Социально – личностное развитие в изобразительной деятельности дошкольников
Социально – личностное развитие в изобразительной деятельности дошкольников
Выполнила: Дьячкова
Светлана Александровна
Воспитатель Высшей кв.категории
Челябинск 2018
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Личностное развитие ребёнка…………………………………………….4
3. История вопроса…………………………………………………………...6
4. Детское изобразительное творчество……………………………………10
5. Выводы…………………………………………………………………….16
6. Приложение……………………………………………………………….17
Введение
Современные тенденции развития системы дошкольного образования выражены в реализации принципов гуманистической педагогики развития, педагогики сотрудничества, в признании приоритетности личностно-ориентированного стиля педагогического общения, предоставление ребенку самостоятельности, инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре, обеспечивающих развитие собственной активной позиции у ребенка и позволяющих наиболее полно реализовать себя.
Дошкольное детство - период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с универсальными ценностями, признанными человечеством, обретение ребенком своего «Я», активная реализация потребности в проявлении индивидуальности, а также период, в котором формируется детское сообщество как первый институт социализации ребенка.
В связи с важностью эмоционального фактора для процесса социального развития ребенка особое внимание необходимо обращать на индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях, эмоциональных переживаниях (уровень чувствительности), эмоциональной экспрессии (степень выраженности) и эмоциональном поведении (способ реагирования). От того, как проявляется эта триада, зависит успешность социализации, формирование личностных черт и интеллектуальное развитие ребенка. Чувственное переживание эмоции одновременно мотивирует человека на определенные действия: положительные эмоции способствуют конструктивному взаимодействию.
Личностное развитие ребёнка
Личностные качества (устойчивое положительное отношение к себе, инициативность и самостоятельность, доброжелательность и отзывчивость, чувство собственного достоинства и уважение достоинства других, фантазия и воображение, творческие способности, произвольность и волевое начало в продуктивной деятельности и в поведении), формируются, развиваются в процессе деятельности, носящей интегрированный характер, и в опыте межличностных отношений.
Ориентация на формирование, развитие и самореализацию личности ребёнка является доминирующей установкой современного воспитания и образования в сфере социально-культурной деятельности.
Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство - человек, а еще точнее - творческая личность.
Воспитать творческую личность, т.е. сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Чрезвычайно важная роль здесь принадлежит программе эстетического воспитания и развития, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы.
Детское художественное творчество может носить не только профессионально-ориентированный характер, но и решать задачи социально-культурного развития личности.
В истории и теории педагогики многие авторы подчёркивали важность влияния самостоятельной созидательной деятельности на личностное развитие ребёнка.
Эстетическое воспитание - воспитание чувств, на которых основано сознание, а, следовательно, интеллект. И только тогда, когда эти чувства находятся в привычной гармонии с окружающим миром, формируется личность во всей ее полноте. 16
Художественно - творческая деятельность, то есть создание произведений в различных областях изобразительного искусства (графике, живописи, пластическом искусстве) связана: - с процессами восприятия и познания, - эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственными ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Это определение широко применяется и в психологии, и в области образования и воспитания, и в сфере социально-культурной деятельности.
Известно, что именно из графических и пластических работ детей можно почерпнуть немало полезных сведений, дополняющих характеристику их личности.
Мышление ребенка по преимуществу образное, и рисунок, давая наглядную основу, существенно облегчает процесс «сцепления» ассоциаций. Наглядность и образность, а часто и красочность рисунка влияют на эмоциональную сферу ребенка. Возникновение под карандашом или кисточкой изображения доставляет ему эстетическое удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, что способствует возникновению ассоциативных связей. М.М. Кольцова
Изобразительная деятельность создаёт благоприятные условия для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир к лучшему. Формирование такой личности является результатом активного участия ребёнка в творческом процессе, обеспечивающим ему постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний.
История вопроса
Художественное творчество есть не только повышенная способность к представлению. Процесс творчества - весьма сложное психическое явление. Если в нём главным образом участвуют воображение, огромную долю принимает память, столько же, если не больше, мысль.
Детская изобразительная деятельность рассматривается как одна из наиболее эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они изображают предметы и явления. Детские рисунки, лепка, аппликация часто поражают интересным замыслом, своеобразной формой выражения, которая привлекает внимание взрослых художников. Они восхищаются детским творчеством, считают его своеобразным искусством.
Интерес к этому виду творчества возник в 80-х гг. XIX в., и изучение детского рисунка продолжается по настоящее время. Исследователи анализировали большое количество рисунков и определяли стадии развития рисования у ребёнка, причины, побуждающие детей рисовать.
