Тема тренинга: «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях».
Цель: познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной гимнастики.
Оборудование: презентация артикуляционной гимнастики, зеркала по количеству присутствующих.
Ход тренинга.
Приветствие родителей.
Знакомство с темой.
Тема нашего тренинга: «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях».
Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнения, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации к проведению упражнений:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
2.Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
3.Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом.
Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
Показывает его выполнение.
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения подбирают в соответствии с тем какие звуки нарушены у ребёнка.
Практическая часть.
Сейчас я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. Для этого вам понадобятся зеркала. Располагаем их так, чтобы вам хорошо была видна нижняя часть лица.
При постановке звуков используются общие упражнения и специфические.
Родители под руководством логопеда выполняют артикуляционные упражнения
ОБЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Заборчик.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, показывая зубы.
Улыбнуться так, чтобы было видно зубы и удерживать так под счет до 5.
Непослушный язычок.
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти.
Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.
Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
Лопаточка.
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти.
Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
Почистим зубы.
Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
А) Для постановки звуков С, Сь , З, Зь, Ц
Горка
Цель:
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка опустить за нижние зубы и приподнять среднюю часть языка.
Б) Для постановки звуков Ш, Ж, Ч, Щ
Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.
Чашечка
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и завернуть передний край языка вверх. Язык принимает форму чашечки
Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
В) Для постановки звуков Л, Ль
Качели
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] и [л'] с гласными [а], [ы], [о], [у].
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Г) Для постановки звуков Р, Рь
Грибок
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)
Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
Гармошка
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Сделать «Грибок» и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до пяти. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Это лишь некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. Важно понять принцип выполнения упражнений. Кроме этого, в процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
Можно сопровождать гимнастику текстом: сказкой или стихотворением.
Например, сказка о Веселом язычке.
Сказка о Весёлом Язычке
Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
Первая дверь - это губы. Давай её откроем (упражнение «Улыбка»).
Вторая дверь- это зубы. Откроем и её (упражнение «Заборчик» (заборчик открывается)).
Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка (упражнение «Лопаточка»).
Наконец он проснулся, высунулся на улицу (упражнение «Лопаточка»).
Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»).
Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).
Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься (упражнение «Лошадка»).
Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы (упражнение «Заборчик»), а затем первую- губы («Трубочка», а затем «Улыбка» с сомкнутыми губами)
Вывод
Таким образом, эти нехитрые упражнения способствуют развитию мышц артикуляционного аппарата, что подготавливает ребенка к произношению отсутствующих звуков, способствуют коррекции неверного звучания.