Профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности

Голоулина Ольга Евгеньевна

 

Профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности

Психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Многие исследования доказывают, что для значительного числа педагогов характерны эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, напряженность. По мнению Е. С. Асмаковец, отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.

Одним из показателей профессиональной дезадаптации педагога является так называемый «эффект эмоционального сгорания» (термин появился в середине 70-х годов 20 века в результате исследований Х. Дж. Фрейденберга).

По определению Н.Е. Водопьяновой, это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов.

Е. Махер (1983г.) разработал симптомокомплекс качеств, характеризующих состояние и поведение человека, подверженного синдрому «эмоционального выгорания»:

1. Усталость, утомление, истощение, бессонница.

2. Негативное отношение к собеседнику.

3. Негативное отношение к работе.

4. Скудность репертуара рабочих действий.

5. Злоупотребление табаком, кофе, алкоголем.

6. Отсутствие аппетита или переедание.

7. Негативная «Я-концепция».

8. Агрессивные чувства.

9. Тревожность, раздражительность.

10. Упаднические настроения и связанные с этим эмоции: цинизм, пессимизм, апатия, депрессия.

11. Переживание чувства вины.

Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении, проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Синдром «выгорания» – весьма серьезное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов.

Этапы деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагогов детского сада:

1. Диагностический.

2. Коррекционно-профилактический.

3. Консультационный.

Методы психологической диагностики личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов

При организации психологической диагностики личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов можно использовать следующие методы:

– наблюдение за деятельностью воспитателя;

– беседа;

– тестирование;

– анкетирование;

– социометрия.

Рассмотрим конкретные методики.

1. Диагностика «эмоционального выгорания» у педагогов дошкольных учреждений (Автор В. В. Бойко, адаптация Е.Е. Алексеевой).

2. Анкета НПУ «Прогноз» (изучение нервно-психической устойчивости педагогов).

3. Тест на определение уровня стрессоустойчивости.

4. Тест «Нужно ли вам бороться со стрессом?»

5. Методика по определению способа решения жизненных проблем.

6. Опросник Плутчика – Келлермана – Конте (доминирующее поведение в жизненных ситуациях).

7. Тест САН (самочувствие, активность, настроение).

8. Шкала депрессии.

9. Диагностика личностной тревожности (методика Дж. Тейлора).

10. Диагностика нейротизма (шкала нейротизма из опросника Г. Айзенка).

11. Опросник Баса-Дарки (диагностика агрессивности).

На первом этапе было проведено исследование с использованием диагностики профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н. Водопьяновой).

В нашем ДОУ работает 32 педагога, из них высшее образование имеют 11 человек (34%), средне-специальное – 21 человек (66%). Квалификационную категорию имеют 28 педагогов, что составляет 88% от общего числа педагогических работников. Высшая категория – 2 педагога (6%), I категория – 17 педагогов (53%), II категория – 9 человек (28%), без категории – 4 педагога (13%).

Было выявлено, что факторами, влияющими на эмоциональное выгорание, являются:

1. Стаж педагогической деятельности. Чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. У молодых специалистов, как и у специалистов с 10-летним стажем, проявление эмоционального выгорания является невысоким (7-10%). Однако в период от 15 до 20 лет проблема эмоционального выгорания проявляется более до 21%.

2. Частота проявления эмоционального выгорания в течение года:

– 56% педагогов испытывают данное состояние 1-2 раза в год;

– 34% – 4 и более раз в год;

– 10% – не испытывают вообще.

Наиболее остро состояние эмоционального выгорания педагоги начинают чувствовать в начале своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того, как они были временно выключены из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмоционального выгорания – адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.

3. Также на состояние педагогов влияют ситуации эмоционально неадекватного общения с администрацией и родителями (ситуацию общения с родителями особенно часто выделяют педагоги детского сада в последние годы) – 37%.

Наибольший процент педагогов (68%) выделяют следующие ситуации эмоционального выгорания: проведение открытых занятий; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года.

Таким образом, причинами возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности являются:

1. Высокая эмоциональная включенность в работу.

2. Временные рамки деятельности (занятие, окончание года).

3. Ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда.

4. Организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, моральное и материальное стимулирование.

5. Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния.

6. Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.

Таким образом, в педагогической деятельности целесообразно выделить три основных фактора, влияющих на возникновение эмоционального выгорания: личностный, коммуникативный и организационный.

Педагоги отмечают, что эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование.

Помимо специальных упражнений и занятий, представляется важным научить педагогов разделять профессиональную деятельность и частную жизнь. Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь. Симптомы эмоционального выгорания могут быть облегчены, когда люди участвуют в мероприятиях, полностью несвязанных с работой, которые позволяют им расслабиться, перестать думать о работе прежде, чем они добираются домой. Иногда это могут быть физические упражнения или уединение на некоторое время в парке, чтобы поразмышлять, или просто горячая ванна.

Существует еще несколько рекомендаций для профилактики и устранения «эмоционального выгорания».

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей – успех, который повышает уверенность в себе. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.

2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность «эмоционального выгорания» значительно снижается, или этот процесс становится менее выражен. Полезно общаться не только на работе или дома, но и создавать «Клубы по интересам».

3. Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь).

4. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.

5. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты.

