Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Спасаем азбуку»

Григорьева Елена Андреевна

Тема: Спасаем азбуку. Приоритетная образовательная область: коммуникация. Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, развитие речи, чтение художественной литературы, музыка. Программное содержание: Повторить и закрепить знания о звуках. Продолжать учить различать гласные и согласные звуки. Закреплять умение находить место звука. Продолжать учить выполнять звуковой анализ слова: делить слова на слоги. Способствовать развитию звукового анализа и фонематического слуха. Развивать устную речь, логического мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук, познавательность. Воспитывать желание помогать друг другу. Оборудование. Демонстрационный материал: мультимедиа (прожектор); музыкальный центр; «волшебное пёрышко» для игры; мольберт с плакатом изображения азбуки; подушки-пуфики. Раздаточный материал: карточки с заданиями. Предшествующая работа: чтение повести-сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; отгадывание загадок; игра «Волшебное пёрышко»; игра «Охота»; звуко-буквенный анализ слов. Содержание непосредственно-образовательной деятельности. Орг. момент: - Ребята, сегодня к нам пришли гости. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся. Давайте все вместе поприветствуем их (дети здороваются). - Ребята, вы скоро пойдёте в школу. Многое вы уже знаете и умеете. И даже по одной игре вы сможете отгадать, какое у нас сегодня занятие. Хотите показать это умение гостям? (Да). Игра - «Волшебное пёрышко» Пёрышко даётся одному из детей, а тот называет своё имя, определяет первый звук имени, называет согласный он или гласный. Затем ребёнок передаёт пёрышко соседу (3-4 ребёнка). - Дети хором отвечают, что сегодня занятие по обучению грамоте. I часть. (Дети садятся за столы) - Ребята, давайте продолжим занятие с нашей азбукой (на мольберте плакат с изображением азбуки). - Ой, что с ней случилось? - Пропало несколько букв. Какие, ребята? Давайте посмотрим. (Б, Л, О, Ш, П, Я). - Без них, ребята, мы не сможем составить много интересных и добрых слов, продолжить учиться читать. Что же делать? (Буквы нужно найти, и вернуть обратно). В аудиозаписи звучит голос: «Дети, буквы, как иногда и вы, любят шалить. Им порой кажется, что в азбуке скучно, и их никто не любит. Об этом ещё 100 лет назад написал своё стихотворение известный поэт Александр Чёрный. Буквам очень надоело В толстых книжках спать да спать. В полночь – кучей угорелой Слезли с полки на кровать, А с кровати на пол сразу. Посмотрели - люди спят – И затеяли проказу, Превесёлый маскарад… И ваши исчезнувшие буквы обиделись на вас, и пришли ко мне, к Букваше». - «Букваша» - наш друг и помощник. Он прислал нам конверт, в котором есть записочки от наших пропавших букв. В них просьбы. И если вы их сможете выполнить, буквы вновь встанут в строй, в «Алфавит». А «Букваша» непременно подарит нам свои сюрпризы. (по очереди читаю записки, дети выполняют просьбы исчезнувших букв). Записочка № 1(от буквы Б) (Дети сидят за столами) - Ребята, отгадайте загадку: У отца был мальчик странный, Необычный – деревянный. Очень странный, очень странный Человечек деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой. Всюду нос суёт он длинный, Кто же это? (Буратино). (На мультимедийной доске появляется слово – БУРАТИНО). - Ребята, сколько букв в слове БУРАТИНО? (8 букв) - Сколько слогов? Давайте прохлопаем, и посчитаем. (4 слога). - Звук [б] мы слышим в начале, в середине или в конце слова – БУРАТИНО? (в начале слова). - Звук [б] – гласный или согласный? (согласный) - Ребята, послушайте, а не Буратино ли это разговаривает с Папой Карло? (видеоролик на мультимедийной доске). Б. – папа Карло, я буду умненьким, благоразумненьким. Я хочу учиться в школе. Мне нужна «Азбука». П. К. – Я её уже купил. Вот тебе «Азбука». Б. – Папа Карло, а где твоя куртка? П. К. – Куртку-то я продал и купил тебе «Азбуку». Ничего, обойдусь и без куртки, только ты живи на здоровье. Б. – Папа Карло, я выучусь, вырасту и куплю тебе тысячу новых курток. - Ребята, вспомните, выполнил ли Буратино своё обещание? (нет). - да, Буратино не сдержал обещание. Но мы своё обещание, данное Букваше, выполним, и найдём все потерянные буквы из нашей Азбуки. - Ребята, посмотрите, буква (Б) вернулась обратно в нашу Азбуку. - Давайте встанем, и поаплодируем ей. Записочка № 2(от буквы О) (Дети сидят за столами) - Я – буква О – очень люблю охоту и отдых. Поэтому я предлагаю поиграть в игру – «Охота». Возьмите листочки с рассказом и обведите красным карандашом короткие слова, а синим – длинные. (Пока дети выполняют задание, незаметно открываю буквы О, Л, Ш). - Посчитайте, сколько вы заметили коротких, а сколько длинных слов. - Каких слов больше? - Молодцы, ребята, вы все справились с заданием. И буква (О) вернулась обратно. - Давайте встанем, и поприветствуем её. (дети хлопают). - А сейчас, ребята, давайте выйдем из-за столов, и покажем нашим гостям «живые» буквы. Физ. минутка. (дети выполняют ритмические движения под песню Р. Паулса – «Алфавит»). - Ребята, возьмите подушечки и присаживайтесь на ковёр, как вам удобно. I I часть. Записочка № 3(от буквы Л) (Дети сидят на ковре) - Послушайте, что нам написала буква (л). - Ребята, пришла пора поиграть. Когда я буду взмахивать левой рукой, называйте гласные звуки, а когда правой – согласные. - Готовы? - Какие вы молодцы. А теперь придумайте слова, которые бы начинались на согласный звук [Л]. (Дети по цепочке называют слова). - Вот и буква (Л) вернулась на своё место в нашей Азбуке. Давайте и ей поаплодируем. Записочка № 4 (от буквы Ш) (Дети сидят на ковре) - Ребята, послушайте шуточный рассказ, который так и называется «Шутка». - Я буду читать, а вы внимательно слушайте, и посчитайте сколько раз вы услышите звук [Ш]. Шутка. У Шуры шпиц-щенок Шарик. Шура – в школу, а Шарик – к шкафу. Из шкафа шторку да шляпу вытянул, а из-под шкафа шлёпанец. Шура из школы вернулся и видит: Шарик на шторе под шляпой. А из-под шляпы нос да шлёпанец торчит. Шарик скулит и никак не выберется. - Шкодник! – и Шура Шарика из-под шляпы высвободил. (24 слова). - Ну вот ребята, благодаря нашим совместным усилиям, к нам и буква (Ш) вернулась. Давайте и ей тоже поаплодируем. А сейчас ребята, давайте пройдём к столам. И прежде, чем прочитать следующую записку, и перейти к выполнению заданий, давайте с вами разомнём наши пальчики. Пальчиковая гимнастика под музыку. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперёд, выпрямлены в локтях, пальца растопырены, чуть напряжены. Поочерёдное сгибание и разгибание пальцев в ритме музыки. Пляшут пальчики большие – Раз и два, раз и два. Указательные за ними – Раз и два, раз и два. Средние пустились в пляс – Раз и два, раз и два. Безымянные танцуют – Раз и два, раз и два. Тут мизинцы в пляс идут – Раз и два, раз и два. I I I часть. Записочка № 5(от буквы П) (Дети сидят за столами) - Итак, дети, послушайте, что же написано в этой записке. - Я, буква П, люблю писать. А вы? - Тогда берите карандаши и покажите мне свои умения: - Сделайте с помощью точек буквы, цифры или геометрические фигуры. (Пока дети выполняют задание, незаметно открываю букву П). Молодцы, ребята! Буква П осталась вами довольна, и снова появилась на нашей азбуке. Поаплодируйте ей. - Ребята, мне позвонил Букваша и сказал, что ещё 1 букву, но не сказал какую, он принесёт с собой. Как вы думаете, что это за буква? - правильно! Буква «Я»! Звучит весёлая музыка, вбегает Букваша. - Здравствуйте, ребята! Я принёс вам букву «Я». - Это моя самая любимая буква. - И я хочу вас попросить составить с ней предлжения. После составления предложений, Букваша предлагает детям с ним поиграть. - Вот и буква (Я) вернулась обратно. Давайте ей похлопаем. - Ребята, я очень люблю игру – «Ну-ка буквы отыщи». И хочу предложить вам сейчас в неё сыграть. Вы согласны? - В группе, в разных местах спрятаны буквы. Е. А. нам будет подсказывать, а мы будем их искать. Е. А. – Буквы все уже мы знаем, Нас Букваша научил, А сегодня поиграем – Он игру нам предложил. В детской комнате в ведро Посадил он Б и О. В верхнем ящике стола Буквы В, Г, Д и А. О – в окно глазеть заставил. В уголочке, на окне, Он запрятал букву – Е. П – запрятал под кровать, Х и Ц – велел поспать. Ж – прикрыл, шутник, салфеткой. Только Ч и Мягкий знак Ь Не запрятал он никак. После игры, Букваша дарит всем говорящую Азбуку, прощается и уходит. - Ну вот и подошло к концу наше занятие. - ребята, скажите, что это было за занятие? - Чем мы сегодня занимались? (спасали «Азбуку»). - Что вам на нашем занятии понравилось больше всего?

