Роль сказки в развитии речи ребенка.

 

 

К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Отличным средством устранения этой проблемы является сказка. Она вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость, развивает воображение и является одним из самых эффективных способов развития речи.

Игра в сказку  способствует активизации разных сторон речи детей:  словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи, совершенствованию звуковой стороны речи.

 

С какого возраста можно начинать читать детям сказки?

 

- Для детей до полутора лет полезнее будут стишки, потешки, пестушки.

- Ближе к двум годам  ребенок уже в состоянии удерживать в памяти элементарные действия сказочных персонажей. Именно в этом возрасте уже можно начинать знакомить малышей с простыми сказочными сюжетами.

- После двух лет детям можно уже читать волшебные сказки с более сложным сюжетом.

- Дети старше пяти лет могут читать любые сказки, обычно к этому возрасту у них уже сформированы свои представления о выборе литературных произведений.

 

Как использовать сказки в качестве средства развития речи  малыша?

 

Это еще один аспект, интересующий родителей. 

Во-первых, сказки являются источником новых незнакомых ему слов, на которые важно обратить внимание ребенка, объяснить значение и тем самым увеличить его словарный запас.

Во-вторых, беседуйте с малышом о прочитанном; предложите ему пересказать сказку; спросите его, что больше всего понравилось и почему; попросите описать понравившегося героя. Этим самым  вы развиваете диалогическую  речь ребенка.

В-третьих, если взрослый будет читать сказки с выражением, соблюдать соответствующую интонацию – это послужит хорошим образцом для формирования речи малыша, а в последующем, когда ребенок научится читать, он будет стремиться к выразительному чтению, ведь у него был хороший пример для подражания.

В-четвертых, сказки служат прекрасным средством для совершенствования звуковой культуры речи.

И наконец, сказки развивают фантазию и воображение ребенка. Особенно могут быть полезны в этом случае сказки без иллюстраций, когда ребенку предоставляется возможность самостоятельно представить образы, умственно  нарисовать картину происходящего. Отсюда – прямая дорога к творчеству, малыш может самостоятельно рисовать  иллюстрации к сказкам, а может даже сочинять свои.