Становление гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста
В последнее время в педагогике, психологии и социологии наряду с понятием пол можно встретить такие понятия, как гендер, гендерная идентичность.
В категориальный аппарат психологии сравнительно недавно (1980-е годы – зарубежная психология; 1990-е годы – отечественная психология) было введено понятие «гендер». Слово «гендер» (английское gender,от лат.gens. – род) не имеет прямого аналога в русском языке. Это весьма многозначное культурологическое понятие, которое, например, в англоязычной культуральной и социальной антропологии обозначает целый комплекс явлений: распределение ролей и функций между мужчинами и женщинами в обществе, соотношение их социальных статусов, а также существующие в культуре представления о сущности и признаках маскулинности и фемининности. Однако многими исследователями была предпринята попытка изучить и раскрыть его суть.
E. Maccoby (1998) слова «гендер» и «пол» употребляет как синонимы. По образному выражению американского антрополога K.March (1999), «пол относится к гендеру, как свет к цвету. Пол и свет – естественные физические явления, допускающие объективное измерение. Гендер и цвет – исторические, культурно обусловленные категории, с помощью которых люди группируют определённые свойства, придавая им символическое значение. Хотя физиология восприятия света у людей более или менее одинакова, одни культуры и языки различают только два или три, а другие - несколько десятков и даже сотен цветов».
С одной стороны, по мнению И.С. Кона, (в психологии и сексологии) понятие «гендер» часто подразумевает любые психологические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и отличающие мужчин от женщин (то, что раньше называлось половыми свойствами и различиями). С другой стороны, оно употребляется в более узком смысле для обозначения «социального пола», имея ввиду социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества [190с].
И.С. Клециной (2002) был проведён обобщённый анализ большинства исследований понятия «гендер». Во-первых, всеми авторами подчёркивается именно социальная природа гендера в отличии от биологического пола. Гендер – это социальный конструкт. Во-вторых, социальная сущность гендера определена предписанными и воссоздаваемыми обществом нормами мужского и женского взаимодействия.
Гендерная идентичность - это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола. Необратимость половой принадлежности, по мнению ряда ученых (А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон и др.) осознается детьми примерно к 6-7 годам и сопровождается усилением гендерной дифференциации поведения и установок. Этот возраст можно рассматривать как определенный рубеж в становлении гендерной идентичности.
По данным исследований Л.И. Божович, Л.А. Венгера, В.И. Кагана, В.С. Мухиной, Т.А. Репиной и др., именно дошкольный возраст является сензитивным для развития полового сознания, формирования психологического пола. Доказано, что именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие когнитивной и эмоциональной сфер, расширение тезауруса поведенческих реакций и связанное с этим освоение картины мира ребёнком.
Недостаточное внимание к вопросам гендерного воспитания, отсутствие дифференцированного подхода к обучению и воспитанию мальчиков и девочек в дошкольном возрасте оборачивается невосполнимыми потерями в формировании психологического пола и социального поведения растущего человека. В последнее время интерес к проблеме становления гендерной идентичности детей дошкольного возраста усилился, но в практике работы дошкольных учреждений педагоги проявляют некомпетентность в решении задач гендерного воспитания дошкольников, испытывается дефицит методов и средств, связанных с теоретическим и методическим обеспечением по данной проблеме.
На необходимость по-разному выстраивать систему воспитания девочек и мальчиков в процессе занятий физической культурой, учитывая их гендерные роли, указывает О.С. Филиппова.
Сегодня, с приходом в дошкольные учреждения специалистов по физической культуре, появилась реальная возможность не декларативно, а на деле учитывать гендерные особенности детей дошкольного возраста в процессе занятий физическими упражнениями и целенаправленно формировать соответствующее полоролевое поведение.
Цель исследования состоит в изучение организационных и педагогических основ, обеспечивающих становление гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой.
Объект исследования: процесс становления гендерной идентичности старших дошкольников на занятиях физической культурой.
