Формирование коммуникативной компетенции дошкольников при изучении иностранного языка в связи с федеральным государственным стандартом.

Арент Оксана Александровна

Аннотация: В  данной  работе раскрывается методика и система работы педагога по английскому языку в дошкольном учреждении в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, ФГОС, принципы, приемы.

Новые реалии XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Центростремительные и центробежные силы культурного развития, действующие в наше время, определяют специфику культурной самоидентификации личности, осознания уникальности и ценности своих национальных традиций в сочетании с осознанием общечеловеческих ценностей, толерантным отношением к проявлениям иной культуры и стремлением к взаимопониманию между людьми разных сообществ. Современное общество должно осознать свою обязанность приобщить к этим идеям наших детей, растущих в условиях полиязычного и поликультурного мира, с самого раннего возраста. Иностранный язык даёт для этого богатейшие возможности, которые не всегда используются в полном объёме [1,с 25].

Иностранный язык входит в дополнительную часть образовательной программы «Детство» и формирует коммуникативную культуру дошкольника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций». Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках – это важнейшая задача при обучении иностранному языку, успешное осуществление которой во многом зависит от основ, заложенных в детском саду.

 Интегративной целью обучения иностранному языку  дошкольников является формирование элементарной коммуникативной компетенции  на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении.

Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность  дошкольника осуществлять межличностное и межкультурное общение  на иностранном языке в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных  для ребенка. Следовательно, изучение иностранного языка в детском саду направлено на достижение следующих целей:

  • формирование умения общаться на иностранном языке, на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей  дошкольников в устной (аудирование и говорение) форме;
  • приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство  дошкольников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран.
  • развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
  • воспитание и разностороннее развитие дошкольника средствами иностранного языка.

В рамках реализуемой   программы согласно ФГОС  дети знакомятся с национальными и культурными традициями страны изучаемого языка, овладевают достаточным количеством лексических единиц. Данная программа направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а также познавательных и языковых способностей; способствует развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне.

Методика работы по данному направлению базируется непосредственно на следующих принципах обучения соответствующих современным стандартам:

  1.  Принцип коммуникативной направленности - данный принцип является ведущим, т.к. результатом обучения иностранному языку является формирование навыков и умений пользования языком как средством общения, этот принцип предполагает создание условий для речемыслительной активности.
  2.  принцип наглядностивсегда был важнейшим принципом в изучении иностранного языка детьми дошкольного возраста, т.к. овладение материалом начинается с чувственного восприятия или с привлечением воспринятого ранее и имеющегося в опыте.
  3. Принцип доступности и посильности - В обучении английскому языку с первых шагов обеспечивается доступность и посильность образовательной деятельности. Применение этого принципа требует, чтобы непосредственно образовательная деятельность осуществлялась на уровне возможностей детей, чтобы, они не испытывали непреодолимые или с трудом преодолимые трудности.
  4. Принцип индивидуального подхода - Индивидуальность при изучении иностранного языка основана на хорошем знании возрастных особенностей детей,  что каждый из них может, к чему ребёнок проявляет особый интерес, с кем каждый из них дружит, что очень важно, например, при организации парной работы. Ребёнок способен запоминать материал целыми «блоками», которые как бы «впечатываются» в его память.  Коммуникативная методика создает все предпосылки для того, чтобы ребенок смог выразить свои мысли на иностранном языке. И этой возможностью нужно пользоваться именно в дошкольном возрасте, потому что до 9 лет работает потрясающий механизм, который называется импринтинг (впечатывание). Легче всего это происходит в игре. Игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания. Поэтому на моих занятиях, дети не изучают английский язык, они в него играют.  Ребёнок младшего возраста очень любит играть, поэтому одним из эффективных приёмов обучения является использование различных сюжетов (путешествие в город игрушек), игровых ситуаций (в магазине, в зоопарке, день рождение).  Главными действующими лицами моих игровых сюжетов на занятиях являются куклы и игрушки. Мною собран целый арсенал игрушек и кукол. У каждой игрушки - своя история, свой характер. Игрушки  помогают нам, знакомится с  культурой  изучаемого языка, английскими сказками и песенками.

Не менее важным аспектом является формирование мотивации к изучению английского языка. Решить все эти дидактические задачи позволит метод проектов. Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Использование метода проектов позволяет сделать процесс обучения плодотворным. В конце каждой лексической темы ребенку предстоит проявить себя в диалоге, монологе, инсценирование сказки [4,с.78].

