Статья: "Подготовка леворукого ребенка к школе".
На вопрос о том, когда начинать обучение ребенка, единственно верный ответ — “с момента рождения”. Возникают и другие вопросы: чему и как учить ребенка?
Хотелось бы напомнить тезис известного русского психолога Л.С. Выготского: “Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться”. Мы должны уметь определять “низкий порог обучения”, тот уровень функционального и психического развития, без которого обучение невозможно, так как “обучать ребенка тому, чему он не способен обучаться, так же бессмысленно, как обучать его тому, что он умеет самостоятельно делать”.
Еще раз напомним: все дети — разные, каждый имеет свои индивидуальные особенности развития, а значит, подготовку к школе нужно вести с учетом этих особенностей.
Почему мы считаем необходимым обратить особое внимание на подготовку к школе леворукого ребенка? Для этого есть несколько причин, и связаны они с различным отношением родителей к леворуким детям. Покажем это на двух примерах.
Ваня — веселый, подвижный, контактный ребенок. Он леворукий и, судя по всему, гордится этим. Ему еще нет шести лет, но он считает себя “гимназистом”, так как четыре раза в неделю занимается в подготовительном классе “очень-очень хорошей гимназии; те, кто хорошо учится в такой гимназии, обязательно будут великими людьми”. Уточняем: “Каких людей называют великими?” Ваня уверенно отвечает: “Генералов, президента, начальника банка, ну, еще... музыкантов, которых все знают”. Ване очень хочется стать “великим”, к этому же, по-видимому, стремятся родители Вани. На занятиях, по словам мамы, “крутится, отвлекается, поэтому приходится дополнительно заниматься с учительницей два раза в неделю”. Ваня занимается дома с учительницей английским языком, но успехов тоже нет, так как у мальчика есть нарушения речевого развития. Он неправильно произносит несколько звуков, плохо дифференцирует ряд звуков на слух, даже переставляет буквы в некоторых словах (например, говорит вместо “поворот” — “поровот”, вместо “кипяток” — “пикяток” и т.п.). Но мама считает это “оригинальностью”.
Два раза в неделю Ваня ходит в бассейн, два раза — на занятия по тэквандо и один раз занимается с художником.
Мама не сомневается, что все делает правильно, и основная ее тревога — “Не могу заставить его как следует заниматься. Он не отказывается, садится с желанием, но очень быстро отвлекается. Он очень способный ребенок, ему все интересно, он оригинально рисует, но из-за того, что не хочет собраться, у него много проблем. Он творческий ребенок, как все левши”.
Этот монолог мамы многое объясняет. Левша — значит творческий, и все особенности ребенка можно оправдать именно этим.
Между тем у Вани много проблем, которые требуют специальной работы и коррекции: при нарушениях речевого развития необходима специальная работа с логопедом. У Вани не сформирована организация деятельности (это подтвердило электроэнцефалографическое исследование), и его нельзя “заставить” работать так, как этого хотят родители. Кроме того, ребенок явно перегружен, а занятия тэквандо с кувырками и бросками врач (если бы с ним посоветовались) вряд ли мог рекомендовать (у ребенка есть нарушения координации движений и явные нарушения вестибулярного аппарата).
Очевидно, что работа по подготовке такого ребенка к школе должна строиться с учетом его особенностей. Режим работы должен быть щадящим. Заниматься такой ребенок может по 10-15 минут, затем перерыв и еще 10-15 минут. Каждое занятие должно быть тщательно спланировано. Необходима специальная работа с логопедом. Не рекомендуется пока начинать занятия иностранным языком. Не стоит настраивать ребенка только на успехи в школе, так как проблем, по-видимому, избежать не удастся, и они могут стать большим разочарованием для ребенка. Неудачи могут сломать его, вызвать отрицательное отношение к учебе. Все это не только нарушит процесс адаптации ребенка в школе, но и приведет к срыву — школьному неврозу.
Боря, в отличие от Вани, очень серьезен, скован, немногословен. Ему скоро семь, он два года ходит в логопедический детский сад. В истории развития Бори — тяжелая беременность мамы и родовая травма. Рассказывает мама: “Вес ребенка при рождении был ниже нормы, Боря рос слабым, беспокойным. Фразовая речь появилась только к трем годам. Он хорошо произносит все звуки, но плохо рассказывает и вообще говорить не любит. Мы занимались с ним, соблюдали все рекомендации невропатолога (Боря с рождения на учете у невропатолога), с четырех лет занимался с логопедом, а сейчас ходит в логопедический детский сад. Самая главная наша проблема — Боря упорно, несмотря на все наши старания, рисует левой рукой. Я научила его есть правой рукой, и многое он умеет делать правой, но рисует и пишет только левой. Когда я его заставляю, он может писать и правой, получается хуже, но ведь это потому, что он не старается и не тренируется. В детском саду не обращают на это внимания, и поэтому я дополнительно занимаюсь с ним по вечерам и в выходные дни”.
Боря знает о негативном отношении мамы к леворукости: “Маме не нравится, когда я рисую и пишу другой рукой (ребенок даже не называет руку левой). Мама говорит, что я буду плохо учиться и дети будут смеяться, но мне так трудно писать. Анна Петровна (воспитательница) не ругает меня, я все делаю левой рукой — и рисую, и конструктор собираю, и еще у нас есть занятия для пальчиков, мы так играем двумя руками”.
В этом случае ребенку было бы спокойнее и лучше, если бы мама не занималась с ним дополнительно. В детском саду, по-видимому, правильно реагируют на леворукость ребенка, занимаются развитием речи, моторики.
