Знакомим дошкольников с родословной
Сообщение на родительской конференции «Крепка семья корнями»
Вопрос «Нужно ли знакомить детей с родословной?» в настоящее время имеет, скорее, риторический характер. В современные программы и пособия по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром, по нравственно-патриотическому воспитанию включены разделы, посвященные знакомству старших дошкольников со своей родословной. Успешное формирование представлений о своей родословной у дошкольников возможно в условиях целенаправленной, систематической работы педагога с детьми и родителями, и зависит от чёткого отбора доступных детям знаний, отношений и умений, от максимального использования возможностей различных видов деятельности в их единстве и взаимосвязи.
И эта работа начинается уже с раннего возраста.
Нам на помощь приходит игра. Известно, что играть может любой человек: и годовалый ребенок, и пожилой дедушка.
Главные правила: недолго, понемногу, избегая сложных слов, нудных заучиваний и скучных таблиц.
В ясельной группе воспитатели используют русские народные потешки – песенки-игры, в которых говорится о том, кто живет в семье малыша.
Например, поочередно загибая пальчики ребенка, воспитатель приговаривает: «Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я!
Вся наша дружная семья!»
В младшей группе, мы проводим игры с мячом.
Перебрасывая мяч, задаем вопросы, ребенок, отвечая, возвращает мяч.
Например, игра «Назови ласково».
– Как ласково назвать маму? (Мамочка)
– А деда? (Дедушка)
– Тебя зовут Настя, а как ласково? (Настенька)
– Твоего друга зовут Петя, а как ласково? (Петенька)
Вопросов можно придумать множество, еще больше – вариантов ответов.
Или другая игра – «Имя полное или неполное».
– Саша? (Александр)
– Маша? (Мария) и т.д.
Детям постарше можно предложить игру «Имя – отчество». Мы даем знания о том, что в русской культуре отчество дается ребенку по имени отца. Поэтому в игре используются только мужские имена.
– Алексей? (Алексеевич)
– Олег? (Олегович)
После таких игр ребенок может отгадать загадку:
«Нас не было – оно было, нас не будет – оно будет. Никто ни у кого его не видел, а у каждого оно есть. Что это?» (Имя)
Мы придумываем вместе с детьми много других загадок и о семье, и о родственных связях. Например, «Кто живет в одной квартире?» (семья), «У папы есть брат. А тебе он кто?» (дядя) и т.д.
Организуем в группе сюжетные игры «Семья», «Дом», в которых дети изображают своих родственников и их взаимоотношения.
Проводим беседы, в которых обращаем внимание детей на сплоченность каждой семьи: «Как мы провели выходные дни», «Прогулки со своей семь-ей», «Как мы ходили в театр», и другие.
На занятиях по рисованию мы учим детей рисовать автопортреты и портреты родственников. В свободной деятельности предлагаем детям пофантазировать и нарисовать, например, бабушку в платье принцессы или дедушку в царской короне, или свадьбу старшей сестры, или старшего брата в армии.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы обязательно интересуемся и закрепляем знания детей о своей семье (В каком городе родился? На какой улице живешь? В каких городах бывали твои родители? Где родилась бабушка? Чем занимались твои прадедушки и прабабушки? Кем работает мама? Чем важна профессия папы? Чьи прадедушки воевали, нашу Родину защищали? И т.д.).
На занятиях по обучению счету, сложению и вычитанию используем «семейные» вопросы (Сколько человек в вашей семье? А без бабушек и дедушек? Сколько детей? Сколько будет, если родится еще один? И т.п.).
Обучая грамоте, предлагаем такие задания: написать по клеточкам свое имя, имена и отчества родителей; составить из букв имена своих родственников, свое полное имя, ласкательное; вставить пропущенные буквы в слова семейной тематики и т.п. Можно учить алфавит по именной азбуке.
Именная азбука
Имена друзей возьми –
Алфавит из них сложи:
Аня азбуку читает,
Боря быстро барабанит.
Вася взял ведёрко вишни.
Гриша галку гонит с крыши.
Дима строит дом для друга.
Ева ежевику любит.
Ёжик ёжится под ёлкой.
Женя гладит жеребёнка.
Зина зонт взяла зелёный.
Игорь ест изюм с Илоной.
Йоко – девочка-японка,
Йогурт лижет потихоньку.
Катерина кормит кошку.
Лев на лавке лижет ложку.
Маша булку в мёд макает.
Нина ножками болтает.
Оля щёлкает орешки.
Паша пилит пень без спешки.
Рома рисовал ракету.
Света даст слону конфету.
Уля утку утешает.
Федя филина шугает.
Харитоша хлеб накрошит,
Циля есть цыпляток просит.
Чеслав чисто чашку моет.