А.В. Бакушинский рассматривал детский рисунок с позиции искусствоведа, историка, педагога. Он утверждал, что источником детского творчества являются биологические факторы и развивается оно не под влиянием познания окружающего, а под влиянием накопленного родового опыта, инстинкта. Он считал, что детское творчество как родовой опыт совершенно и представляет собой искусство, поэтому ребёнок у взрослого научиться ничему не может.
А.В. Бакушинский рассматривал детский рисунок с точки зрения его художественных особенностей, отмечал двигательный ритм как организующее начало в рисунке, которое помогает ребёнку постепенно осваивать пространство листа ритмичными мазками - штрихами. Он выделяет также цвет в рисунке как одно из наиболее ярких художественно-выразительных средств, обращает внимание на его орнаментальное значение при создании композиции узора. За основу он берёт двигательный и зрительный опыт ребёнка, зависимость развития детского творчества от развития движений и двигательных ощущений в познании и отражении мира.
В 30-х гг. XX века, детское творчество стали рассматривать как подлинную форму искусств. Идеи американского философа и педагога Джона Дьюи (30-е гг.) и педагога Виктора Ловенфельда (40-50-е гг.), заложили фундамент современного мышления в области детского изобразительного искусства.
Д. Дьюи полагал, что изобразительное искусство должно освободить творческую энергию детей и сделать их активными участниками творческого процесса. Благодаря работам Дьюи и других педагогов детское искусство стали рассматривать не просто как неадекватное отражение мира взрослых, а как одну из полноценных форм искусства.
Ловенфельд, в свою очередь, обратил внимание на психологические аспекты художественного творчества. Он рассматривал его как некий процесс, средство к достижению цели, которое, по его мнению, заключалось в развитии индивида. Его идея о том, что развитие детского искусства имеет типичный и предсказуемый характер, сыграло важную роль в освобождении детей от неоправданных ожиданий взрослых. 1
Подчёркивая значение творческого аспекта занятий изобразительным искусством для здорового психологического развития, Ловенфельд призывал использовать подход, который он назвал «терапевтическим преподаванием изобразительного искусства». Идеи Дьюи и Ловенфельда нередко использовались для поддержки усилий, направленных на превращение преподавания изобразительного искусства в более значимую творческую сферу исследований. Проблема детского рисунка продолжает интересовать психологов и педагогов отечественной школы. В середине XX в. эта проблема была раскрыта в исследованиях В.И. Киреенко, Н.Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, Е.А. Флёриной. В этих работах раскрываются глобальные проблемы детского рисунка.
Е.А. Флёрина, рассматривая проблему детского изобразительного творчества, изучает, прежде всего, характерные особенности детского рисунка (своеобразие линий, формы, цвета, расположение на листе), обращает внимание на специфику проявления этих черт в рисунке. С разработкой проблемы обучения она предложила систему игровых упражнений, которые были направлены на развитие движений руки. В основе этих упражнений - начертания различных линий, форм образного характера. Система игровых упражнений тесно связана с восприятием детьми предметов и явлений действительности. Например, дети рисуют «дождь», «снег», «дорожки» и т.д.
Большое внимание Е.А. Флёрина уделяет цвету в предметном, декоративном рисунке, особенно при составлении композиции узора. Разрабатывая методы обучения, большое значение она придаёт подбору различной тематике, развитию у детей чувства контроля, оценки. Обучение средствам художественной выразительности при создании образа в рисунке, лепке, Е.А. Флёрина рассматривает как основу развития творчества.
Понимая детское творчество как познание жизни, она делает попытку найти причины своеобразного изображения детьми явлений окружающей действительности, и намечает два пути:
· через ознакомление детей с материалом;
· через создание ими образа в рисунке.
Исследователь делает вывод о том, что интерес к материалу, процессу нанесения штрихов в рисовании продолжается у детей до 3 - 4 лет, затем возникает интерес к изображению. На основе этих положений Е.А. Флёрина предлагает следующую периодизацию детского рисования:
* доизобразительиый период;
* процессуальный (до 4 лет) период;
* период реалистического изображения (до 7 лет).
Кершенштейнер, также как Флёрина, отмечает доизобразительную стадию детского творчества, но не включает её в свою периодизацию как самостоятельную ступень. Он выделяется следующие уровни становления детского рисунка:
· ступень схемы (головоноги);
· ступень возникающего чувства формы и линий;
· ступень правдоподобного изображения (при котором схема исчезает из детского рисунка вовсе);
· ступень пластичного изображения (светотень, перспектива, передача движения).