Скачать:


Предварительный просмотр:

       МБДОУ « Детский сад комбинированного вида № 68»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

        Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

 в старшей группе

Тема:

«Спасаем азбуку»

        

                

Воспитатель: Григорьева Е. А.

        Энгельс 2012

                                             

Тема: Спасаем азбуку.

Приоритетная образовательная область: коммуникация.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, развитие речи, чтение художественной литературы, музыка.

Программное содержание: Повторить и закрепить знания о звуках. Продолжать учить различать гласные и согласные звуки. 

Закреплять умение находить место звука. Продолжать учить выполнять звуковой анализ слова: делить слова на слоги. 

Способствовать развитию звукового анализа и фонематического слуха. 
Развивать устную речь, логического мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук, познавательность. 

Воспитывать желание помогать друг другу.

Оборудование. Демонстрационный материал: мультимедиа (прожектор); музыкальный центр; «волшебное пёрышко» для игры; мольберт с плакатом изображения азбуки; подушки-пуфики.

Раздаточный материал: карточки с заданиями.

Предшествующая работа: чтение повести-сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; отгадывание загадок; игра «Волшебное пёрышко»; игра «Охота»; звуко-буквенный анализ слов.

Содержание непосредственно-образовательной деятельности.

Орг. момент:

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся. Давайте все вместе поприветствуем их (дети здороваются).

- Ребята, вы скоро пойдёте в школу. Многое вы уже знаете и умеете. И даже по одной игре вы сможете отгадать, какое у нас сегодня занятие. Хотите показать это умение гостям? (Да).

Игра - «Волшебное пёрышко»

Пёрышко даётся одному из детей, а тот называет своё имя, определяет первый звук имени, называет согласный он или гласный. Затем ребёнок передаёт пёрышко соседу (3-4 ребёнка).

- Дети хором отвечают, что сегодня занятие по обучению грамоте.

I часть.

(Дети садятся за столы)

- Ребята, давайте продолжим занятие с нашей азбукой (на мольберте плакат с изображением азбуки).

- Ой, что с ней случилось?

- Пропало несколько букв. Какие, ребята? Давайте посмотрим. (Б, Л, О, Ш, П, Я).

