Нравственно-патриотическое воспитание

Статья о проблеме нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_radio1.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается все чаще. Актуальна ли сегодня эта проблема?

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие качества характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином свой страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, : воспитание культуры поведения, начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми, формировать чувство гордости за достижение страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Особенно важной задачей нравственного воспитания является формирования у детей  трудолюбия, проявляющегося в устойчивом желании и умении трудиться.

  1. Какие методы используются в вашем детском саду по повышению культуры нравственно-патриотического воспитания?

Существует множество  методов по воспитанию у детей таких качеств как нравственность и патриотизм.  Это,  конечно же,  целевые прогулки, например экскурсии к памятникам, в музеи, наблюдения за городом, улицами. Также рассказ  и объяснение воспитателя в сочетании с показом  иллюстраций, просмотр презентаций, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеозаписей,   использование фольклора (разучивание песен, стихов о родном крае, чтение пословиц, поговорок, сказок и т.д.); широко используется метод приучения, игровые методы, также мы прибегаем к таким методам как: показ на собственном примере, трудовые поручения.  В нашем  детском саду мы знакомим детей с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т.д.).  Большой акцент делается на воспитание уважение к ветеранам войны и труда, рассказы о подвигах воинов.  В течении всего года проходят регулярные тематические праздники (23 февраля, 8 марта, 9 мая, рождественские святки, день России и т.д.). Для более эффективной работы по воспитанию нравственно-патриотических качеств у  дошкольников нашем детском саду функционируют мини-музеи:  родной край, деревенька, патриотический уголок, живой уголок. Предметно-развивающая  среда  характеризуется насыщенностью  и является для ребенка полем для повышения уровня социально-патриотического воспитания. 

  1. Скажите по какой программе работает ваш детский сад?

Детский сад Ёлочка работает по основной общеобразовательной программе разработанной  нашими специалистами  на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы.  Одним из приоритетных направлений является патриотическое воспитание, которое включает в себя три основных компонента:

1)-содержательный компонент, т.е. представление ребенка об окружающем мире, сюда входят представления о культуре народа, его традициях, народном творчестве; представления ребенка о природе родного края и страны, а также деятельности человека в природе; представления детей об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятников; представления о символике родного края, города, страны.

2)-деятельностный компонент, т.е. отражение отношения к миру в деятельности.;  это любовь и чувство привязанности к родной стране, семье, дому,4 интерес к жизни родного города, к стране; гордость за достижения своей страны, уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому.

3)-эмоционально-побудительный компонент, т.е. эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру, отношение ребенка к труду, музыкальной деятельности, познавательной деятельности.

4. Скажите, какая проводится  работа  с родителями по повышения уровня нравственно-патриотического воспитания?

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы  воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Хочется отметить, что добровольность участия каждого —  является обязательным требованием для  условия  данной работы. В настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;  семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства. Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. В основном родители часто бывают заняты и выделить времени на прогулку после детского сада находится не у каждого, конечно же легче приехать и забрать ребенка на машине, но легче не значит что правильней. И мы рекомендуем  совершать с детьми регулярные прогулки по городу, менять место  прогулок, совершать экскурсии.  Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей ну и т.д). В нашем детском саду проводятся родительские собрания, где родители  знакомятся,  с  новыми методами и способами воспитания у детей таких данных качеств; воспитатели  привлекают родителей для участия в утренниках, изготовлению поделок,; проводятся индивидуальные и коллективные консультации и беседы, семинары-практикумы; регулярно проводятся выставки приуроченные к праздникам; родители также привлекаются к оформлению предметно-развивающей среды, а именно – патриотического уголка,  совместно с родителями создаются альбомы, выставки рисунков по данной тематике; вот уже в который  раз проводятся субботники с привлечением родителей и детей, летом родители помогли нам озеленить участок, оформить огород, украсить наши участки, а зимой проводятся совместные очистки участков от снега.  Безусловно, все это приобщает родителей  и   детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Закончить  мне хотелось бы словами великого педагога Валерия Александровича Сухомлинского: «Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». Любите детей и будьте здоровы! Спасибо.


 

Комментарии

статья о проблеме нравственно-патриотического вопитания