взаимодействие педагога с родителями

Соболь Анастасия Николаевна

^ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА

С РОДИТЕЛЯМИ


Педагогический мониторинг

Продолжая изучение особенностей семейного воспитания, пе­дагог знакомится с традициями семейного воспитания, обращает внимание на благополучие детско-родительских отношений в раз­ных семьях, проблемы конкретных родителей в воспитании детей, изучает удовлетворенность родителей совместной деятельностью с педагогом.

Решая эти задачи, воспитатель проводит анкетирование родителей «Семейное воспитание», «Мы и наш ребенок», беседу с родителями «Традиции нашей семьи».

Понять особенности внутрисемейных отношений и роль ребенка в семье педагогу помогут беседа с ребенком «Ты и твоя семья» (автор А. И. Захаров) и диагностическая игра «Почта».

Для изучения удовлетворенности родителей в совместной деятель­ности воспитатель проводит анкетирование родителей «Вместе с дет­ским садом», диагностическую беседу «Какой я родитель».

В процессе построения взаимодействия с семьями дошкольников полученные данные могут дополняться и углубляться в зависимости от выбранных направлений сотрудничества педагога с родителями (пе­дагогического образования родителей) и конкретных проблем, выяв­ленных в ходе диагностики.


^ Педагогическая поддержка

В средней группе воспитатель не только стремится установить тесные взаимоотношения с каждым родителем, но и способствует сплочению родительского коллектива группы — возникновению у них желания общаться, делиться проблемами, вместе с детьми про­водить свободное время. Для того чтобы педагогу лучше узнать осо­бенности семей своих воспитанников, сплотить родительский кол­лектив, сблизить родителей со своими детьми, можно предложить родителям вместе с детьми составить рассказы на темы: «А у нас в семье так», «Мы умеем отдыхать», «Познакомьтесь, это я, это вся моя семья».

Сплочению родителей, педагогов и детей будет способствовать со­вместное оформление групповых газет, фотоальбомов: «Что же такое семья?», «Выходной, выходной мы проводим всей семьей». Фотоальбом «По секрету всему свету» позволит узнать о жизни каждой семьи: о любимых занятиях, увлечениях, о совместных делах взрослых и детей, семейных праздниках, походах. Каждая семья оформляет свою страницу альбома, посвященную традициям, интересам детей и взрослых.

В ходе взаимодействия с родителями педагог подчеркивает, что эф­фективное интеллектуальное развитие детей невозможно без участия семьи, близких. Педагог знакомит родителей с приемами активизации детской любознательности, обогащения представлений об окружающем мире, развития речевых способностей. С этой целью он предлагает ро­дителям игры, проблемные ситуации для детей, элементарные опыты, которые не требуют много времени и специального оборудования: «На кого похожи облачка? (камешки, листья)», «Найди вокруг как можно больше красных (округлых, деревянных) предметов», «Отгадай, какие слова я пропустила в рассказе, и составь сам „неполный" рассказ», «Как, посмотрев в окно, узнать, холодно ли на улице?»

Поскольку представления детей о социальном окружении склады­ваются на основе конкретных детских впечатлений о своей улице, районе, родном городе, педагогу важно заинтересовать родителей зна­комством ребенка с родным городом. Для этого может быть проведена викторина «Знаем ли мы свой город?».

В газетах, тематических информационных бюллетенях для родите­лей воспитателю необходимо представить информацию о том, что рассказать дошкольнику о своем районе и городе, как лучше позна­комить его с достопримечательностями, какие «заветные» уголки род­ного города можно посетить с детьми разного возраста, как помочь ребенку выразить свои впечатления об увиденном.


^ Педагогическое образование родителей

Благодаря усилиям педагога у родителей появляются четко офор­мившиеся образовательные запросы (что я хочу для развития своего ребенка и себя как родителя). Для удовлетворения образовательных запросов педагог использует разные формы: семинары, творческие мастерские, психолого-педагогические тренинги; уместно создание клубов для родителей: «Традиции семьи», «Вундеркинд», «Узнаем наш город».

Так, при создании клуба «Традиции семьи» педагогу важно вызвать у родителей интерес к проблеме семейных традиций, желание приоб­щать к ним своих детей. Для решения этой задачи он организует устный журнал для родителей «Традиции семьи: вчера, сегодня, за­втра», в ходе которого обсуждаются традиции, которые возможно воз­родить в современных семьях, и среди них семейные игры (анаграм­мы, арифмограммы, лото), семейные вечера для маленьких с участием всех членов семьи, совместное чтение по вечерам любимых сказок и рассказов, сотворчество детей и родителей. Этот разговор с родителя­ми поможет поддержать интерес родителей к семейному чтению ху­дожественной литературы.

