более глубокое осознание мотивов обращения за педагогической помощью.
Процесс преодоления эмоциональных трудностей должен проходить в совместной деятельности родителей и детей. При этом решаются конкретные задачи:
- Формирование у ребенка позитивных чувств по отношению к родителям, адекватного отношения к себе и другим, системы самооценки и самосознания, уверенности в себе;
- Обобщение приемов общения и форм познавательной деятельности со взрослыми.
Психологами доказано, что любовь, забота, ласка - это основные жизненные потребности ребёнка. Никогда и не при каких условиях у него не должно возникать сомнений в расположении родителей, в своей психологической защищённости. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, любим. Делать это можно разными способами: ласковыми прикосновениями, улыбкой, словами: "Я очень скучала по тебе, пока была на работе", "Я очень люблю играть с тобой" и т.д. Обнимайте ребёнка несколько раз в день, говорят, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день не только ребёнку, но и взрослому. Удовлетворение потребности в любви и приятии - необходимое условие нормального психического развития детей. Если они не получают знаков безусловного принятия, то возможны отклонения в поведении, иными словами, эмоциональные нарушения. Дошкольный возраст - самое подходящее время для того, чтобы вселить в человека уверенность в себе, своих силах, построить гармоничные взаимоотношения в семье.