Конспект непосредственно образовательной деятельности По теме: Опыты с воздухом

Рослякова Мелитриса Георгиевна

Участники: дети средней группы 4-5 лет

Количество детей: 9 человек

Длительность: 20 минут

Педагогический замысел: образовательная область Познание

 

Цели: выявить сформированность умений определять свойства и качества предметов и явлений /форма, вес, материалы, способность удерживать предметы/

Систематизировать знания о воздухе, как об объекте изучения.

Выявить  уровень представлений детей об условиях, необходимых для нормальной жизнедеятельности живых организмов;

Выявить  уровень развития познавательной деятельности в процессе экспериментирования;

Образовательная область  Социализация:

Выявит умение взаимодействуя со сверстниками, проявлять инициативу, предлагать действия.

Предварительная работа

Материалы: тазики с водой, трубочки для коктейлей, пустые емкости/бутылочки, флаконы, банки 3-4 шт.,/бумажный самолетик, полиэтиленовые пакеты, деревян. кубик, два воздушных шарика, пенопластов. кораблики по кол-ву детей, линейка, крепкая нитка, булавка, бумажн. веера по кол-ву детей, игрушка - слоненок.

С детьми проведены опыты с воздухом и различным. предметами, игры с вертушками, мыльными пузырями и возд. шариками, чтение и обсуждение сказки Р.Киплинга «Слоненок»

В НОД использованы: беседа, эксперименты,

моделирование

 

Ход  совместной деятельности: педагог показывает детям игрушечного слоненка и начинает беседу:

-Ребята, сегодня к нам в гости пришел слоненок. Он очень любопытный, всюду сует свой нос! Напомните мне, из какой он сказки? Что с ним случилось?

Ответы детей.

Мы с вами сегодня будем говорить о воздухе, показывать различные опыты с воздухом нашему слоненку.

Давайте-ка подумаем, какую загадку можно загадать  про воздух? Дети хором загадывают слоненку загадку: через рот влетает в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, так что ж? Без него не проживешь.

 

-Дети, а как вы думаете, почему нельзя прожить без воздуха?

Ответы детей.

-Как это можно показать? Дети  встают и зажимают рот и нос руками.

-Что случилось?

Ответы детей

-Ребята, а мы можем увидеть воздух?

Как мы можем его почувствовать? 

-Что же тогда можно сделать?

Дети подносят к лицу ладошку и дуют на нее.

-Значит, мы почувствовали воздух? А откуда он вышел?

Ответы детей

-Молодцы! А как еще показать слоненку, что воздух у нас внутри?

Дети прикладывают ладошки к груди, вдыхают и выдыхают. Объясняют, что происходит.

-Это здорово! А как еще можно выпустить воздух из себя? Посмотрите, что я вам сегодня приготовила! Педагог обращает внимание детей на тазики с водой и набор трубочек. Дети подходят к тазам, берут трубочки и выпускают воздух изо рта в воду, наблюдая появление воздушных пузырьков. Объясняют, что они сделали.

 

-Ребята, слоненку очень понравилось как вы выдували воздух. А вы знаете, что если сильно дуть, то можно превратиться в ветер! Помните, мы стишок учили про ветер? Давайте-ка его расскажем слоненку!

Дети рассказывают хором отрывок из поэмы Пушкина «Сказка о царе Салтане» - « Ветер по морю гуляет,,,» А теперь мы превращаемся, превращаемся…в сильные ветерки! Педагог производит над головами детей пассы руками и подводит их к тазикам с водой и лежащим отдельно кораблика. Дети берут кораблики, опускают их в воду и сильно дуя, помогают корабликам плыть. Слоненок активно наблюдает.

-Ну теперь, наверное слоненок убедился, что у нас внутри много?..чего?.

Ответы детей

Дети, воздух  ведь не только внутри людей прячется, где он еще может быть? Воспитатель выставляет пред детьми несколько разных пустых емкостей. Дети выбирают емкость и опускают ее горизонтально в тазы с водой. наблюдается выделение пузырьков воздуха. Дети объясняют, что происходит.

Молодцы! Везде воздух находите, слоненок еще хочет узнать, есть ли воздух вокруг нас. Как это можно ему показать? Дети подходят к пустым полиэтиленовым пакетам, берут по одному, держа их открытыми перед собой и бегая по группе, собирают воздух в пакеты. Потом объясняют свои действия. таким образом, проводится физминутка.

-Вы нам опыт показали, побегали, а теперь я тоже хочу вам и слоненку что-то показать: педагог достает бумажный самолетик, спрашивает у детей что это, из чего сделан, потом запускает. Задает вопросы, почему самолет не упал, почему летит, кто его держит. Добивается правильных ответов о способности воздуха удерживать предметы. Предлагает нескольким детям также запустить самолетики. Затем берет деревянный кубик и предлагает ребенку запустить его. Кубик сразу падает. С помощью вопросов, воспитатель подводит детей к принятию самостоятельных выводов о невозможности воздуха удерживать тяжелые предметы.

-Правильно, ребята вы все сказали! Ну а теперь у меня есть к вам один вопрос: можно ли взвесить воздух? Как? Вот кубик я взвешиваю в руке и чувствую, что он тяжелый. А как же взвесить воздух? Ответы и предложения детей. Достаю весы с воздушными шариками.

-Посмотрите, какие у меня интересные весы. Что на них висит? Почему шарики называются воздушными? Что у них внутри? Ровно ли висят шарики?

Конструкция из висящих на нитках параллельно друг другу двух воздушн. шариков.

 –А сейчас я возьму булавку и…проткну шарик! Что случилось? Какой шарик стал легче? Почему? Как сделать, чтобы шарики снова висели ровно?

Протыкаю второй шарик, уравновешиваю. Вот видишь, слоненок, оказывается воздух можно взвесить!

-Ребята, вы сегодня просто молодцы! Давайте-ка вспомним, о чем мы рассказали сегодня слоненку. У меня есть волшебные карточки - помогалочки. Я вам буду их показывать, а вы мне расскажете, что на них изображено.Воспитатель достает карточки-модели, по очереди показывает их детям, а те делают выводы по каждому опыту.

-Слоненок что-то шепчет мне на ушко. Он говорит, что привез вам из жаркой Африки подарки! Достаю веера. Спасибо, слоненок! Ребята, а для чего же они нужны?          

Дети отвечают.

-Слоненок, к сожалению очень к нам торопился и не успел веера раскрасить. Мы с вами сегодня раскрасим их сами. Педагог предлагает детям попрощаться со слоненком.

Планируемый результат: в результате НОД было выявлено усвоение детьми материала по области «Познание»

Дальнейшая работа: так как тема Воздух тесно соприкасается с темой Вода и ее свойства, последующая совместн. деятельность будет посвящена этой теме.