Приведу несколько примеров, как с помощью проектной методики  можно достичь сразу нескольких целей - расширить вокабуляр детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей. (My Favourites,  My family,  Washing Line. Дети рисуют одежду, пишут на своих рисунках названия, а потом развешивают одежду на веревку с помощью прищепок. Помимо знаниевого аспекта, в обучении иностранному языку очень важен и аспект культурологический. В процессе обучения ребенок – это субъект межкультурной коммуникации. Мы знакомим детей с достопримечательностями Англии и России, особенностями правления государств, народными костюмами, традициями и обычаями нашей родины и страны изучаемого языка. Таким образом, погружая детей в диалог культур двух государств России и Англии. Усложнение речевого опыта ребенка-дошкольника происходит благодаря усвоению новых языковых средств, с помощью которых он учится формулировать свои высказывания в процессе обучения. Это позволяет привлекать его внимание к существованию различий в языковых явлениях родного и иностранного языков. Именно поэтому мы придаем особое значение организации среды кабинета «Английское королевство» и групповой комнаты:

-карта Великобритании;

-изображение людей в традиционной одежде, элементы костюмов Великобритании.

         В нашем дошкольном учреждении в процессе обучения иностранному языку активно применяются продуктивные виды деятельности. Использование лепки, рисования, аппликации, конструирования, изготовления поделок из бумаги помогает реализации моей технологии. Хотелось бы отметить, что мы в своей работе большое значение уделяем интеграции  преподавателя английского языка с другими узкими специалистами (логопедом, музыкальным руководителем, руководителем театральной студии, что позволяет нам достичь наиболее высокого результата, а наша работа становиться интересной не только детям, но и их родителям. Данная система помогает работать над коммуникативной компетенцией посредством вхождения в игровой образ, а не заучивать слова и предложения, которые не дают ясных представлений о менталитете и традициях страны изучаемого языка.

В современных условиях развития системы дошкольного образования особое внимание уделяется практике проведения мониторинга раннего обучения иностранному языку.  Задания, предлагаемые  в качестве контрольных, должно быть хорошо знакомы детям: т.е соответствовать пройденному материалу и нацелены на:

- приобретение начальных навыков общения детей;

-формирование дружелюбного отношения и толерантности  к носителям другого языка, на основе знакомства с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. Именно такое содержание воспитательно-образовательного процесса, помогает выявить и развивать способности детей. Конечной целью обучения иностранным языкам является формирование у детей таких интегративных качеств личности, как: любознательный, активный,  овладевший элементарными навыками общения на иностранном языке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad-_arent_o.a._madou_no_134_g._tomsk.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетенции дошкольников при изучении иностранного языка в связи с федеральным государственным стандартом.

Арент О.А., педагог дополнительного образования по английскому языку, МАДОУ № 134 г. Томска

Аннотация: В  данной  работе раскрывается методика и система работы педагога по английскому языку в дошкольном учреждении в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, ФГОС, принципы, приемы.

Новые реалии XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Центростремительные и центробежные силы культурного развития, действующие в наше время, определяют специфику культурной самоидентификации личности, осознания уникальности и ценности своих национальных традиций в сочетании с осознанием общечеловеческих ценностей, толерантным отношением к проявлениям иной культуры и стремлением к взаимопониманию между людьми разных сообществ. Современное общество должно осознать свою обязанность приобщить к этим идеям наших детей, растущих в условиях полиязычного и поликультурного мира, с самого раннего возраста. Иностранный язык даёт для этого богатейшие возможности, которые не всегда используются в полном объёме [1,с 25].

Иностранный язык входит в дополнительную часть образовательной программы «Детство» и формирует коммуникативную культуру дошкольника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций». Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках – это важнейшая задача при обучении иностранному языку, успешное осуществление которой во многом зависит от основ, заложенных в детском саду.

 Интегративной целью обучения иностранному языку  дошкольников является формирование элементарной коммуникативной компетенции  на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении.

Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность  дошкольника осуществлять межличностное и межкультурное общение  на иностранном языке в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных  для ребенка. Следовательно, изучение иностранного языка в детском саду направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование умения общаться на иностранном языке, на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей  дошкольников в устной (аудирование и говорение) форме;
  2. приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство  дошкольников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран.
  3. развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
  4. воспитание и разностороннее развитие дошкольника средствами иностранного языка.

В рамках реализуемой   программы согласно ФГОС  дети знакомятся с национальными и культурными традициями страны изучаемого языка, овладевают достаточным количеством лексических единиц. Данная программа направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а также познавательных и языковых способностей; способствует развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне.