- Без них, ребята, мы не сможем составить много интересных и добрых слов, продолжить учиться читать. Что же делать?  (Буквы нужно найти, и вернуть обратно).

В аудиозаписи звучит голос:

«Дети, буквы, как иногда и вы, любят шалить. Им порой кажется, что в азбуке скучно, и их никто не любит. Об этом ещё 100 лет назад написал своё стихотворение известный поэт Александр Чёрный.

Буквам очень надоело

В толстых книжках спать да спать.

В полночь – кучей угорелой

Слезли с полки на кровать,

А с кровати на пол сразу.

Посмотрели - люди спят –

И затеяли проказу,

Превесёлый маскарад…

И ваши исчезнувшие буквы обиделись на вас, и пришли ко мне, к Букваше».

- «Букваша» - наш друг и помощник. Он прислал нам конверт, в котором есть записочки от наших пропавших букв. В них просьбы. И если вы их сможете выполнить, буквы вновь встанут в строй, в «Алфавит». А «Букваша» непременно подарит нам свои сюрпризы.

(по очереди читаю записки, дети выполняют просьбы исчезнувших букв).

Записочка № 1(от буквы Б)

(Дети сидят за столами)

- Ребята, отгадайте загадку:

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный.

Очень странный, очень странный

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный,

Кто же это?

(Буратино).

(На мультимедийной доске появляется слово – БУРАТИНО).

 - Ребята, сколько букв в слове БУРАТИНО? (8 букв)

- Сколько слогов? Давайте прохлопаем, и посчитаем. (4 слога).

- Звук [б] мы слышим в начале, в середине или в конце слова – БУРАТИНО? (в начале слова).

- Звук [б] – гласный или согласный? (согласный)

- Ребята, послушайте, а не Буратино ли это разговаривает с Папой Карло? (видеоролик на мультимедийной доске).

Б. – папа Карло, я буду умненьким, благоразумненьким. Я хочу учиться в школе. Мне нужна «Азбука».

П. К. – Я её уже купил. Вот тебе «Азбука».

Б. – Папа Карло, а где твоя куртка?

П. К. – Куртку-то я продал и купил тебе «Азбуку». Ничего, обойдусь и без куртки, только ты живи на здоровье.

Б. – Папа Карло, я выучусь, вырасту и куплю тебе тысячу новых курток.

- Ребята, вспомните, выполнил ли Буратино своё обещание? (нет).

- да, Буратино не сдержал обещание. Но мы своё обещание, данное Букваше, выполним, и найдём все потерянные буквы из нашей Азбуки.

- Ребята, посмотрите, буква (Б) вернулась обратно в нашу Азбуку.

- Давайте встанем, и поаплодируем ей.

Записочка № 2(от буквы О)

(Дети сидят за столами)

- Я – буква О – очень люблю охоту и отдых. Поэтому я предлагаю поиграть в игру – «Охота». Возьмите листочки с рассказом и обведите красным карандашом короткие слова, а синим – длинные. (Пока дети выполняют задание, незаметно открываю буквы О, Л, Ш).

- Посчитайте, сколько вы заметили коротких, а сколько длинных слов.

- Каких слов больше?

 - Молодцы, ребята, вы все справились с заданием. И буква (О) вернулась обратно.

- Давайте встанем, и поприветствуем её. (дети хлопают).

- А сейчас, ребята, давайте выйдем из-за столов, и покажем нашим гостям «живые» буквы.

Физ. минутка.

(дети выполняют ритмические движения под песню Р. Паулса – «Алфавит»).

- Ребята,  возьмите подушечки и присаживайтесь на ковёр, как вам удобно.

I I часть.

Записочка № 3(от буквы Л)

(Дети сидят на ковре)

- Послушайте, что нам написала буква (л).

- Ребята, пришла пора поиграть. Когда я буду взмахивать левой рукой, называйте гласные звуки, а когда правой – согласные.

- Готовы?

