Воспитание культуры поведения 4-5 летнего ребенка

Касаткина Лариса Николаевна

Возрастные особенности детей 4-5 летнего возраста.  Заметные изменения происходят в сфере общения детей пятого года жизни с окружающими. Для налаживания сотрудничества с ребёнком в специфически детских видах деятельности, взрослый должен умело пользоваться особым настроением и характером речи, всей гаммой экспрессивных средств. Именно при этих условиях он сможет задействовать сильнейший механизм воспитания: упражнение-подражание.Дети должны уметь различать эмоциональные состояния, искать их причину, соответственно себя вести.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozrastnye_osobennostidokument_microsoft_word.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.

Воспитание культуры

поведения 4-5 летнего ребенка

На пятом году жизни особенно ощущается преобладание возбуждения над процессами торможения, которые при малейшем нарушении условий жизни приводят к бурным эмоциональным реакциям со стороны ребёнка. Поэтому воспитательный процесс требует от взрослых терпения, чувствительности, чёткого определения времени, отведённого на деятельность и отдых.

 Заметные изменения происходят в сфере общения детей пятого года жизни с окружающими. Если в отношениях с близкими взрослыми дети этого возраста доверчивы, спокойны и уверенны, заинтересованы в контактах с ними, то в присутствии постороннего взрослого им свойственны стеснительность, неспокойное состояние. Но при этом дети стремятся к контактам и с этими взрослыми. На пятом году жизни возрастает интенсивность общения детей с близкими взрослыми (при эмоционально позитивном отношении взрослых к контакту с детьми). Для налаживания сотрудничества с ребёнком в специфически детских видах деятельности, взрослый должен умело пользоваться особым настроением и характером речи, всей гаммой экспрессивных средств. Именно при этих условиях он сможет задействовать сильнейший механизм воспитания: упражнение-подражание. Доверчивые, эмоционально окрашенные отношения близких взрослых с детьми послужат действенным источником чувствительности и всей гаммы эмпатийных переживаний детей.

 Названные особенности проявляются и в сфере общения ребёнка со сверстниками. На фоне дальнейшего возрастания потребности в сотрудничестве с другими детьми, выразительнее проявляется потребность в доброжелательном внимании со стороны товарищей. Именно в этом возрасте дети осознают своё место в группе сверстников. На этой основе чётко просматривается выборочное отношение ребёнка к партнёрам по общению.

Культурно-гигиенические навыки

Умывание. Продолжайте формировать позитивное отношение ребёнка к гигиеническим процедурам, понимание того, что окружающие одобряют действия, связанные с соблюдением культуры гигиены и аккуратности, осуждают проявления неряшливости. Умываться дети уже должны самостоятельно, соблюдая следующую последовательность: закатывать рукава, открывать кран, смачивать руки водой, намыливать руки, хорошо смывать мыло, отжимать воду ладонями, не разбрызгивая её, закрывать кран, досуха вытирать руки полотенцем. Следует приучать ребёнка по указанию

                                                               2.

взрослого и самостоятельно замечать свои грязные руки, лицо, мыть их. Дети должны уметь пользоваться зубной щёткой, полоскать рот после еды.

Поведение за столом. Ребёнка приучают к соблюдению правил поведения во время еды: спокойно садиться за стол, есть с удовольствием, аппетитом и быть аккуратным; во время еды не класть локти на стол; жевать с закрытым ртом, не спешить, тщательно пережевывать пищу; необходимо научить бережно обращаться с хлебом и другими продуктами; правильно пользоваться столовой посудой (в том числе вилкой), не мешать другим, выходя из-за стола благодарить.

Одевание. Ребёнок пятого года жизни должен уметь одеваться и раздеваться в определённой последовательности, складывать и убирать одежду на место, различать обувь на правую и левую ногу, правильно обуваться. Следует учить ребёнка вежливо обращаться с просьбой о помощи, а также подходить к зеркалу, замечать плохой внешний вид, устранять неаккуратность; без напоминания взрослого пользоваться носовым платком.