Для родителей, желающих возродить семейные традиции, в клубе организуются тематические встречи «Создание семейного музея», «До­машний театр — с чего начать?», «Проведение семейных праздников». Итоговой может стать встреча за «круглым столом» «А у нас в семье так», на которой родители обсуждают, какие семейные традиции до­ступны пониманию дошкольников, как лучше приобщать к ним детей, делятся воспоминаниями о том, какие семейные традиции и ритуалы больше всего запомнились им из собственного детства.

Исходя из пожеланий родителей, при поддержке медицинской и психологической службы воспитатель реализует с родителями ком­плексные программы психолого-педагогического образования: «Учим­ся общаться с ребенком», «Вместе с папой», «Знаю ли я своего ребен­ка», «Растем здоровыми». Задача таких программ — расширение зна­ний родителей о различных подходах в воспитании, развитие умений видеть и понимать своего ребенка, совершенствование умений роди­телей развивать своих детей в различных видах деятельности.

Воспитатель обращает внимание и на особые педагогические по­требности родителей, помогает им решить проблемы воспитания. Для этого он организует родительские встречи на темы - «Наш маленький капризуля», «Растем без папы», «Легко ли быть послушным?».

^ Совместная деятельность педагогов и родителей

В средней группе педагог стремится сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива. Способствуя развитию дове­рительных отношений между родителями и детьми, воспитатель орга­низует совместные праздники и досуги: праздник осени, праздник

Нового года, праздники для мам (8 Марта) и пап (День защитника Отечества). Важно, чтобы на этих встречах родители присутствовали не просто как зрители, а совместно с детьми выступали с концертны­ми номерами, включались в детские театрализации, читали стихи, уча­ствовали в конкурсах. Особое место среди праздников занимают дет­ские дни рождения, которые каждая семья может провести по-своему, в соответствии с идеями и желаниями родителей и именинника.

Со временем проведение совместных с родителями праздников, вечерних посиделок, семейных гостиных, семейных конкурсов «Па­па, мама и я — умелая семья» становятся традициями группы дет­ского сада.

Особую роль играет взаимодействие воспитателя с родителями в решении задач социально-личностного развития ребенка. Именно в семье ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, учит­ся понимать чувства, настроения других людей, проявлять сочувствие, внимание, заботу о своих близких. Поэтому успешно решить задачи по воспитанию у дошкольников гордости за свою семью, развитию представлений о своеобразии семей, воспитанию культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.

Для осознания ребенком своей роли в семье, понимания связей с близкими людьми воспитатель проводит разнообразные игровые встречи.

✓ «Посмотрите — это я, это вся моя семья»: вместе с гостями — разными членами семей дети рассматривают фотографии, семей­ные альбомы, детские рисунки о семье, поют песни, танцуют.
 


  • «Очень бабушку свою, маму мамину люблю»: в гости к детям при­ходят бабушки, играют с ними, рассказывают детям сказки, исто­рии о своем детстве.

  • «Папа может все что угодно!»: воспитатель приглашает в группу пап, которые рассказывают детям о своей работе, в совместных играх и упражнениях демонстрируют силу, ловкость, ремонтируют игрушки в группе.


Наблюдая за взаимодействием родителей и детей, воспитатель по­могает родителям стать участниками детских игр, занять партнерскую позицию, поддержать творческие проявления ребенка в игре.

Приглашая родителей в группу, воспитатель обращает их внимание на необходимость развития у детей умения замечать чувства других, проявлять внимание, помощь. Для этого он делает их участниками ситуаций: «Мама Оли расстроена, она забыла дома подарки для детей», «У Светиной бабушки сегодня день рождения», «Сережин папа сегодня очень устал на работе», предлагая дошкольникам проявить вни­мание и всем вместе позаботиться о старших.

Исходя из образовательных задач, особенностей детей группы и потребностей родителей, воспитатель вовлекает родителей в организа­цию различных совместных с детьми форм деятельности: «Мы вместе трудимся на участке» («Убираем снег и украшаем участок к новогод­ним праздникам»), «Идем на прогулку в парк», «Украшаем группу к празднику весны», «Все вместе едем в зоопарк».

Важно, чтобы во время совместных образовательных ситуаций и после них педагог поддерживал активность родителей, подчеркивал, что ему и детям без участия родителей не обойтись, обращал их вни­мание на то, как многому научились дети в совместной деятельности с родителями, как они гордятся своими близкими.

Таким образом, к концу периода среднего дошкольного детства педагог вовлекает родителей в педагогический процесс как активных участников, создает в группе коллектив единомышленников, ориен­тированных на совместную деятельность по развитию детей группы.