Методика работы по данному направлению базируется непосредственно на следующих принципах обучения соответствующих современным стандартам:

  1.  Принцип коммуникативной направленности - данный принцип является ведущим, т.к. результатом обучения иностранному языку является формирование навыков и умений пользования языком как средством общения, этот принцип предполагает создание условий для речемыслительной активности.
  2.  принцип наглядности – всегда был важнейшим принципом в изучении иностранного языка детьми дошкольного возраста, т.к. овладение материалом начинается с чувственного восприятия или с привлечением воспринятого ранее и имеющегося в опыте.
  3. Принцип доступности и посильности - В обучении английскому языку с первых шагов обеспечивается доступность и посильность образовательной деятельности. Применение этого принципа требует, чтобы непосредственно образовательная деятельность осуществлялась на уровне возможностей детей, чтобы, они не испытывали непреодолимые или с трудом преодолимые трудности.
  4. Принцип индивидуального подхода - Индивидуальность при изучении иностранного языка основана на хорошем знании возрастных особенностей детей,  что каждый из них может, к чему ребёнок проявляет особый интерес, с кем каждый из них дружит, что очень важно, например, при организации парной работы. Ребёнок способен запоминать материал целыми «блоками», которые как бы «впечатываются» в его память.  Коммуникативная методика создает все предпосылки для того, чтобы ребенок смог выразить свои мысли на иностранном языке. И этой возможностью нужно пользоваться именно в дошкольном возрасте, потому что до 9 лет работает потрясающий механизм, который называется импринтинг (впечатывание). Легче всего это происходит в игре. Игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания. Поэтому на моих занятиях, дети не изучают английский язык, они в него играют.  Ребёнок младшего возраста очень любит играть, поэтому одним из эффективных приёмов обучения является использование различных сюжетов (путешествие в город игрушек), игровых ситуаций (в магазине, в зоопарке, день рождение).  Главными действующими лицами моих игровых сюжетов на занятиях являются куклы и игрушки. Мною собран целый арсенал игрушек и кукол. У каждой игрушки - своя история, свой характер. Игрушки  помогают нам, знакомится с  культурой  изучаемого языка, английскими сказками и песенками.

Не менее важным аспектом является формирование мотивации к изучению английского языка. Решить все эти дидактические задачи позволит метод проектов. Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Использование метода проектов позволяет сделать процесс обучения плодотворным. В конце каждой лексической темы ребенку предстоит проявить себя в диалоге, монологе, инсценирование сказки [4,с.78].

Приведу несколько примеров, как с помощью проектной методики  можно достичь сразу нескольких целей - расширить вокабуляр детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей. (My Favourites,  My family,  Washing Line. Дети рисуют одежду, пишут на своих рисунках названия, а потом развешивают одежду на веревку с помощью прищепок. Помимо знаниевого аспекта, в обучении иностранному языку очень важен и аспект культурологический. В процессе обучения ребенок – это субъект межкультурной коммуникации. Мы знакомим детей с достопримечательностями Англии и России, особенностями правления государств, народными костюмами, традициями и обычаями нашей родины и страны изучаемого языка. Таким образом, погружая детей в диалог культур двух государств России и Англии. Усложнение речевого опыта ребенка-дошкольника происходит благодаря усвоению новых языковых средств, с помощью которых он учится формулировать свои высказывания в процессе обучения. Это позволяет привлекать его внимание к существованию различий в языковых явлениях родного и иностранного языков. Именно поэтому мы придаем особое значение организации среды кабинета «Английское королевство» и групповой комнаты:

-карта Великобритании;

-изображение людей в традиционной одежде, элементы костюмов Великобритании.

        В нашем дошкольном учреждении в процессе обучения иностранному языку активно применяются продуктивные виды деятельности. Использование лепки, рисования, аппликации, конструирования, изготовления поделок из бумаги помогает реализации моей технологии. Хотелось бы отметить, что мы в своей работе большое значение уделяем интеграции  преподавателя английского языка с другими узкими специалистами (логопедом, музыкальным руководителем, руководителем театральной студии, что позволяет нам достичь наиболее высокого результата, а наша работа становиться интересной не только детям, но и их родителям. Данная система помогает работать над коммуникативной компетенцией посредством вхождения в игровой образ, а не заучивать слова и предложения, которые не дают ясных представлений о менталитете и традициях страны изучаемого языка.

В современных условиях развития системы дошкольного образования особое внимание уделяется практике проведения мониторинга раннего обучения иностранному языку.  Задания, предлагаемые  в качестве контрольных, должно быть хорошо знакомы детям: т.е соответствовать пройденному материалу и нацелены на:

- приобретение начальных навыков общения детей;

-формирование дружелюбного отношения и толерантности  к носителям другого языка, на основе знакомства с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. Именно такое содержание воспитательно-образовательного процесса, помогает выявить и развивать способности детей. Конечной целью обучения иностранным языкам является формирование у детей таких интегративных качеств личности, как: любознательный, активный,  овладевший элементарными навыками общения на иностранном языке.

Библиографический список:

  1. Хлебова, Г.Б. Принцип активности в обучении иностранным языкам [Текст] / Г.Б. Хлебова // Иностранные языки в школе. – 2007. – №5. – С. 40-45.
  2. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению [Текст] / Е.И. Пассов. – М.: Русский язык, 1989. – 279 с.
  3. Никитенко. З.Н. Формирование универсальных учебных действий - приоритет начального иноязычного образования //Иностранные языки в школе - 2010. - №6 –С.8.
  4. Раннее обучение английскому языку: теория и практика. Сборник научно-методических статей. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 112с.