Культура деятельности

Формирование знаний правил культуры деятельности. Детей этого возраста знакомят с основными правилами культуры деятельности, учат соблюдать их самостоятельно, без напоминания взрослого. При необходимости, напоминают ребёнку, делая соответствующие указания, стимулируя вспомнить, как необходимо поступить.

Общая деятельность и игры. Важным заданием воспитания культуры поведения ребёнка пятого года жизни является воспитание бережного отношения к игрушкам, предметам, материалам для поделок, учебных пособий. Особенное внимание нужно уделять рациональному подбору игрушек и материалов для деятельности, формировать навыки культуры пользования ими.

 В игровую зону следует добавить оборудование для игр, которые отображают разнообразную трудовую деятельность взрослых. Так в игре ребёнок сможет: постирать кукольное бельё, высушить его, сделать несложный ремонт, приготовить вкусный ужин и т.д. С пятого года жизни ребёнка можно учить сервировке стола.

Труд. Детей продолжают приучать радоваться чистоте и порядку в комнате, чистой, аккуратной одежде, учат бережно обращаться с вещами. По напоминанию взрослого ребёнок должен уметь убирать свои игрушки на место, бережно к ним относится, с любовью ухаживать за ними, радоваться, когда взрослый отремонтирует сломанную игрушку.

                                                               3.

Чтение сказок. Продолжайте формировать у детей культуру слушателей и читателей, приобщайте к книге как источнику знаний, формируйте бережное отношение к книгам, иллюстрациям. Обсуждайте вместе с детьми прочитанное.

Сон. Все необходимые навыки у детей уже, как правило, сформированы. Главное, чтобы дети не игнорировали правила, выполняли их ежедневно.

Культура общения

Со взрослыми. У детей этого возраста углубляют представления о разнице в людях (половых и возрастных), выделяя особенности их внешнего вида, одежды, рода занятий. Дошкольников учат узнавать взрослых людей в разнообразных изображениях (фото, на картинках, в скульптуре), узнавать и называть людей разных профессий. Дети должны уметь различать эмоциональные состояния, искать их причину, соответственно себя вести. К тому же, дошкольники должны знать, что обращаться к незнакомым взрослым, воспитателям необходимо на «Вы», используя вежливые формы. Кроме этого, дети должны уметь делать приятное близким, общаться с взрослыми в доброжелательном тоне, по примеру взрослых реагировать на состояние и настроение окружающих людей.

 Дети должны знать членов семьи и ближайших родственников, знать и называть родственные взаимоотношения, понимать, что все заботятся друг о друге. Необходимо развивать умение детей отвечать на вопросы о семейных отношениях. Дошкольники должны уметь отображать родственные отношения в игре.

Со сверстниками. Дошкольникам необходимо дать представление о детях разного возраста, показать половые различия, отличия в одежде, особенностях поведения, деятельности и т.п. Вместе с ребёнком научитесь запоминать имена девочек и мальчиков, обращаться уменьшительно-ласкательными именами к малышам. Приучайте ребёнка видеть и демонстрировать в повседневном поведении позитивное отношение к детям, умение делать добрые дела. Развивайте умение ребёнка видеть негативные действия детей, выделять их последствия, выражать своё отношение.

 Приучайте детей к словам вежливого обращения «пожалуйста», «извини», «спасибо» и другим. На этой основе будут формироваться партнёрские игровые взаимоотношения, дети будут приучаться договариваться друг с другом, самостоятельно решать конфликтные ситуации, планировать общую деятельность и пр. Учите детей наблюдать за проявлениями поведения сверстников, используйте возможность негативной оценки поступков самими

                                                              4.

детьми. Продолжайте формировать интерес к сверстникам, доброжелательное к ним отношение, готовность прийти на помощь. Подсказывайте возможные добрые дела и поступки относительно сверстников, упражняйте детей в культуре поведения, обсуждайте как позитивные, так и негативные ситуации поведения.