- Какие вы молодцы. А теперь придумайте слова, которые бы начинались на согласный звук [Л]. (Дети по цепочке называют слова).

- Вот и буква (Л) вернулась на своё место в нашей Азбуке. Давайте и ей поаплодируем.

Записочка № 4 (от буквы Ш)

(Дети сидят на ковре)

- Ребята, послушайте шуточный рассказ, который так и называется «Шутка».

- Я буду читать, а вы внимательно слушайте, и посчитайте сколько раз вы услышите звук [Ш].

Шутка.

У Шуры шпиц-щенок Шарик. Шура – в школу, а Шарик – к шкафу. Из шкафа шторку да шляпу вытянул, а из-под шкафа шлёпанец.

Шура из школы вернулся и видит: Шарик на шторе под шляпой. А из-под шляпы нос да шлёпанец торчит. Шарик скулит и никак не выберется.

- Шкодник! – и Шура Шарика из-под шляпы высвободил. (24 слова).

- Ну вот ребята, благодаря нашим совместным усилиям, к нам и буква (Ш) вернулась. Давайте и ей тоже поаплодируем.

А сейчас ребята, давайте пройдём к столам. И прежде, чем прочитать следующую записку, и перейти к выполнению заданий, давайте с вами разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика под музыку.

И.п. – ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперёд, выпрямлены в локтях, пальца растопырены, чуть напряжены. Поочерёдное сгибание и разгибание пальцев в ритме музыки.

Пляшут пальчики большие –

Раз и два, раз и два.

Указательные за ними –

Раз и два, раз и два.

Средние пустились в пляс –

Раз и два, раз и два.

Безымянные танцуют –

Раз и два, раз и два.

Тут мизинцы в пляс идут –

Раз и два, раз и два.

I I I часть.

Записочка № 5(от буквы П)

(Дети сидят за столами)

- Итак, дети, послушайте, что же написано в этой записке.

- Я, буква П, люблю писать. А вы?

- Тогда берите карандаши и покажите мне свои умения:

- Сделайте с помощью точек буквы, цифры или геометрические фигуры.

(Пока дети выполняют задание, незаметно открываю букву П).

Молодцы, ребята! Буква П осталась вами довольна, и снова появилась на нашей азбуке. Поаплодируйте ей.

- Ребята, мне позвонил Букваша и сказал, что ещё 1 букву, но не сказал какую, он принесёт с собой. Как вы думаете, что это за буква?

- правильно! Буква «Я»!

Звучит весёлая музыка, вбегает Букваша.

- Здравствуйте, ребята! Я принёс вам букву «Я».

- Это моя самая любимая буква.

- И я хочу вас попросить составить с ней предлжения.

После составления предложений, Букваша предлагает детям с ним поиграть.

- Вот и буква (Я) вернулась  обратно. Давайте ей похлопаем.

 

 - Ребята, я очень люблю игру – «Ну-ка буквы отыщи». И хочу предложить вам сейчас в неё сыграть. Вы согласны?

- В группе, в разных местах спрятаны буквы. Е. А. нам будет подсказывать, а мы будем их искать.

Е. А. – Буквы все уже мы знаем,

            Нас Букваша научил,

            А сегодня поиграем –

            Он игру нам предложил.

            В детской комнате в ведро

            Посадил он Б и О.

            В верхнем ящике стола

            Буквы В, Г, Д и А.

            О – в окно глазеть заставил.

            В уголочке, на окне,

            Он запрятал букву – Е.

           П – запрятал под кровать,

           Х и Ц – велел поспать.

           Ж – прикрыл, шутник, салфеткой.

           Только Ч и Мягкий знак Ь

          Не запрятал он никак.

После игры, Букваша дарит всем говорящую Азбуку, прощается и уходит.

- Ну вот и подошло к концу наше занятие.

 - ребята, скажите, что это было за занятие?

 - Чем мы сегодня занимались? (спасали «Азбуку»).

- Что вам на нашем занятии понравилось больше всего?