«Система работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной»

Ситникова Екатерина Павловна

          Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

         В рамках федеральных государственных требовании у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое  воспитание входит в область «Социализация» социально-личностного направления развития детей. Старший дошкольник должен,  сориентирован  на:

- патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине,  служение Отечеству;

- социальную солидарность – свобода личная  и национальная,  доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

- гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

          Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания, охватывают более широкий спектр вопросов, связанных с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка и гражданской позиции (Т.Н. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина), восприятия детьми мира предметов (О.В. Дыбина) и др.     Изучив состояние выбранной проблемы в научно-педагогической литературе, пришли к выводу, что основные материалы посвящены теме – патриотическое воспитание дошкольников и мало методической литературы, касающейся воспитания у детей первичных чувств гражданственности.

          В свой работе мы  попыталась создать эскиз системы гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Для ее реализации  предлагается интегрированный подход:

- включение форм работы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

- использование регионального компонента.

- работа спланирована в сотрудничестве с семьей.

-разработан  комплекс методических приемов, которые обеспечивают эффективное решение следующих воспитательно-образовательных задач:

- Формирование у детей  старшего дошкольного возраста  первичных представлений о семье, обществе и государстве

- Формирование у детей  старшего дошкольного возраста  гражданско – патриотических чувств и  нравственных ценностей

-Формирование у детей  активной социальной  позиции, воспитания гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой, творческой личности.

           Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строили свою работу, учитывая следующие принципы:
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности. Реализовывался в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, общественностью, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. (Организация педагогического процесса на основе тематического планирования).

Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.

Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья. глаза на дорогое и родное»

        Система работы по патриотическому воспитанию детей включает в себя 5 блоков:

1 блок. Я и моя семья

2 блок. Детский сад

3 блок. Родной город и родная природа

4 блок.  Родная страна

5 блок. Культура  страны

         Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

        Свою работу мы  проводим последовательно: от более близкого, знакомого (семья, микрорайон), к более сложному(регион, страна) по единому плану, включающему единство прошлого, настоящего и будущего как отдельно взятой семьи, так и родины в целом.

        Развитие детей по нравственно-патриотическому воспитанию проходило  в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, т.к. воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Основными формами нравственно-патриотического воспитания детей являются  

  • Организация экскурсий и целевых прогулок
  • Продуктивная деятельность  (Оформление тематических выставок, изготовление подарков и сувениров для взрослых и сверстников)
  • Проектная деятельность
  • Моделирование  и решение проблемных ситуаций
  • Придумывание  сказок, историй  и  их театрализация
  • Трудовая деятельность
  • Досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы, КВН)
  • Познавательно-исследовательская деятельность
  • Чтение художественной литературы
  • Сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым
  • Игровая деятельность
  • музейная педагогика и коллекционирование   

         Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

        Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях русского народа. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллектив.

         Основываясь на данные диагностики можно сказать, что до начала работы по данному направлению дети имели поверхностное, узкое представление о родном городе , почти ничего не знали о традициях народов живущих рядом с нами, о почетных жителях города.
Если в первый год работы, большая часть детей - 57% не смогли правильно ответить на вопросы диагностики, то на данном этапе работы с детьми можно увидеть явную динамику роста знаний детей о родной стране и городе, о достопримечательностях , о традициях и  народах живущих рядом, о животном и растительном мире, что составляет - 77%. Уровень знаний детей о своей малой родине заметно возрос. Дети свободно и подробно начали рассказывать о своей семье, селе, о животных и растениях, о достопримечательностях города, о своих национальных традициях, стали давать развернутые ответы на задаваемые вопросы, у детей явно выровнялся эмоциональный фон отношения к другим нациям.

       «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» (С.Михалков).

 

Библиографический список

  • Федеральные  государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. № 655.
  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2010г.
  •  Бондаренко А.К. Любить труд на родной земле. М., 1987.
  • Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. М., 1987.
  • Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980.
  •  Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. М., 1999.
  •  Ривина Е.К. Герб и флаг России. М., 2002.
  • Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.
  • Смирнова Е.О., Богуславская З.М. Развивающие игры для детей. – М.: Просвещение, 1991.
  • Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Сфера, 2008.
  •  Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание.) УЦ Перспектива М. 2011.
  •  Зеленова Н.Г. , Осипова Л.Е. Мы живем в России М. 2011. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Система работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной»

