«Система работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной»
Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
В рамках федеральных государственных требовании у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социализация» социально-личностного направления развития детей. Старший дошкольник должен, сориентирован на:
- патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.
Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания, охватывают более широкий спектр вопросов, связанных с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка и гражданской позиции (Т.Н. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина), восприятия детьми мира предметов (О.В. Дыбина) и др. Изучив состояние выбранной проблемы в научно-педагогической литературе, пришли к выводу, что основные материалы посвящены теме – патриотическое воспитание дошкольников и мало методической литературы, касающейся воспитания у детей первичных чувств гражданственности.
В свой работе мы попыталась создать эскиз системы гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Для ее реализации предлагается интегрированный подход:
- включение форм работы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
- использование регионального компонента.
- работа спланирована в сотрудничестве с семьей.
-разработан комплекс методических приемов, которые обеспечивают эффективное решение следующих воспитательно-образовательных задач:
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о семье, обществе и государстве
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданско – патриотических чувств и нравственных ценностей
-Формирование у детей активной социальной позиции, воспитания гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой, творческой личности.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строили свою работу, учитывая следующие принципы:
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности. Реализовывался в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, общественностью, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. (Организация педагогического процесса на основе тематического планирования).
Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.
Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья. глаза на дорогое и родное»
Система работы по патриотическому воспитанию детей включает в себя 5 блоков:
1 блок. Я и моя семья
2 блок. Детский сад
3 блок. Родной город и родная природа
4 блок. Родная страна
5 блок. Культура страны
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.
Свою работу мы проводим последовательно: от более близкого, знакомого (семья, микрорайон), к более сложному(регион, страна) по единому плану, включающему единство прошлого, настоящего и будущего как отдельно взятой семьи, так и родины в целом.
Развитие детей по нравственно-патриотическому воспитанию проходило в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, т.к. воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Основными формами нравственно-патриотического воспитания детей являются
- Организация экскурсий и целевых прогулок
- Продуктивная деятельность (Оформление тематических выставок, изготовление подарков и сувениров для взрослых и сверстников)
- Проектная деятельность
- Моделирование и решение проблемных ситуаций
- Придумывание сказок, историй и их театрализация
- Трудовая деятельность
- Досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы, КВН)
- Познавательно-исследовательская деятельность
- Чтение художественной литературы
- Сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым
- Игровая деятельность
- музейная педагогика и коллекционирование
Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях русского народа. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллектив.
Основываясь на данные диагностики можно сказать, что до начала работы по данному направлению дети имели поверхностное, узкое представление о родном городе , почти ничего не знали о традициях народов живущих рядом с нами, о почетных жителях города.
Если в первый год работы, большая часть детей - 57% не смогли правильно ответить на вопросы диагностики, то на данном этапе работы с детьми можно увидеть явную динамику роста знаний детей о родной стране и городе, о достопримечательностях , о традициях и народах живущих рядом, о животном и растительном мире, что составляет - 77%. Уровень знаний детей о своей малой родине заметно возрос. Дети свободно и подробно начали рассказывать о своей семье, селе, о животных и растениях, о достопримечательностях города, о своих национальных традициях, стали давать развернутые ответы на задаваемые вопросы, у детей явно выровнялся эмоциональный фон отношения к другим нациям.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» (С.Михалков).
Библиографический список
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. № 655.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2010г.
- Бондаренко А.К. Любить труд на родной земле. М., 1987.
- Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. М., 1987.
- Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980.
- Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. М., 1999.
- Ривина Е.К. Герб и флаг России. М., 2002.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.
- Смирнова Е.О., Богуславская З.М. Развивающие игры для детей. – М.: Просвещение, 1991.
- Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Сфера, 2008.
- Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание.) УЦ Перспектива М. 2011.
