Психологическая готовность ребенка к школе.
Поступление ребенка в школу - качественно новый этап в развитии ребенка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые называют кризисом семи лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями
Тема: «Психологическая готовность ребенка к школе. Адаптация к школе».
Поступление ребенка в школу – серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, новому учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребенок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники. А главное - определиться со школой, в которой он будет учиться.
Но при всем уважении к родительским хлопотам можно уверенно сказать, что у будущего первоклассника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир.
Поступление ребенка в школу – качественно новый этап в развитии ребенка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые называют кризисом семи лет.
Основная симптоматика кризиза:
- потеря непосредственности;
- манерничание (ребенок что-то из себя строит, но душа закрыта);
- симптом «горькой конфеты» (ребенок не показывает, что ему плохо)
дошкольники замыкаются и становятся неуправляемыми. Возникает внутренняя жизнь. Кризис связан с осознанием своего Я в системе общественных отношений.
Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребенок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо».
Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребенка. В качестве основных проблем, с которыми ему придется столкнуться в школе, можно выделить:
- смену режима дня и питания;
-увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;
- смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован нпа опеку, похвалу и защиту);
- необходимость организовать свое рабочее место за партой;
- требования правильно реагировать на звонки с урока и на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию;
- необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;
- возможный неуспех в деятельности;
- увеличение объема интеллектуальной нагрузки.
Период адаптации к школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребенка пересмотра, а иногда и серьезной корректировки созданной им картины мира.
Главное, что необходимо ребенку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.
Причем «оценка» и «пятерка» для будущего ученика почти одно и то же. Ребенок уверен, что будет хорошим учеником, т.к. видел, что мама купила для него все самое необходимое к школе. Подобные детские надежды хранят в себе большую опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь главную роль играет информация о школе и способ ее подачи родителями и воспитателями ДОУ. Многие родители стараются создать привлекательный образ школы: « ты будешь у нас отличником», « у тебя появятся новые друзья», « учителя любят таких умненьких как ты».
Взрослые полагают, что таким образом прививают ребенку заинтересованное отношение к школе, в действительности же будущий школьник, настроенный на радостную деятельность, может надолго потерять интерес к учебе, испытав даже незначительные негативные эмоции. Причин для переживания подобных эмоций школа предоставляет предостаточно:
- неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности;
- трудности в поиске друзей среди одноклассников;
- расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и т. Д.
Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: « за такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут», « ты же двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдешь» и т. д. Такие напутствия вряд ли воодушевят ребенка.
Таким образом, исключительно позитивный и или, напротив, негативный образ школы не принесут пользы. Важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет все, если постарается.
В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка к школьному обучению.
В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребенка к школе.
Основным критерием психологической готовности к школе выступает новообразование этого возраста «внутренняя позиция школьника» - сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне.
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости:
- Интеллектуальный.
Успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он:
- обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию;
- концентрировать внимание;
- устанавливать основные связи между явлениями;
- логическое запоминание;
- умение воспринимать речь;
-развитие речи самого ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения;
- умение воспроизводить образец;
- развитие тонких движений рук для освоения письма.
- Эмоциональный.
Об эмоциональной зрелости говорят:
- уменьшение импульсивных реакций, т.е. произвольная регуляция психической деятельности. На начальном этапе ребенку трудно справиться с учебной нагрузкой. Ребенок еще зависим от посторонних раздражителей, он отвлекается. Взрослые нередко расценивают это как непослушание. Ребенок еще не умеет и не знает как удержать себя, поскольку анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга, которые отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам.
- возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.
- Социальный аспект.
О социальной зрелости свидетельствуют:
- потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;
- способность выполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
- определенный уровень мотивационного развития ребенка к обучению в школе.
Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть не сформировано положительное отношение к школе, мотивация к школьному обучению. Это несоответствие отмечают и учителя школ.
В связи с этим нами был разработан долгосрочный проект «Скоро в школу!». Участниками проекта стали дети, воспитателями и родители, учитель начальных классов.
Основная цель проекта – воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы. Исходя из этого, были сформулированы следующие задачи:
- Знакомство детей со школой (зданием школы, школьной библиотекой) и профессией учителя;
- Создание предметно - развивающей среды для ознакомления воспитанников со школой (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, наглядный материал, художественная литература по теме);
- Экскурсия с детьми в школу;
- Работа с родителями: выставка поделок «Школьные принадлежности», выпуск газеты, семинар – практикум «Игры для подготовки детей к школе», семинар-практикум совместно с логопедом, анкетирование.