Шура шубу в шкаф закроет.
Щука спряталась за катер.
Эдик возит экскаватор.
Юля в юбочке кружится.
Яше ящерица снится.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой читаем детям рассказы и сказки, отмечаем родственные связи героев, их взаимоотношения; заучиваем стихотворения о членах семьи и семейных отношениях, о любви к родителям (Е. Благинина «Посидим в тишине», «Шинель», «Мать и дети», «Стихи о маме», «Бабушка», «Младший брат» и др.).
Мы учим детей разгадывать ребусы (7я = семья, р1а = родина, и т.д.), ребусы с мужскими и женскими именами:
логические загадки о семье:
- Мама выше бабушки, а папа выше мамы. Кто из них самый высокий?
- У Сашиной сестры Светы только один брат. Как его зовут?
- В семье – трое детей. Одна девочка. Сколько у нее братьев?
- Часто составляем кроссворды на семейную тему, например, с такими вопросами:
- Мне она тетя, а моей маме (сестра).
- Моему папе он папа, а мне (дед).
- Моему папе она жена, а мне (мама).
- Вставь мягкий знак.
- Папе он родной брат, а мне (дядя).
Какое ключевое слово получилось?
Все дидактические игры, которые мы используем в работе с детьми, тоже можно связать с родословной. Например, «Четвертый – лишний»:
- Мама, папа, бабушка, тетя (лишний папа, т.к. он – мужчина, а все остальные – женщины).
- Мама, папа, сестра, девочка (лишняя – девочка, т.к. все остальные слова обозначают родственные отношения). И т.д.
Очень важны русские народные пословицы и поговорки.
В них заключена народная мудрость, они подтверждают великую ценность семьи. Вслушайтесь:
- «В семье любовь да совет, там и горя нет»,
- «Птица рада весне, а дитя матери»,
- «При солнышке тепло, а при матери добро»,
- «Русский человек без родни не живет»,
- «Вся семья вместе, так и душа на месте»,
- «У кого детки, у того и заботы»,
- «Мать праведна – ограда камена».
Мы их не только заучиваем и используем в повседневной речи, но и объясняем детям смысл каждой поговорки.
Очень часто мы проводим совместные праздники, развлечения, конкурсы, в которых участвуют семьи наших воспитанников. Такая совместная деятельность не только сближает детей и взрослых, но и позволяет оценить значимость каждого члена семьи, понять и принять его индивидуальность.
Не забываем мы и о целесообразной взаимосвязи педагогов с родителями в работе по формированию у детей представлений о родословной. Необходимо помнить, что самое первое знакомство со своими родными ребенок должен получить в семье. Мы даем такие рекомендации и задания родителям:
- Пусть ребенок от родных узнает, кто кому кем доводится, как каждый в семье заботится о других.
- Дети с удовольствием слушают рассказы о своих предках. Доставьте ребенку эту радость.
- Расскажите ему о жизни ваших родителей, рассмотрите вместе с ним семейный фотоархив. Покажите снимки, где вы сами такие же карапузы, как ваши дети. Расскажите, во что любили играть, за что вас ругали ваши родители.
- С течением времени в семье накапливаются награды, книги, вырезки из газет и журналов, картины, письма, документы, эти предметы надо бережно хранить и рассказывать детям об их владельцах и событиях, связанных с ними, это способствует укреплению добрых традиций и семейных отношений, то есть всего того, называется честью семьи.
- Предлагаем заполнить такие родственные листы:
- Составить схемы родственных связей, нарисовать генеалогические дерева. Например:
- Было бы здорово, если бы вы всей своей семьей создали герб семьи, как говорили в прошлом – фамилии. Основой герба является щит. Попробуйте изобразить вашу семью символами. Дело это долгое, но ваш ребенок, а потом и его дети могут гордиться семейным гербом. Вот такой герб создали в семье Мамоновых:
В прошлом году мы в детском саду организовали выставку фотоальбомов «Моя семья». Фотоальбомы получились очень интересные, такие разные и такие красивые.
В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков. Оно имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка. В школьные годы часто стремление «не огорчить маму», «не опозорить свою фамилию, свой род» является более эффективным сдерживающим началом, нежели любые наказания или поощрения.
Комментарии
Интересный материал. Жаль,
Интересный материал. Жаль, что не могу увидеть почему-то картинок
Все делала по инструкции:
Все делала по инструкции: картинки сжимала и т.д. Вот так получилось :( А картинки стоило бы посмотреть!
не видно картинок
как-то скачала материал с неоткрытыми картинками, а при его последующем просмотре у меня картинки открылись.
Сейчас сижу в гостях. Комп,
Сейчас сижу в гостях. Комп, соответственно, другой. Картинки так и не открылись :(