Предмет исследования: система занятий по физической культуре, направленная на становление гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: в своём предположении мы исходим из следующих допущений (предположений) - занятия физической культурой являются эффективным средством становления гендерной идентичности старших дошкольников при условиях:
· организация занятий физической культурой ориентирована на гендерной самопознание, на формирование «образа – Я» ребёнка-дошкольника;
· осуществления учёта гендерных особенностей старших дошкольников на физкультурных занятиях;
· разработки системы вариативной двигательной деятельности, направленной на становлений гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и общей гипотезой были поставлены следующие Задачи:
1. Описать психолого-педагогические условия становления гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста;
2. Выявить основные направления учёта гендерных особенностей старших дошкольников на занятиях физической культурой;
3. Разработать систему занятий физической культурой, направленную на становление гендерной идентичности старших дошкольников.
Методологической основой исследования является: Теория социального конструирования гендера ( К. Уэст, Д.Зиммерман). Мы также опирались на понимание гендерной идентичности как важной составляющей социальной идентичности (И.С. Кон, В.С. Мухина). Психолого - педагогические исследования по проблеме полоролевой социализации (Л.А. Арутюнова, Н.Ф. Голованова, Т.А. Репина). При изучении гендерных различий использовались теоретико-методологические положения, сформированные в работах О.А. Ворониной, Т.А. Гурко, И.С. Клециной. Концепция андрогинии С. Бем как условие эффективного развития и самореализации личности. А также, положение теории физической культуры о единстве нравственного и физического в формировании личности (А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева,, А.В.Запорожец). Исследования в области физического воспитания детей дошкольного возраста (Е.Н.Вавилова, Л.И.Пензулаева, С.О.Филиппова, 2001).
Методы исследования. При решении задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов:
1. Теоретический анализ проблемы становления гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста, история её изучения и современного состояния. Выяснение структуры и путей становления гендерной идентичности старших дошкольников на занятиях физической культурой.
2. Беседа, наблюдения для определения типа полоролевого поведения старших дошкольников; анкетирование родителей; Специально созданные ситуации выполнения гендерных ролей с позиции духовно-нравственного становления личности ребёнка-дошкольника; методика половозрастной идентификации Н.Л. Белопольской.
3. Психолого-педагогический формирующий эксперимент, направленный на становление гендерной идентичности старших дошкольников на занятиях физической культурой.
4. Методы математической обработки.
Практическая значимость состоит в разработке специальной системы занятий по физической культуре и перспективном планировании, где учитываются гендерные особенности детей; определены психолого-педагогические методы и приёмы, направленные на становление гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста. Предлагаемая система работы может быть использована воспитателями, инструкторами по физической культуре и психологом.
Используемая литература
1. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. Методическое пособие; М., 1995 - 23 с.
2. Запорожец А.В. Психолого-педагогические исследования возможностей в оптимальных условиях обучения детей шестилетнего возраста. Материалы II Всесоюз.симпоз. Тбилиси, 1974 – часть 2, 250-262 с.
3. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопр. психологии. — 2000. - №2. - 65-69.
4. Клёцина И.С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии // Вопр. психологии. - 2003. - № 1. - 61-78.
5. Кон И.С. Ребёнок и общество. М.: издательский центр «Академия», 2003 – 336 с.
6. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. – М.: Знание, 1974 – 47 с.
7. Репина Т.А. Проблемы полоролевой социализации детей. – М.: Издательство НПО «Модек», 2004 – 229 с.
8. Филиппова С.О., Пономарёва Г.Н. Теория и методика физической культуры дошкольников: Учебное пособие. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», М., ТЦ «СФЕРА» 2008. -656 с.
9. Филиппова С.О. Мир движений девочек и мальчиков: метод. Пособие / СПб.: Детство-пресс, 2001. 96 с
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_knigi.pdf | 600.42 КБ |