Работа с родителями. " Родительские пятницы"
В Концепции дошкольного воспитания говорится о том, что семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей.
Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского учреждения. Здесь важен принцип не параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в коде которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов, что особенно важно при подготовке детей к школе.
«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство». Слова Е.П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного учреждения и семьи.
Именно от нас, взрослых, от наших согласованных действий, умения найти точки соприкосновения, помочь друг другу в нелегком деле воспитания детей зависят личностное развитие ребенка, его психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу.
Назрела острая необходимость поиска новых подходов к взаимодействию ДОУ и семьи, основанных на интеграции, сотрудничестве и доверительности. На современном этапе важно перейти от сотрудничества как обмена информацией к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности; установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов.
Из существующих в практике работы дошкольных учреждений многообразия видов и форм работы с родителями наиболее действенными являются активные формы взаимодействия, когда родители не только зрители и наблюдатели, но и участники встреч и мероприятий.
Была найдена такая форма сотрудничества с родителями, когда они являются соратниками педагогов в процессе воспитания детей, и общение с ними строится на принципах совещательного голоса, равноправного талантливого участника. Это совместная игротека детей, педагогов и родителей «Родительские пятницы». «Родительские пятницы» можно считать и одной из форм работы по развитию речи детей.
Многие детские психологи и педагоги рассматривают совместную игру ребенка со взрослым не только как основное средство развития маленького человека, но и как инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Л.П. Бочкарева так определяет значение игры для ребенка:
. «Игра - это образец универсальной жизни детей. Она впитывает в себя многие качества других видов деятельности, формирует яркую и уникальную личность будущего взрослого человека».
«Родительские пятницы» помогают формировать у родителей правильное понимание игры в жизни ребенка как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве. Но насыщенность детской игры определяется отношением к ней взрослого. Дети с интересом, увлекательно играют у того, кто сам не утратил способности играть, сохранил детскую непосредственность, способность выдумывать и фантазировать, способность любить детей.
Творческие «Родительские пятницы» дают шанс педагогам и родителям вновь попасть в мир детства, но только в роли близких друзей, волшебников, наставников.
«Родительские пятницы» представляют собой совместную игротеку педагогов, детей, родителей, которая помогает решить несколько задач:
- организаторские (создание и сплочение родительского коллектива);
-личностно-ориентированные (связаны с самоопределением, актуализацией личной ответственности, снятием ограничений и раскрытием ресурсов родителей);
-содержательные (направлены на решение возникающих проблем);
-инструментальные (позволяющие выработать навыки анализа реальных педагогических ситуаций и способов их решения)
«Родительские пятницы» ставят своей задачей объединить усилия педагогов и родителей и обеспечить детям:
- защиту, эмоциональный комфорт;
- интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома;
- развитие основных способностей детей;
- умение общаться со сверстниками, с пониманием относиться друг к другу;
- формирование уверенности в себе и своих возможностях.
Родителям:
- радость общения с детьми;
- активное участие в жизни группы;
- приобретение опыта партнёрских отношений как со своим ребенком,
так и с педагогическим коллективом; - взгляд на мир с позиции ребёнка;
-отношение к своему ребенку как к равному себе, понимание, что недопустим его сравнивать его с другими детьми;
-возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке, готовность к эмоциональной поддержке своего ребенка.
Педагогам:
- воспитание в детях уважения к своим родителям;
- учет пожеланий и предложений родителей;
- вовлечение родителей в жизнь группы.
Результатами такой совместной деятельности могут быть:
- профилактика неврозов и невротических реакций, нарушение поведения и других проблем психологического характера;
-коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной напряженности, снижение индекса агрессивности и деструктивных форм поведения;
- развитие творческого потенциала ребенка, создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения.
- развитие речи детей.
Про ведение «Родительских пятниц» проходит в несколько этапов:
1. Подготовительный (определение теоретических вопросов, практической части мероприятия).
2. Организационный (выбор ответственных за проведение игр, дизайн предметной среды группы, подбор материалов и атрибутов к играм).
3. Собственно проведение
4. Подведение итогов: анализ мероприятия всеми участниками.
Результат проведения «Родительской пятницы» во многом зависит от подготовки. Поэтому воспитатель должен:
- осуществить подбор игр, атрибутов и материалов по выбранной теме;
- провести консультации с родителями по распределению и проведению игр;
- поупражнять детей в выполнении заданий, аналогичных, которые будут использованы на «Родительской пятнице»;
при подготовке к «Родительской пятнице» родители могут:
- вносить предложения по тематике;
- оказывать помощь в изготовлении атрибутов к играм, в оформлении предметной среды.
Структура проведения:
Первая часть мероприятия - это теоретическая. Она включает небольшое выступление ответственного педагога по проблеме.
Далее детям предлагаются игры, которые проводят родители: дидактические, развивающие, подвижные, «оздоровительные» - дыхательная гимнастика, коррекция речи и артикуляционные упражнения, пальчиковая гимнастика. Все игры объединены единой, сюжетной линией.
В конце подведение итогов. Возможно чаепитие.
После таких мероприятий родители начинают воспринимать родителей по-новому: как союзников, так как родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребенка, его деятельность, его точку зрения. У ребенка, который чувствует поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.