Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня» (деловая игра)
Родительское собрание
«Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня»
(деловая игра)
ЦЕЛИ: выработка и закрепление навыков общения, взаимопонимания между взрослыми и детьми; умения находить выход из трудных ситуаций.
МАТЕРИАЛ: плакат с надписью «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня»; рисунки о семье; пословицы и поговорки о семье, написанные на сердечках; семейные фотографии; фонограммы песен «Под крышей дома своего», «Мы – маленькие дети», «Деда-непоседа», «Вместе весело шагать»; игрушки; две кепки; борода; усы; косынка; два микрофона; флажки; медали; две ручки; два листочка; шесть мячей; два стула; четыре обруча; воздушные шары.
ХОД СОБРАНИЯ:
Зал украшен плакатом, воздушными шарами, рисунками детей, семейными фотографиями, сердечками с пословицами и поговорками о семье.
ПОД МУЗЫКУ ПЕСНИ Ю. АНТОНОВА «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО»
В ЗАЛ ВХОДЯТ РОДИТЕЛИ, РАССАЖИВАЮТСЯ.
ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, В ЗАЛ ВХОДЯТ ДЕТИ, ВСТАЮТ ПОЛУКРУГОМ.
1 РЕБЕНОК:
Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
А еще есть друг у меня.
Друг Сережка мне тоже родня.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
2 РЕБЕНОК:
Много есть друзей вокруг,
Но считаю я,
Что мой самый верный друг –
Бабушка моя.
В воскресенье и в субботу
Ей не надо на работу.
Наступает для меня
Два совсем особых дня.
3 РЕБЕНОК:
У меня есть дедушка,
Как зима седой,
У меня есть дедушка,
С белой бородой.
Мне на все мой дедушка
Может дать ответ.
И не стар мой дедушка,
Хоть ему сто лет!
ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «ДЕДА-НЕПОСЕДА».
ПОСЛЕ ПЕСНИ ДЕТИ ИДУТ В ИГРОВОЙ УГОЛОК.
ВЕДУЩАЯ: В толковом словаре Ожегова слово «семья» означает основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их. (Например: «При солнышке тепло, а при матери добро»; «Русский человек без родни не живёт»; «Птица рада весне, а дитя матери»; «Вся семья вместе, так и душа на месте»; «У кого детки, у того и заботы»; «В семье любовь да совет, там и горя нет»; «Мать праведна – ограда камена»; «В своем гнезде и ворона коршуну глаза выклюет»; «На что и клад, когда в семье лад»; «Детишек воспитать, не курочек сосчитать»; «Каково семя, таково и племя»; «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»; «На свете все найдешь, кроме отца и матери»; «От доброго корня добрая и поросль»; «Родители трудолюбивы, и дети не ленивы»; «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»; «Русский человек без родни не живет»; «Нет такого дружка, как родная матушка»; «На что клад, коли в семье лад»; «Птица рада весне, младенец – матери»; «Материнская ласка конца не знает»; «Изба детьми весела»; «Братская любовь крепче каменных стен»; «Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает»).
Театрализованная сценка, разыгранная детьми:
ПОЯВЛЯЕТСЯ МАМА.
МАМА: Ирочка, иди кушать!
ИРА: Не хочу!
МАМА УХОДИТ. ПОЯВЛЯЕТСЯ ПАПА.
ПАПА: Ирочка, собери свои игрушки!
ИРА: Не хочу!
ПАПА УХОДИТ. ПОЯВЛЯЕТСЯ БАБУШКА.
БАБУШКА: Ирочка, иди спать!
ИРА: Не хочу!
БАБУШКА УХОДИТ. ПОЯВЛЯЕТСЯ ДЕДУШКА.
ДЕДУШКА: Ирочка, пойдем гулять!
ИРА: Не хочу!
ДЕДУШКА УХОДИТ.
ВЕДУЩАЯ ПРЕДЛАГАЕТ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ЭТУ СИТУАЦИЮ. ПРИСУТСТВУЮЩИЕ ВЫСКАЗЫВАЮТ СВОЕ МНЕНИЕ О ТОМ, КАК МОЖНО ПОМОЧЬ ВЗРОСЛЫМ В ЭТОЙ СИТУАЦИИ.
1 РОДИТЕЛЬ: А вы знаете, у нас в семье тоже проблема с ребенком. Моя дочь очень плохо ест. На прогулке я ей даю мороженое, апельсин или бутерброд, чтобы ребенок, увлекшись игрой, незаметно съел хоть что-нибудь. Дома дочку мы кормим всей семьей: я, муж, бабушка, дедушка. Но она крутит головой, находит все новые и новые причины: «невкусно», «соленое», «горячо», «тарелка не такая». Я меняю тарелку, наливаю «несоленый суп», все вместе дуем на ложку, даже высаживаем перед дочкой любимых кукол. Сквозь слезы она ест, но при этом идет спор, что ложка слишком полная. Меня очень беспокоит такое поведение дочери. Я не знаю как заставить дочь хорошо кушать.