- Зеленова Н.Г. , Осипова Л.Е. Мы живем в России М. 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_patrioticheskomu_vospitaniyu_cherez_oznakomlenie_s_rodnoy_stranoy.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Система работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной»
Ситникова Екатерина Павловна
МБДОУ «Детский сад №89» г.Верещагино
Пермский край
Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
В рамках федеральных государственных требовании у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социализация» социально-личностного направления развития детей. Старший дошкольник должен, сориентирован на:
- патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.
Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания, охватывают более широкий спектр вопросов, связанных с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка и гражданской позиции (Т.Н. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина), восприятия детьми мира предметов (О.В. Дыбина) и др. Изучив состояние выбранной проблемы в научно-педагогической литературе, пришли к выводу, что основные материалы посвящены теме – патриотическое воспитание дошкольников и мало методической литературы, касающейся воспитания у детей первичных чувств гражданственности.
В свой работе мы попыталась создать эскиз системы гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Для ее реализации предлагается интегрированный подход:
- включение форм работы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
- использование регионального компонента.
- работа спланирована в сотрудничестве с семьей.
-разработан комплекс методических приемов, которые обеспечивают эффективное решение следующих воспитательно-образовательных задач:
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о семье, обществе и государстве
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданско – патриотических чувств и нравственных ценностей
-Формирование у детей активной социальной позиции, воспитания гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой, творческой личности.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строили свою работу, учитывая следующие принципы:
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности. Реализовывался в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, общественностью, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. (Организация педагогического процесса на основе тематического планирования).
Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.
Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья. глаза на дорогое и родное»
Система работы по патриотическому воспитанию детей включает в себя 5 блоков:
1 блок. Я и моя семья
2 блок. Детский сад
3 блок. Родной город и родная природа
4 блок. Родная страна
5 блок. Культура страны
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.
Свою работу мы проводим последовательно: от более близкого, знакомого (семья, микрорайон), к более сложному(регион, страна) по единому плану, включающему единство прошлого, настоящего и будущего как отдельно взятой семьи, так и родины в целом.
Развитие детей по нравственно-патриотическому воспитанию проходило в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, т.к. воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Основными формами нравственно-патриотического воспитания детей являются
- Организация экскурсий и целевых прогулок
- Продуктивная деятельность (Оформление тематических выставок, изготовление подарков и сувениров для взрослых и сверстников)
- Проектная деятельность
- Моделирование и решение проблемных ситуаций
- Придумывание сказок, историй и их театрализация
- Трудовая деятельность
- Досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы, КВН)
- Познавательно-исследовательская деятельность
- Чтение художественной литературы
- Сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым
- Игровая деятельность
- музейная педагогика и коллекционирование
Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях русского народа. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллектив.
Основываясь на данные диагностики можно сказать, что до начала работы по данному направлению дети имели поверхностное, узкое представление о родном городе , почти ничего не знали о традициях народов живущих рядом с нами, о почетных жителях города.
Если в первый год работы, большая часть детей - 57% не смогли правильно ответить на вопросы диагностики, то на данном этапе работы с детьми можно увидеть явную динамику роста знаний детей о родной стране и городе, о достопримечательностях , о традициях и народах живущих рядом, о животном и растительном мире, что составляет - 77%. Уровень знаний детей о своей малой родине заметно возрос. Дети свободно и подробно начали рассказывать о своей семье, селе, о животных и растениях, о достопримечательностях города, о своих национальных традициях, стали давать развернутые ответы на задаваемые вопросы, у детей явно выровнялся эмоциональный фон отношения к другим нациям.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» (С.Михалков).
Библиографический список
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. № 655.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2010г.
- Бондаренко А.К. Любить труд на родной земле. М., 1987.
- Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. М., 1987.
- Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980.
- Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. М., 1999.
- Ривина Е.К. Герб и флаг России. М., 2002.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.
- Смирнова Е.О., Богуславская З.М. Развивающие игры для детей. – М.: Просвещение, 1991.
- Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Сфера, 2008.
- Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание.) УЦ Перспектива М. 2011.
- Зеленова Н.Г. , Осипова Л.Е. Мы живем в России М. 2011.