Воспитательное значение музыкально-ритмических занятий в детском саду
Основная форма образовательной работы с детьми — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности (пения, ритмики, слушания музыки, игры на детских инструментах, ознакомления с элементами музыкальной грамоты) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Объединяют детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества.
Занятия оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях. Праздники, развлечения пройдут успешнее, интереснее, если выученные на занятиях песни, пляски, хороводы дети исполнят выразительно и непринужденно. Для этого на занятиях мы стараемся создать условия, приближенные к тем, что будут на празднике. Дети, выступающие на утреннике, остро нуждаются а покупке такой уникальной обуви, как чешки. Их конструкция, изготовленная по классическому дизайну, позволяет защищать ногу ребенка и при этом не затрудняет движения стопы (нога свободно двигается и при занятиях танцами малыш не будет чувствовать дискомфорт). Чешки легко одеваются и фиксируются на ноге благодаря широкой эластичной резинке, располагаемой впереди обуви. Легкие и практически неощутимые на ноге чешки не сковывают движения стопы, позволяя выполнять танцевальные упражнения любой сложности.
Содержание занятий включает обучение пению, слушанию музыки, ритмике, элементам музыкальной грамоты, игре на детских инструментах.
Музыкальные занятия проводятся одновременно со всей группой. Их структура, содержание зависят от учебных заданий и возраста детей. Начиная со второй группы раннего возраста (и во всех последующих группах) музыкальные занятия проводятся сначала по 10 — 13 минут два раза в неделю, а затем продолжительность занятий с каждым годом увеличивается, достигая к подготовительной группе 30-ти минут.На музыкальных, как и на других занятиях осуществляется общевоспитательная работа, развиваются специальные способности, формируется творческое, инициативное отношение к учебному материалу. Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе.
Отличительным является то, что ребят обучают сразу нескольким видам музыкальной деятельности (пению, движению и т. д) чего нет, скажем, на занятиях по рисованию, лепке, математике и др.
Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема, когда звучат произведения, -различные по тематике, настроению.
Другая трудность — последовательность разучивания учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения, повторение, закрепление, исполнение выученного. На одном занятии этапы разучивания того или иного произведения могут не совпадать. Например, из трех песен, над которыми ведется работа, одна усвоена хорошо и выразительно исполняется, другая прослушивается впервые, третья только разучивается.
Аналогичен процесс обучения ритмике — в новой пляске дети постепенно усваивают отдельные ее элементы, а знакомую музыкальную игру повторяют.
Требования к построению занятия
Составляя музыкальное занятие, учитываются:
- умственная, физическая, эмоциональная нагрузку детей;
последовательное распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара.
- преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивании музыкального репертуара;
- вариативность и соответствие возрастным возможностям детей.
Источник: Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.