6. Использование личностно-ориентированных методик и арт-терапевтических техник с целью уменьшения профессионального стресса, профилактики и лечения синдрома эмоционального выгорания. Эти методики должны быть направлены на познание своих личностных особенностей и развитие необходимых качеств и навыков. Арт-терапевтические техники в данном случае будут способствовать повышению психологической компетентности педагогов, снятию напряжения, развитию умений направлять свои негативные эмоции на неодушевленные предметы. В занятие можно включать приемы сказкотерапии, рисования, песочной терапии, музыкотерапии и других видов творчества.

Цель: создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

Задачи:

– формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;

– формировать навыки эффективного взаимодействия с коллегами и учащимися;

– создавать условия для развития самосознания и самосовершенствования педагогов;

– профилактика эмоционального выгорания.

Этапы реализации программы

Первый этап: Обучающий.

Цель: Формирование мотивации для продолжения совместной деятельности, развитие практических навыков саморегуляции своего состояния.

Задачи:

– создание психолого-педагогических условий для внедрения здоровьесберегающей технологии;

– теоретическая и практическая подготовка педагогов в рамках здоровьесберегающей технологии.

Второй этап: Диагностический.

Цель: диагностика и разработка системы коррекционно-профилактических мероприятий.

Задачи:

– подбор диагностического инструментария;

– диагностика психологического, физиологического состояния педагогов;

– анализ полученных данных, выявление проблем;

– разработка системы коррекционно-профилактических мероприятий.

  

Третий этап: Коррекционно-профилактический.

Цель: Формирование психологической культуры по отношению к своему здоровью, осознание важности своего психоэмоционального состояния для эффективности педагогической деятельности.

Задачи:

– формирование навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний;

– коррекция личностных и межличностных проблем;

– диагностика психологического состояния педагогов для оценки эффективности коррекционной программы;

– анализ и обобщение полученных диагностических материалов;

– создание методических пособий и рекомендаций для педагогов по эмоциональному выгоранию.

  

Стратегия достижения поставленных целей и задач

Подготовительный этап

Вид деятельности

Срок

Ответственный

Ресурсы

Планирование работы.

Сентябрь

Полякова Н.Е.

 

Расходные материалы (канцтовары),

компьютер

Проведение диагностических мероприятий педагогов ДОУ.

Сентябрь

Педагог-психолог

Расходные материалы (канцтовары)

Изучение методической литературы, посещение курсов, семинаров и т.д.

Сентябрь – май

Педагог-психолог медики, физрук

Библиотека, интернет, методическая литература

Создание творческой группы

Сентябрь

Педагог-психолог, медик, музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре

  

Основной этап

Вид деятельности

Место проведения

Срок

Ответственный

Изучение методических материалов, планирование работы, разработка проектов.

ДОУ

Сентябрь

 

Творческая группа

 

Анкетирование и тестирование педагогов и специалистов.

ДОУ

Сентябрь

Педагог-психолог

Организация семинаров, консультаций и тренингов по темам: «Влияние психоэмоционального состояния учителя на педагогическую деятельность и результаты его труда», «Понятие и критерии психического здоровья», «Основные причины и факторы педагогического труда, ведущие к возникновению состояния эмоционального выгорания».

ДОУ

В течение года

Старший воспитатель, педагог-психолог, творческая группа

Организация тренинга «Овладение умениями и навыками саморегуляции» (релаксация, физические упражнения, аутотренинговые упражнения).

ДОУ

Систематически в течение года

Педагог-психолог, инструктор физкультуры, музыкальный руководитель

Разработка и проведение тренинга личностного роста для педагогов «Механизмы психологической защиты».

ДОУ

Ноябрь

Педагог-психолог

Консультации (индивидуальные и групповые) с использованием арт-терапевтических методик: сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия.

ДОУ

Систематически

Педагог-психолог, музыкальный руководитель

Проведение «Дня здоровья» – выезды на природу, на дачу, поход в сауну, в бассейн, на каток, на лыжах.

Проведение «Бодрящей гимнастики».

ДОУ

Систематически

2 раза в неделю, с 14.00 – 15.00

Воспитатель по физкультуре

Создание клуба по интересам. Секции: «Волшебная петелька» – вязание и вышивание, «С песней по жизни», «Аленький Цветочек» – флористика, «Движение – это жизнь».

ДОУ

В течение года

Старший воспитатель, творческая группа

Творческий отчёт «Мои интересы»

ДОУ

Май

Педагоги

Кислородный коктейль.

Ежегодная диспансеризация сотрудников.

Ежегодная вакцино-профилактика гриппа, клещевого энцефалита и гепатита «В».

ДОУ

 

Посезонно, весна – осень

Медики 

Заключительный этап

Вид деятельности

Место проведения

Срок

Ответственный

Проведение диагностических мероприятий педагогов ДОУ и родителей.

ДОУ

Май

Педагог-психолог

Создание учебно-методического пособия, стендового материала «проблема эмоционального выгорания педагога», «Учись быть здоровым».

 

ДОУ

Май

 

Педагог-психолог, творческая группа

Круглый стол «Арт-терапевтические техники и проблема эмоционального выгорания педагога»

ДОУ

Май

Старший воспитатель, творческая группа

Создание фильма «Мир, в котором мы живем»

ДОУ

Май

Творческая группа

Организация совместного концерта с родителями

ДОУ

Май

Творческая группа, педагоги 

Ожидаемые результаты. В ходе реализации проекта деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагога в дошкольном образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

– улучшится психологический климат в коллективе;

– снизится ситуативная и личностная тревожность педагогов;

– сформируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;

– повысится самооценка и уверенность в себе.

 

 

Комментарии

Валентина Алексеевна Латышева

Спасибо за Ваш труд. Золотой декор