ВЕДУЩАЯ ПРЕДЛАГАЕТ ВЫСКАЗАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ ВСЕХ ПРИСУТСТВУЮЩИХ И ПОМОЧЬ ДАННОЙ СЕМЬЕ В РЕШЕНИИ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ. ДАЛЕЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ ВСЕ СЕМЕЙНЫЕ СИТУАЦИИ И ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ.
2 РОДИТЕЛЬ: С появлением второго ребенка в нашей семье моего пятилетнего сына словно подменили. Куда девалось его послушание, уравновешенность, желание быть большим? Раньше сам одевался, умывался, без напоминаний делал утреннюю гимнастику. А теперь не хочет, просит «покормите меня», «оденьте меня». Бывало без умолку что-нибудь рассказывал и расспрашивал, а теперь стал молчуном. И еще это появившееся упрямство.… Откуда все это у него?
3 РОДИТЕЛЬ: Мой сын по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если я ему напоминаю, что надо есть самому, как все, он жалобно заявляет: «Не хочу», «Не умею». На глазах всегда слезы. Что дальше делать, я не знаю.
4 РОДИТЕЛЬ: А моего сына утром трудно поднять с постели. Он капризничает, ноет. А вечером не уложить. Чтобы сын не плакал, приходится уступать. На следующее утро снова та же картина. Конечно, он не высыпается, сам не хочет одеваться. Одену его, и он, не умывшись, бежит к игрушкам, разбрасывает их, а убирать некогда: опаздываем. А в выходной день с прогулки не дозовешься и, если силой уведешь домой, крику не оберешься. А в обед за столом вялый, на ходу засыпает. Ну, думаю, уложу в постель, путь выспится. Но сон как рукой сняло. Почему мой сын так себя ведет, я не понимаю.
5 РОДИТЕЛЬ: А я стала замечать, что моя дочь растет черствой, бездушной. Она проявляет полное равнодушие к близким, их невзгодам. Когда бабушка болеет, она не только не догадывается спросить ее о самочувствии или подать ей стакан воды, но даже затевает шумные игры. А недавно произошел такой случай. Шли мы с дочкой по улице, я оступилась и сильно ушибла ногу. Вы думаете, она проявила сочувствие по поводу случившегося? Нет. Она потянула меня через дорогу в магазин за игрушкой. Я ей: «Сейчас не до игрушек. Ты видишь, каждый шаг доставляет мне боль». А она в ответ: «Подумаешь! Взрослым не бывает больно, они терпеть умеют». Откуда это у дочки?
6 РОДИТЕЛЬ: В нашей семье тоже была проблема с ребенком, но мы с мужем смогли ее решить. Мой шестилетний сын с пренебрежением относился к хлебу. Долго думали мы с мужем над тем, как сформировать у него правильное отношение к продуктам питания. В беседах с сыном о хлебе рассказывали про целину, свои рассказы подкрепляли примерами из прочитанных художественных произведений. Читали мы, конечно, и произведения о хлебе, предназначенные для детей. Даже учили стихи наизусть. После проведенной беседы с сыном заметно изменилось его отношение к хлебу и другим продуктам питания. Сын всегда видел, как бережно относимся мы к продуктам питания. Своим личным примером мы показываем уважение не только к хлебу, продуктам питания, но и к людям, делающим их.
ВЕДУЩАЯ: Все семьи разные. Есть большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью. Они живут в разных домах, в разных квартирах. Но их объединяет одно – дети.
ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «МЫ – МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ».
ПОСЛЕ ПЕСНИ ДЕВОЧКИ БЕРУТ МИКРОФОНЫ В РУКИ И ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЯМ.
- Вы были послушным ребенком?
- Вас часто наказывали в детстве? За что?
- Вы посещали детский сад?
- Помните ли вы как зовут ваших воспитателей?
- Ругали ли вас взрослые за то, что вы плохо кушаете?
- Помните ли вы свою любимую игрушку в детстве? Чем она вам запомнилась?
- Всегда ли родители покупали вам то, что очень хотелось?
- Как ласково вас называли родители, когда вы были ребенком?
- Нравилось ли вам убирать свои игрушки?
- Что из детства вам запомнилось больше всего?
- Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти, чтобы можно было делать то, что хочешь?
ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХ «КОГДА Я ВЗРОСЛОЙ СТАНУ».
Когда я взрослой стану,
Я все позволю сыну.
Руками есть сметану
И прыгать мне на спину.
Валяться на диване,
На стенке рисовать…
Жука хранить в кармане,
Лица не умывать.
Кричать, по лужам бегать,
Спилить у стула ножки.
Не спать и не обедать.
Скакать верхом на кошке,
Крутить в часах пружинку,
Пить воду из-под крана.
Я все позволю сыну,
Когда я взрослой стану.
ВЕДУЩАЯ: А сейчас я предлагаю нашим воспитанникам пригласить маму и папу для совместных игр.
