ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
В обучении и воспитании детей большое значение имеют дидактические игры.В таких играх у ребят развиваются не только психические процессы:мышление,речь,память,произвольное внимание, - но и такие важные качества личности,как целеустремленность,сосредоточенность,умение подчинить свое поведение определенным правилам,и такие социальные качества,как сопереживание,умение прийти на помощь,коллективизм,дружба и др.Раскрывается значение разных видов игр для воспитания у детей сенсорных способностей,активного самостоятельного мышления.Можно посоветовать родителям прочитать соответствующую литературу,обращая внимание на то,что должно быть интересно и полезно для игр детей в семье.
Не секрет,что родители,чтобы не огорчать малыша,иногда стараются не заметить допущенной им ошибки,"подыгрывая" ему.В такой игре пропадает ее главная педагогическая ценность:воспитание воли,умения преодолевать горечь поражения,желания играть до победы.
Совместные с детьми игры помогают лучше узнать своих детей,уяснить особенности их характера и поведения,сблизиться с ними.Для подобного общения с детьми надо всегда находить время.Например,мать с сыном едут в поезде в течении 30-40 минут.Сколько игр можно вспомнить за это время:"Отгадай,что я задумал","Да и нет","Скажи наоборот","Добавь слово" и др.Время проходит быстро,а самое главное,с большой пользой для обоих:мать видит,как развивается ее сын,сыну интересно играть с мамой.Он незаметно для себя учится думать,говорить,общаться.Некоторые игры можно проводить во время хозяйственных дел,прогулок.Например,маленькому сыну мама предлагает,пока она готовит обед,поиграть так:он должен собрать в корзину предметы,сделанные из разных материалов.Вынимая по очереди предметы (но так,чтобы мама не видела),он загадывает загадку о каком-либо из них,выделяя главный признак предмета - его качество.Мама отгадывает.После этого они меняются ролями.Эта игра не мешает матери готовить обед.Сколько полезных задач решено!Мать делает много открытий о своем сыне:уясняет,что он знает,что умеет,в чем больше преуспевает;сама же она незаметно для малыша многому его обучает.
В играх с малышами важно решать задачи воспитания сенсорной культуры.Для этого нужно использовать в играх овощи,фрукты,ягоды ("Узнай на вкус"),семена кустарников,деревья ("Чьи это детки?"),предметы обихода ("Покажи о чем я скажу"),игрушки ("Кто скорее соберет пирамидку?") и т.д.Родителям детей 4-5 лет надо чаще использовать предметы,отличающиеся друг от друга по материалу,из которого они сделаны.Это поможет учить ребят группировать предметы по различным признакам:находить в комнате металлические,керамические,пластмассовые,деревянные,тканевые предметы.Полезно включать в игру элементы соревнования - кто больше найдет,заметит предметов определенного качества.
Взрослый побуждает ребенка к обследованию предметов,старается,чтобы он вспомнил свойства использованного для их изготовления материала.Если ребенок затрудняется отвечать,надо ему помочь:
- Как много людей потрудились,чтобы сделать такую машину!Сталевары выплавили металл,инженеры придумали модель машины,потрудились рабочие - заготовили детали,собрали игрушку.Посмотри,как аккуратно скреплены части,как красиво горят фары!Давай с тобой поиграем.У тебя много разных игрушек.Я буду называть только одно слово - материал,из которого сделаны игрушки,а ты будешь каждую класть в опредеоенное место.Например,все деревянные игрушки - справа,металлические - прямо перед собой,а мягкие - слева.Будь внимательным!Деревянная!
Ребенок кладет в указанное место игрушку по названному признаку.Так проходит игра,пока все игрушки не будут сгруппированы по качетву.
В хое игры у ребенка развивается произвольное внимание,наблюдательность,сосредоточенность,закрепляются знания о качестве игрушек,желание играть с ними,пробуждается интерес к процессу игры,формируется бережное отношение к ним,а также понимание,что с игрушками можно играть по-разному.
Для умственного развития детей полезны игры на сравнение предметов,нахождение признаков сходства и различия.Дети быстрее овладевают умением находить признаки различия предметов,чем их сходства,поэтому надо тренировать ребенка в установлении и тех,и других признаков.Например,в игре "Кто больше заметит признаков сходства?"взрослый,приглашая ребенка поиграть,отбирает каждый раз по паре предметов (игрушек,природного материала,предметов обихода).
- Сережа,чем похожи эти игрушки? - спрашивает мама,показыва пластмассовую куклу и машину.
Первая реакция малыша - смех.
- Они не похожи.Ведь это кукла,а это машина, - говорит сын.
- И у них нет ничего-ничего похожего? - вновь спрашивает мама. - Внимательно посмотри и подумай,что же у них общее?
После раздумья ребенок догадывается,что обе игрушки пластмассовые.В других случаях они могут быть похожи по форме,цвету и т.п.
Чем старше дети,тем внешние признаки взятых для игр двух предметов менее заметны.Так развивается наблюдательность,произвольное внимание,находчивость.
Очень интересны для ребят словесные игры.Многие из них знакомы родителям с детства:"Фанты","Испорченный телефон","Летает- не летает","Наоборот","Скажи быстро" и др.Играя со словом,дети учатся общению со сверстниками,взрослыми,овладевают правилами поведения.Кроме того,они развивают ум,речь,у них формируется чувство юмора.
Рекомендуя родителям использовать словесные игры в организации досуга детей,воспитатель напоминает о необходимости учета их возрастных возможностей.
Для поддержания у ребенка положительного эмоционального настроя необходимо пребывание его среди других детей.И здесь важно,чтобы родители помогали своему ребенку иметь друзей,хороших товарищей.В этом большую помощь окажут дидактические игры,организуемые для совместного проведения с другими детьми.Продуманное содержание их,целеноправленное определение дидактической задачи,игровых правил и действий будут способствовать воспитанию детей дошкольного возраста.
Комментарии
Хорошие рекомендации! Но как
Хорошие рекомендации! Но как заставить родителей играть со своими детьми?!