Негативное отношение мамы к леворукости и попытки переучить ребенка могут привести к тяжелым последствиям (об отрицательных последствиях переучивания мы расскажем в следующем разделе).
Почти все мамы и папы работают, свободного времени нет совсем.
Как же быть? Нужны ли дополнительные занятия и специально отведенное время?
Иногда дополнительные занятия действительно необходимы, но основной процесс обучения должен происходить ежечасно, повседневно, нужно только не отмахиваться от детских “почему?”, “отчего?”, “зачем?”, не лениться разъяснить, показать, обратить внимание малыша.
Занятия должны быть короткими — по 10-15 минут, поскольку способность ребенка удерживать внимание ограниченна, и регулярными (например, через день), так как только регулярные занятия обеспечивают непрерывность обучения
Их следует начинать и заканчивать заданиями, которые ребенок точно выполнит.
Не спешите переходить к следующему заданию, если предыдущее не сделано.
Знания детей не должны ограничиваться только тем, что их окружает. Представление об экзотических растениях, животных и о многом другом можно дать, показывая картинки в книгах. Это научит ребенка анализировать, выделять сходства и различия, даст основные навыки классификации предметов и явлений.
Если процесс классификации затруднен, нужно уделить этому особое внимание. Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды, домашние, дикие животные и т п ) и поиграть “кто быстрее выберет фрукты” или “кто найдет больше диких зверей”. Впрочем, варианты игры могут быть различными, пофантазируйте — обязательно найдете то, что интереснее вашему ребенку.
Ребенок стремится понять, как устроены окружающие его предметы, поэтому не ругайте его, если в порыве любознательности он разберет до винтика часы; не запрещайте дочери раскатать тесто, слепить пирожок или помочь вам во время стирки. Знакомство со строением, свойствами новых предметов — это та экспериментальная деятельность, без которой невозможно познать мир.
Вы вернулись с прогулки из леса. Попросите ребенка нарисовать то, что он видел, вылепить из пластилина грибы: лисичку и сыроежку, подберезовик, опенок, мухомор. Спросите, что между ними общего, в чем отличие, какие грибы съедобные, какие нет. Расскажите, как заготавливают грибы на зиму (сушат, маринуют); как делают запасы животные, например белка. Это только пример. Но важен принцип. Так вы сможете развить в ребенке наблюдательность и творческое воображение.
Дошкольник способен не только обобщать, классифицировать, делать выводы, но и понимать такие сложные категории, как пространство и время.
Ребенок очень любопытен, и ему интересно не только то, что происходит вокруг, но и причины происходящего. Родители не всегда знают, как ответить на тот или иной вопрос. Лучше честно сказать, что вы не очень хорошо знаете, как ответить, но обязательно узнаете и потом расскажете. Кстати, вы можете искать ответ на неясные вопросы вместе: в энциклопедиях, книгах.
Кроме системы знаний об окружающем мире, природе, обществе у ребенка перед школой должен быть определенный запас так называемых специальных представлений, которые помогут ему усвоить школьный материал. Например, дети должны уметь различать пространственное расположение предметов (верх, низ, над, под, справа, слева, сбоку и т. п.), должны знать и уметь отличать основные геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, треугольник). Они должны уметь различать величину предметов, знать понятия: больше, меньше, часть, целое.
Особенно сложными могут оказаться зрительно-пространственные представления и зрительно-моторные координации именно для леворуких детей. Поэтому в рабочей тетради мы даем серию заданий для тренировки мото-рики, зрительно-пространственного восприятия. Можно учить этому ненавязчиво, в обыденной жизни. Понятия достаточно быстро усваиваются при игре с мячом: мяч над головой (сверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево (вперед, назад). Задача посложнее: “Играем вдвоем — ты бросаешь мяч правой рукой ко мне к правой руке (левой руке)”. Ребенок может все это выполнить, при этом важно зафиксировать его внимание на пространственных категориях. Не нервничайте, если ребенок путает понятия (для левши это характерно), терпеливо объясняйте, повторяйте игру. Если вы видите, что успеха нет, нужно позаниматься дополнительно.
Еще сложнее бывает сформировать представления о пространственном расположении фигур (деталей) на плоскости. Для этой цели можно использовать пуговицы разного цвета и размера, геометрические фигуры или карточки, детали конструктора “Лего”, кубики.
Пространственное восприятие и зрительная память — необходимые компоненты подготовки к письму и чтению. Задания на развитие этих функций есть в тетради для занятий с детьми.
Чтобы правильно планировать занятия и распределять нагрузку, вы должны знать особенности детского восприятия:
В 5-6 лет дети умеют планировать свою деятельность, могут сосредоточенно, не отвлекаясь, работать 10-15 минут.
Способны одновременно выделять, сравнивать, классифицировать, могут проводить попарное сличение.
Детям доступны точные и координированные движения, они могут шнуровать ботинки, завязывать шнурки на бантик, застегивать мелкие пуговицы.
Они хорошо рисуют, правильно и точно (соблюдая размеры, пропорции, соотношение штрихов) копируют геометрические фигуры и их сочетания, хорошо различают наклонные, вертикальные и горизонтальные линии.
Словарный запас в этом возрасте — приблизительно 2000 слов.
Родителям непослушных детей нужно проявить терпение и упорство (но без жесткости, недоброжелательности, оскорблений), чтобы занятия были успешными. В то же время не стоит требовать исполнения того, что вызывает активный протест, слезы, напряженность. Волнение, страх, досада, которые ребенок испытывает во время занятий, могут надолго отбить желание вообще чем-либо заниматься вместе со взрослыми.
И еще — старайтесь избегать наказания в процессе обучения. Любое наказание не помогает обучению, а создает новые проблемы.
(информация взята из интернета)