В целом, нужно отметить, что приведённые периодизации детского рисунка мало отличаются друг от друга, несмотря на тот факт, что их разделяет 42 года. Исследования 60 - 70-х гг. XX века показали, что понимание детского творчества и этапов его развития даёт совершенно иную возрастную периодизацию возникновения образного начала. Оно рассматривается в связи с теми средствами образной выразительности, которыми овладевают дети уже в раннем дошкольном возрасте, начиная с двух лет. С помощью штрихов, цветовых мазков ребёнок способен передать некоторые явления действительности (капля дождя, падающие листья, снег).
Детское изобразительное творчество
Эстетическое отношение как стратегическая цель эстетического воспитания предполагает освоение модели созидательного, художественно - творческого отношения к миру, которое может быть выражено уже в дошкольном возрасте средствами художественно-творческих видов деятельности.
В этом плане изобразительная деятельность может быть выделена как наиболее эффективная, так как, приобретая способность и имея возможность выразить авторское отношение к миру средствами художественных образов, ребенок гармонизирует себя и создает свой неповторимо - индивидуальный мир, реализуясь и актуализируясь как полноправная личность. Наиболее яркой, доступной моделью эстетического отношения к миру является искусство, где органично связаны процессы познания мира, его эстетического осмысления и художественно - авторского выражения своего к нему отношения.
В дошкольной педагогике сложился достаточно широкий арсенал средств приобщения ребенка к эстетической и художественной культуре. В разных видах творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкально-пластической, игровой) ребёнок создает личностную, пространственную реальность, открывая мир по-своему и себя в нём. В этом процессе формируется возможность и желание целенаправленного, гармоничного преобразования окружающего пространства по законам красоты.
Применительно к предмету опыта среди них особо следует отметить изобразительное искусство. В процессе художественного восприятия на основе сопереживания рождается сочувствие, содействие, расширяется палитра разнообразных чувств (эстетического, художественного характера), наслаждение творчеством как проявлением духовных сил человека.
Процесс формирования эстетического и художественного восприятия детей дошкольного возраста предполагает следующие методы:
- Воспитывать у детей эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, устойчивый интерес к изодеятельности. Учить самостоятельно применять изобразительные умения и навыки в рисовании, аппликации, лепке, используя выразительные средства. Продолжать учить детей изображать предметы с натуры.
- Учить передавать форму, величину и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм, цветовые сочетания в декоративном узоре, пластичность движения в лепке, выразительность силуэта в аппликации.
- Учить выполнять последовательно все этапы работы.
- Учить выполнять работу коллективно.
- Развивать художественное восприятие произведений изоискусства, учить эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений. Формировать у детей представления о видах изобразительного искусства и народного творчества.
- Знакомить детей с произведениями живописи великих русских живописцев.
- Расширять представления детей о выразительных средствах в иллюстрациях к детским книгам художников Ю.Васнецова, В.Канашевича, Е.Рачева. Е.Чарушина, о народном декоративно-прикладном искусстве (хохломская, городецкая росписи), о керамических изделиях и народной игрушке (Гжель, Дымка).
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность -- это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства. Постепенно дети приобретают способность к элементарным эстетическим суждениям (о явлениях жизни, о предметах, созданных человеком, о произведениях искусства).
К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка.
Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.
Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми, поступающими в школу.
Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенного возраста, героев конкретной сказки - Незнайку, Чебурашку и т.д. Он должен уметь передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.
Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания, правила работы с клеем.
Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия -- наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.
Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.
Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их рисункам, лепке. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога.
Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации и конструировании дети передают явления общественной жизни. Детей волнуют и полеты в космос, и труд людей в городе и в деревне, и выступления наших спортсменов на олимпиадах, и многое другое. Нужно дать им возможность отразить эти впечатления и свое отношение к ним.
Изобразительная деятельность и конструирование должны быть тесно связаны с теми знаниями и представлениями, которые получают дети в результате всей воспитательной работы, опираться на эти знания и представления и способствовать их закреплению. Конечно, отбирая общественные явления, на темы которых детям будет предложено выполнить рисунок, лепку, аппликацию, нужно помнить о возрастных возможностях детей. Если поставить слишком сложные задачи, то трудности изображения, вызванные отсутствием у детей необходимых навыков и умений, помешают им не только передать свое отношение, но и сколько-нибудь отчетливо изобразить явления общественной жизни.
Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается еще в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.
Общегрупповые занятия изобразительной деятельностью содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений (обычно два ребенка пользуются одним набором красок, одной банкой с водой и т.д.).
Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.
В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.
Выводы:
1. Творчество определяется как деятельность по изменению, преобразованию окружающего мира, созданию чего-то нового, ранее не существовавшего.
2. Детское творчество имеет свои особенности, что определяет субъективный характер его результатов.
3. Чтобы получить творчески развитую личность, необходимо предоставлять ребенку право выбора деятельности, а также материалов для нее необходимых. Это касается и развития изобразительного творчества детей.
4. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность, в изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для социально – личностного развития.
Приложение
Непосредственная образовательная деятельность
Тема: «Весёлые кляксы в подарок бабушке».
Цель:
1. Формировать эстетическое отношение к художественно – творческой деятельности.
2. Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления.
3. Учить аргументировано и развёрнуто оценивать изображение, созданное как самим ребёнком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.
4. Поощрять детское творчество, инициативу, индивидуальный подход к своей работе.
5. Воспитывать желание и умение дарить подарки своим близким.
Предварительная работа:
1. Проведён цикл бесед с детьми о семье (ФИО всех членов), семейных праздниках.
2. Проведён цикл бесед о подарках и умении их дарить.
3. Рассматривание карты, умение найти какой-либо город.
4. Учить детей правильно подписывать конверт (ФИО, город, адрес).
5. Проведена беседа о почте (виды, что такое почта, кто там работает, чем они занимаются, цель работы почты).
6. Рассказывание истории о девочке, которая не хотела делиться красками и что из этого получилось.
Материалы: Альбомный лист; Гуашь; Цветные карандаши; Кисть; Салфетка; Готовые работы по кляксографии (для образца).
Ход НОД:
1. Организация.
Педагог. Ребята, а вы знаете, что такое клякса?
Предположения детей. ТРИЗ-игра.
Педагог(работа в группе, опыты). Клякса – это след, пятно, оставленное краской. Вы уже знакомы с шариковой ручкой, которой пишут в школе. Писать такой ручкой удобно, она не оставляет неаккуратных пятен на листе бумаги. До её изобретения люди писали пером, обмакивали его в чернила – особо окрашенную жидкость. Слово «чернила» образовалось от слова «чёрный», т.е. оставляемый видимый след. Первые чернила были чёрного цвета, а потом их научились делать цветными. Для их изготовления использовали разные вещества: сажу, которая оседала на стенках печи при сгорании дров; сок некоторых растений.
Чернила наливали в специальную бутылочку, которую называли чернильницей. Детям того времени часто снижали оценку за то, что, выполняя работу в тетради пером и чернилами, они делали кляксы.
Чернильная капля.
Начал Тимоша пером рисовать.
Чернильная капля упала в тетрадь.
Закапала капля, с обидой сказала:
- Ты так торопился, я кляксою стала.
Тимоша, подумав, ответил:
- Не плачь.
И сделал из кляксы голубенький мяч.
Педагог. Но, оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, ещё и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из краски. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные, причудливые узоры. А потом в полученных кляксах рассмотреть деревья, цветы, животных и т.д. Для начала пробуем работать с одной краской, потом с несколькими.
Педагог предлагает вниманию детей несколько готовых рисунков.
Физкультминутка. «Дети любят рисовать».
Вот мы взяли краски в руки. Руки в «замок», вращательные движения
И не стало в доме скуки.
Чтобы было веселей Хлопки в ладони.
Яркой краски не жалей!
Это правда! Встали, рывки руками перед грудью.
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать! Повороты туловища вправо-влево, руки на поясе.
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне.
Это что же за зверюшки Руки на поясе, наклоны туловища вперёд.
Много ног, одна макушка?
То ли зверь – сороконог, Прыжки на месте.
То ли очередь в ларёк?
Это правда! Хлопки в ладоши.
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать! Прыжки на месте.
На бумаге, на асфальте, на стене Хлопки в ладоши.
И в трамвае на окне!
Э. Успенский.
2. Практическая часть.
ü Сложить лист пополам и тщательно прогладить линию сгиба, раскрыть лист.
ü Набрать на кисточку побольше краски и капнуть на одну половинку листа.
ü Сложить лист пополам и хорошенько разгладить.
ü Раскрыть лист, посмотреть, что получилось в результате.
ü Проделать ту же самую операцию с красками другого цвета, каждый раз капая на чистое место и только на одну из половинок листа. Делать быстро, не давая высохнуть краске.
ü Посмотреть, что у кого получилось, и при необходимости дополнить изображение необходимыми деталями с помощью кисти (карандаша).
Педагог следит за тем, как рисуют дети. Напоминает об аккуратности и правильно пользоваться кистью и красками.
3. Итог.
Запечатать подарки в конверты и отправить их вместе с детьми по почте бабушке. Это можно сделать и с родителями.
О пользе Карандаша и Кисточки.
… Кляксу кисточка для смеха
Нам поставит – вот потеха!
- Кляксой быть мне не годиться,
Не буду кляксой – это проза,
Буду ромашкой или розой.
Н.Алексеевская.
Комментарии
Очень полная и серьёзная
Очень полная и серьёзная работа! Спасибо!
Спасибо за коментарии
Спасибо за коментарии