ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Символы Республики Казахстан. Для детей старшего дошкольного возраста
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Символы Республики Казахстан.
Для детей старшего дошкольного возраста
Цель :
Дать понятие о суверенном государстве Казахстан. Объяснить значение символики на гербе, флаге. Учить отличать символику Республики Казахстан от символики других государств. Воспитывать нравственно-патриотические чувства у детей. Учить дорожить дружбой народов и гордиться своей Родиной.
Формировать первые представления о географии (города, моря, реки) республики.
Наглядность: глобус, карта Республики Казахстан, флаг РК, изображение герба РК, , иллюстрации, ТСО.
Методические приёмы: объяснение, беседа, дидактические игры, выполнение практических заданий.
Обогащение словаря: герб, флаг, символика, планета, государство, целина.
Предварительная работа с детьми до проведения занятия:
беседы о жизни казахов, рассматривание иллюстраций «Киіз үй», экскурсии в Музей, слушание казахских народных сказок «Ертостик» , составление узоров по мотивам казахских орнаментов. Заучивание пословиц о Родине, стихотворений о флаге. Рисование, лепка, аппликация деталей символики Республики Казахстан. Составление рассказов об увиденном на экскурсиях.
Ход занятий:
Показать детям глобус и задать вопросы:
- Ребята, как называется планета, на которой мы живем?
- Наша планета называется Земля.
- На что похожа наша планета?
- На шар.
- Какой цвет преобладает на глобусе?
- Синим цветом обозначены моря и океаны.
- Правильно, дети, синего цвета больше.
- А как вы думаете, что обозначено на глобусе желтым цветом?
- Желтым цветом обозначены страны и государства.
- Какие страны на планете Земля вы знаете?
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Мы живем в Казахстане. Посмотрите на карту, видите, какая большая наша страна. Кто хочет показать на карте наш Казахстан? (дети показывают территорию Казахстана).
- Посмотрите, как много разных стран на планете Земля, поэтому каждая страна имеет свою символику.
- Назовите государственные символы Республики Казахстан?
- Кто из вас хорошо запомнил, повторите символы Казахстана?
- Ребята, а что такое герб?
- Посмотрите внимательно на герб Казахстана, скажите, какие предметы вам знакомы?
- Как вы думаете, почему шанырак изображен на гербе?
- Шанырак символизирует купол юрты. А юрта- древний национальный очаг казахского народа.
- Подумайте, почему казахи жили в юртах? Чем они удобны?
- Кто может сказать, из каких деталей состоит юрта?
- Из какого материала изготавливают юрту?
- Да, ребята, шанырак юрты – это очаг семьи, а много семей – это уже целый мир.
- Дети, как называются сказочные лошади, изображенные на гербе?
- А в каких произведениях вы слышали о тулпарах?
- Где еще вы видели тулпаров?
- Вспомните, в каких сказках упоминаются тулпары?
- Сказочные тулпары часто встречаются в казахских народных сказках, они помогают человеку достичь своей мечты. Тулпар – быстрый, как ветер, и летит к свободе.
- Дети, какой предмет мы еще не назвали?
- Почему звезда изображена на гербе Казахстана?
- Где еще встречаются звезды?
- Какие небесные звезды вам знакомы?
- У каждого человека есть своя путеводная звезда. Есть она и у нашей страны.
Дети поют песню МЕНІҢ ҚАЗАҚСТАНЫМ»
Имитация казахской национальной игры «КЫЗ КУУ»
- Кроме герба, к государственной символике относится флаг. Флаг по казахский Ту.
- Тудың түсі қандай?
- Ту көгілдір түсті.
- Тудың ортасында не бар?
- Тудың ортасында күн және қалықтаған қыран құс бар.
- Шетінде ұлттық өрнек бар.
- Тудың авторы кім?
- Тудың авторы Шәкен Ниязбеков.
Балалар кім Отан туралы мақал-мәтел біледі?
Отан оттан да ысық.
Отансыз адам – ормансыз бұлбұл.
Отан үшін күрес, Ерге тиген үлес.
- Тамаша! Песня «Мой Казахстан»
- Чем отличаются люди разных национальностей? (Ответы детей).
- Хорошо. А теперь поиграем в игру « найди пару»
/Из кукол мальчиков и девочек, одетых в разные национальные костюмы, составить пары/
- правильно ли составлены пары?
- Каким образом можно в этом убедиться?
- Да, Казахстан – многонациональная страна, мы все любим свою Родину, и хотим сделать ее еще прекрасней и богаче.
- Посмотрите на карту, Казахстан очень большой, и климат в разных местах различный. На севере Казахстана много снега, а на юге – жарко, и снега почти не бывает. Значит, и люди заняты различным трудом.
Воспитатель показывает иллюстрацию: поле пшеницы, город у реки.
- Что это за город?
- Как вы узнали, что это город Астана?
- К слову Астана какое еще слово нужно добавить?
- Чем славится этот край?
- Люди, какой профессии работают на полях?
В 50-е годы люди из разных Республик приехали в нашу бескрайнюю степь, и засеяли пшеницей. Эти поля называются целинными.
-Отгадайте загадку: Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра на столе. (хлеб)
Воспитатель показывает иллюстрацию: море, рыбаки, нефтяные вышки.
- Какое море в Казахстане вы знаете?
- Чем славится Каспийское море?
- Как называют людей, которые ловят рыбу?
- А тех людей, кто добывает нефть?
- Какой город расположен у берега Каспийского моря?
- А кто расскажет стихотворение о рыбаках?
Кто сказал, что рыбаки молчаливы?
Слышишь, песенка плывет над заливом?
Вышли в море рыбаки на рассвете,
Свежей рыбы для страны полны сети.
Воспитатель показывает иллюстрацию космодрома, ракеты.
- Как называется этот край Казахстана?
- Чем славится Байконур?
- Кто назовет фамилии казахстанских космонавтов?
Показ портрет Талгата Мусабаева и Токтара Аубакирова.
Наше путешествие по Казахстану завершилось. Вы узнали, как много людей разных национальностей и различных профессий живут в нашей стране. Благодаря их труду крепнет и процветает наша страна.
Слушание музыки « Сары-арка»
Дети рисуют под музыку.