Конспект НОД по образовательной области « Познание» «Путешествие в музей осени»
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №16»
Конспект НОД по образовательной области « Познание»
«Путешествие в музей осени»
Подготовила: С.Б. Ковалёва
Учитель- логопед
г. Зима
2013 г.
Конспект СОД по образовательной области « Познание»
« Путешествие в музей Осени.»
Оборудование и материалы:
Иллюстрации или фотографии по темам: « Осень», «Перелётные птицы», «Дикие животные»; зонт; берёза с жёлтыми листьями; ветки рябины и сосны; сухие листья клёна, берёзы, ивы, тополя; кедровые шишки , орехи и сушёные грибы; «чудесный мешочек», овощи: свекла, морковь, лук, картофель, огурец, помидор, кабачок; фрукты: яблоко, груша, гранат; дидактическая игра « Что где растёт?»
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой конверт принёс нам почтальон. ( Показывает конверт, украшенный осенними листьями). Давайте посмотрим , что в нём лежит.( Вынимает приглашение). Ребята, это «Приглашение в музей осени.» Что такое музей ? ( Это место, где хранятся какие- то очень важные вещи, предметы.) А вы хотели бы посмотреть, что хранится в музее Осени? (Да). Тогда закройте глаза и представьте , что может храниться в музее Осени. (Дети закрывают глаза, звучит музыка П. И. Чайковского «Осень», музыка постепенно замолкает, дети открывают глаза, их встречает Осень.)
Осень ( воспитатель переодетый в костюм осени):
- Здравствуйте, ребята!
Несу я урожаи,
Птиц к югу провожаю,
Деревья раздеваю,
но не касаюсь сосен
и ёлочек. Я...( Осень)
-Я очень рада видеть вас в своём музее! Ребята, какие времена года вы знаете? ( Зима, весна, лето, осень). А какое сейчас время года? (осень). Почему вы так считаете? (Пожелтели и облетели листья с деревьев; день стал короче, а ночь длиннее; похолодало, часто идут дожди; люди стали одевать тёплые вещи; перелётные птицы улетели в тёплые края; люди собрали урожай.) Молодцы, вы очень наблюдательны, много знаете об осени. А какие осенние месяца вы знаете? ( Сентябрь, октябрь, ноябрь.) Есть ещё и народные названия месяцев, назовите их. (Сентябрь-листопадник, октябрь- грязьник, ноябрь- полузимник).
Как вы думаете почему в народе сентябрь называют листопадник? Октябрь- грязник? Ноябрь- полузимник? Ребята, как вы считаете, осень - это весёлое или грустное время года? ( Грустное) Потому что природа как бы замирает. Прощается с яркими красками лета. Недаром великий русский поэт А. С. Пушкин писал об осени:
Унылая пора ! Очей очарованье !
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...
Сейчас мы с вами послушаем музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Времена года.» Когда вы будете слушать, то закройте глаза. (Слушают отрывок»Осень») Какая это музыка по настроению? ( грустная, печальная, унылая)
Вам стало грустно, сейчас я вас попробую развеселить, давайте с вами поиграем в игру «Собери осенние листья.»
Физминутка:
Дует, дует ветер,
Дует, задувает,
Жёлтые листочки
С дерева срывает,
и летят листочки
с ветки на дорожку,
И бегут по листьям
маленькие ножки.
Мы с тобой гулять пойдём
и листочки соберём.
Посмотрите, сколько осенних листочков собрано в музее Осени. Возьмите по одному листочку, рассмотрите их скажите, с какого дерева листочек? Маша, скажи, пожалуйста, с какого дерева у тебя листочек? ( У меня жёлтый листочек с берёзы) Молодец, Маша.
Ребята, веточки каких деревьев стоят на этом столе? ( Ветки рябины и сосны). Чем ветки сосны отличаются от других веток? ( Ветки сосны круглый год зелёные). Какие вы наблюдательные , молодцы!
Ребята, что нам нужно, если вдруг пойдёт дождь? Найдите ответ в стихотворении. Егор, расскажи, пожалуйста, стихотворение « Дожди».
Осенью идут дожди, Доставай скорей зонты...
Зонтики цветные,
Красивые такие!
В руки зонтики возьмём,
Под дождём гулять пойдём!
Во время дождя нужен зонтик. ( Показываю зонт.) Какие дожди бывают осенью? ( Холодные, моросящие, грибные.)
Ребята, осенью перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. Посмотрите на этот стенд и назовите птиц, которых вы знаете. Настя, подойди ко мне, пожалуйста, покажи и назови птиц, которых ты знаешь. ( Скворец, грач, лебедь, гусь, утка). Молодец, Настя. ( Спросить 3-4 детей).
Ребята, какое время года наступит после осени? ( Зима) А вы знаете, как готовятся к зиме дикие животные? Отгадайте загадку:
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы? ( заяц)
Расскажите, как заяц готовится к зиме? ( Меняет свою серую шубку, на белую) Послушайте ещё одну загадку:
Любит кушать он малину
И в берлоге спать всю зиму.
Страшно может он реветь,
а зовут его ....( медведь)
А как же медведь готовится к зиме? ( медведь много ест, чтобы накопить жир под шкурой, а потом ложиться спать в берлоге)
А вот эту загадку вы отгадаете?
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок на нём много,
а нитки ни одной. ( ёж)
Как ёж готовится к зиме? ( ёж так же как медведь сытно наедается, копит жир под своей колючей шубкой, затем находит ямку под деревом, ложится в неё и засыпает). (Показываю кедровые шишки и орешки, сухие грибы). Как вы думаете, чьи это запасы на зиму? ( это запасы белочки). Молодцы!
Ребята, чем осенью занимаются люди? ( Собирают урожай) Давайте с вами поиграем в игру «Чудесный мешочек». Ваня, подойди ко мне, пожалуйста, доставай из мешочка, что там есть. Что это? ( это огурец, он растёт в огороде.) Молодец, клади его на поднос возле картинки, на которой изображён огород. ( спросить 7-8 детей)
В каждом музее есть книги отзывов, где посетители оставляют запись о том, что им понравилось. Предлагаю вам тоже оставить такую запись. Только выполните вы её при помощи красок и своих пальчиков. ( дети выполняют коллективную работу) А теперь полюбуйтесь, какую картину красок осени вы создали. Молодцы!
Вам понравилось в музее осени? О чём вы сегодня можете рассказать своим мамам и папам?
Вот и подошла к концу наша экскурсия! Вы познакомились с экспонатами музея Осени, оставили свой отзыв. А теперь нам пора прощаться. До свидания!