ДЕТИ ДЕЛЯТСЯ НА 2 КОМАНДЫ. ИЗ ЧИСЛА ПРИСУТСТВУЮЩИХ ВЫБИРАЮТ СЕБЕ В КОМАНДУ МАМУ И ПАПУ. НА ПАП НАДЕВАЮТ КЕПКИ.
ВЕДУЩАЯ: Для того чтобы воспитывать детей, нужно многое знать и уметь. А теперь посмотрим, что знают и умеют наши уважаемые родители.
ПРОВОДЯТСЯ КОНКУРСЫ.
(за победу в конкурсе команда получает флажок)
I. «ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ».
Вопросы первой команде:
- Емкость для приготовления супа. (КАСТРЮЛЯ)
- Струнный русский народный инструмент (БАЛАЛАЙКА)
- Часть суток между днем и ночью. (ВЕЧЕР)
- Небольшое животное зеленого цвета, которое живет около воды. (ЛЯГУШКА)
- Огородное растение оранжевого цвета. (МОРКОВЬ)
- Часть суши, со всех сторон окруженная водой. (ОСТРОВ)
- Отец отца или матери по отношению к их детям. (ДЕДУШКА)
Вопросы второй команде:
- Сосуд с ручкой, в котором обычно носят воду. (ВЕДРО)
- Музыкальный инструмент с шестью или семью струнами. (ГИТАРА)
- Время года, которое наступает после весны. (ЛЕТО)
- Животное с длинной шеей. (ЖИРАФ)
- Врач, который лечит детей. (ПЕДИАТР)
- Верхняя часть дерева. (КРОНА)
- Мать отца или матери по отношению к их детям. (БАБУШКА)
II. «ИМЕНА».
Вспомнить по 5 полных имен (мужских и женских):
1 команде - на букву «А»
2 команде - на букву «В».
III. «С МЯЧОМ».
У каждого члена команды по одному мячу. Первым бежит ребенок. Обегает вокруг стула, возвращается и отдает свой мяч маме. Бежит мама с двумя мячами. Обегает вокруг стула, возвращается и отдает их папе. Бежит папа с тремя мячами. Обегает вокруг стула и возвращается. Бежит следующий ребенок и эстафета продолжается.
Чья команда выполнит это задание первой, та и победила.
IY. «С ОБРУЧЕМ».
У мамы и ребенка в руках обручи. Первым бежит папа. Обегает вокруг стула, возвращается, берет маму с обручем (папа, обруч, мама) и бегут вдвоем. Обегают вокруг стула, возвращаются, берут ребенка с обручем (папа, обруч, мама, обруч, ребенок) и бегут втроем. Добегают до стула, оставляют ребенка, возвращаются за следующим и т.д.
Чья команда прибежит первой, та и победила.
Y. «ЛИТЕРАТУРНЫЙ». (Название и автор. Чередовать вопросы для команд.)
1. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старуха пряла свою пряжу.
Старик ловил неводом рыбу.
(А.С. ПУШКИН. СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ.)
2. В доме восемь дробь один
У Заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью Каланча.
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.
(С.МИХАЛКОВ. ДЯДЯ СТЕПА.)
3. Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
(А.С.ПУШКИН. СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ.)
4. О, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станется с ними, больными,
С моими зверями лесными?
(К.И.ЧУКОВСКИЙ. ДОКТОР АЙБОЛИТ.)
ПОДВОДЯТСЯ ИТОГИ КОНКУРСОВ. ВЕДУЩАЯ ВРУЧАЕТ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ МЕДАЛИ. РОДИТЕЛИ ПРОХОДЯТ НА СВОИ МЕСТА.
ВЕДУЩАЯ: А сейчас слово нашим детям.
ДЕТИ (вместе): Уважаемые родители!
Вам желаем, чтобы мы
Вас не огорчали,
Чтобы майки и трусы
Сами мы стирали.
Чтоб не ныли, не дрались,
Вам бы не грубили.
Только надо, чтобы вы
Нам примером были.
ДЕТИ: Уважаемые взрослые! Соблюдайте следующие правила:
Не разговаривайте во время еды!
Не качайтесь на стуле!
Мойте руки перед едой!
Не смотрите долго телевизор!
Не ешьте много сладкого!
Сидите ровно!
Не пачкайте и не рвите одежду!
Не трогайте кошек!
Не читайте лежа!
Не грубите!
ВЕДУЩАЯ: Вот и подошло к завершению наше собрание. Я от всей души желаю вам и вашим семьям здоровья, счастья, любви, взаимопонимания, взаимоуважения. Будьте терпимее друг к другу!
ЗВУЧИТ МУЗЫКА «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ». ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И ВЕДУЩАЯ ПРЕДЛАГАЕТ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ЭТО РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ? ЧТО НЕТ? ПРИСУТСТВУЮЩИЕ ВЫСКАЗЫВАЮТ СВОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПОЖЕЛАНИЯ, ЗАМЕЧАНИЯ.