Ситникова Екатерина Павловна

МБДОУ «Детский сад №89» г.Верещагино

 Пермский край

          Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

         В рамках федеральных государственных требовании у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое  воспитание входит в область «Социализация» социально-личностного направления развития детей. Старший дошкольник должен,  сориентирован  на:

- патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине,  служение Отечеству;

- социальную солидарность – свобода личная  и национальная,  доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

- гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

          Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания, охватывают более широкий спектр вопросов, связанных с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка и гражданской позиции (Т.Н. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина), восприятия детьми мира предметов (О.В. Дыбина) и др.     Изучив состояние выбранной проблемы в научно-педагогической литературе, пришли к выводу, что основные материалы посвящены теме – патриотическое воспитание дошкольников и мало методической литературы, касающейся воспитания у детей первичных чувств гражданственности.

          В свой работе мы  попыталась создать эскиз системы гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Для ее реализации  предлагается интегрированный подход:

- включение форм работы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

- использование регионального компонента.

- работа спланирована в сотрудничестве с семьей.

-разработан  комплекс методических приемов, которые обеспечивают эффективное решение следующих воспитательно-образовательных задач:

- Формирование у детей  старшего дошкольного возраста  первичных представлений о семье, обществе и государстве

- Формирование у детей  старшего дошкольного возраста  гражданско – патриотических чувств и  нравственных ценностей

-Формирование у детей  активной социальной  позиции, воспитания гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой, творческой личности.

           Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строили свою работу, учитывая следующие принципы:
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности. Реализовывался в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, общественностью, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. (Организация педагогического процесса на основе тематического планирования).

Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.

Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья. глаза на дорогое и родное»

        Система работы по патриотическому воспитанию детей включает в себя 5 блоков:

1 блок. Я и моя семья

2 блок. Детский сад

3 блок. Родной город и родная природа

4 блок.  Родная страна

5 блок. Культура  страны

         Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

        Свою работу мы  проводим последовательно: от более близкого, знакомого (семья, микрорайон), к более сложному(регион, страна) по единому плану, включающему единство прошлого, настоящего и будущего как отдельно взятой семьи, так и родины в целом.

        Развитие детей по нравственно-патриотическому воспитанию проходило  в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, т.к. воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Основными формами нравственно-патриотического воспитания детей являются  

  1. Организация экскурсий и целевых прогулок
  2. Продуктивная деятельность  (Оформление тематических выставок, изготовление подарков и сувениров для взрослых и сверстников)
  3. Проектная деятельность
  4. Моделирование  и решение проблемных ситуаций
  5. Придумывание  сказок, историй  и  их театрализация
  6. Трудовая деятельность
  7. Досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы, КВН)
  8. Познавательно-исследовательская деятельность
  9. Чтение художественной литературы
  10. Сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым
  11. Игровая деятельность
  12. музейная педагогика и коллекционирование  

         Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

        Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях русского народа. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллектив.

         Основываясь на данные диагностики можно сказать, что до начала работы по данному направлению дети имели поверхностное, узкое представление о родном городе , почти ничего не знали о традициях народов живущих рядом с нами, о почетных жителях города.
Если в первый год работы, большая часть детей - 57% не смогли правильно ответить на вопросы диагностики, то на данном этапе работы с детьми можно увидеть явную динамику роста знаний детей о родной стране и городе, о достопримечательностях , о традициях и  народах живущих рядом, о животном и растительном мире, что составляет - 77%. Уровень знаний детей о своей малой родине заметно возрос. Дети свободно и подробно начали рассказывать о своей семье, селе, о животных и растениях, о достопримечательностях города, о своих национальных традициях, стали давать развернутые ответы на задаваемые вопросы, у детей явно выровнялся эмоциональный фон отношения к другим нациям.

       «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» (С.Михалков).

Библиографический список

  1. Федеральные  государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. № 655.
  2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2010г.
  3.  Бондаренко А.К. Любить труд на родной земле. М., 1987.
  4. Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. М., 1987.
  5. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980.
  6.  Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. М., 1999.
  7.  Ривина Е.К. Герб и флаг России. М., 2002.
  8. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.
  9. Смирнова Е.О., Богуславская З.М. Развивающие игры для детей. – М.: Просвещение, 1991.
  10. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Сфера, 2008.
  11.  Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание.) УЦ Перспектива М. 2011.
  12.  Зеленова Н.Г. , Осипова Л.Е. Мы живем в России М. 2011.