Статья на тему: «Организация работы в МКОУ по внедрению в практику работы здоровья формирующих технологий»

Кудряшова Юлия Вячеславовна

 

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Необходимость комплексного подхода к организации здоровье формирующее пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому, понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского дома целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровье формирующее пространства, ищет новые современные методы и приемы валеологического воспитания дошкольников, использует в работе передовой опыт. Стараемся органически соединить между собой все элементы комплекса:

  1. Образовательного
  2. Физкультурно-оздоровительного 
  3. Медико-профилактического
  4. Психологического

Из выше указанного вытекают основные направления создания здоровье формирующего пространства в детскому доме:

  1. Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
  2. Физическое воспитание
  3. Организация лечебно-профилактической работы с детьми
  4. Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском доме

Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но и рядовые работники дошкольного учреждения. Основными документами для нас являются: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164, и основными положениями Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655.    

Работа с нормативными документами отражена в годовом плане МКОУ и календарных планах работы педагогов. Педагоги владеют знаниями программных задач по разделу «Охрана здоровья и физическое развитие» и требований СанПиН. ДОУ, как первое звено непрерывного валеологического образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Педагоги используют такие формы валеологического воспитания, как: занятие, беседа, игры, игровые упражнения, художественная литература, кружковая работа, индивидуальная работа, уроки здоровья, неделя здоровья. Педагоги подходят к обучению комплексно, используя разные эффективные методы: музыкальные, изобразительные, хореографические, физкультурные, художественные, литературные и др. Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и индивидуальную деятельность детей и педагога. Результатом обучения и воспитания дошкольников являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций. Планирование задач удобно проводить по следующей схеме:

  • формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
  • воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • развитие мотивационных установок по профилактике болезней, в том числе выявление особенностей нервно-психического здоровья и развития детей;
  • совершенствование практических навыков здорового образа жизни.

     Цели предполагают разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.

     Первым шагом для физического развития и оздоровления ребенка стало создание условий в МКОУ, т.е. здоровье формирующей среды. В детском доме организованы: физкультурный зал, оснащенный необходимым инвентарем, оборудованием, физкультурные зоны в групповых комнатах, спортплащадка для занятий на улице, медицинский кабинет, музыкальный зал. В приемной каждой группы имеются «Уголки здоровья», «Уголки безопасности», где воспитатели помещают не только рекомендации по укреплению здоровья детей и охране жизни детей, но и извлечения из СанПиН и методические рекомендации. 

 Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и . Обязательным условием правильного воспитания (И.П. Павлов) является режим дня. Приучать к определенному режиму дня ребенка необходимо с младенчества. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное состояние детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и беспокойно спят.

Вопросам организации режима дня в МКОУ, где дети проводят продолжительное время, неслучайно уделяется особое внимание.

Во всех возрастных группах ежедневно проводится утренняя гимнастика, оздоровительные процедуры, основу которых составляет формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей. Утренняя гимнастика способствует укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем воспитанников и в то же время создает бодрое жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

     При организации приема пищи детьми обеспечивается своеобразная интеграция культурно-гигиенических навыков, дежурства (трудовой деятельности), освоение правил поведения за столом. Такого рода интеграцию можно рассматривать как формирование основ культуры здоровья у детей, которая представляет следующие образовательные области: «Здоровье», «Безопасность» и т.д.

     В процессе ежедневного завтрака в отведенное на это время в режиме дня у детей вырабатывается определенный физиологический стереотип, способствующий энергетическому подъему и подготовке организма к интеллектуальным и физическим нагрузкам, которые необходимы для полноценного развития.

     Непосредственно образовательная деятельность осуществляется с учетом тематического планирования и интеграции образовательных областей.

Следующим этапом режима дня является прогулка – уникальная возможность не только оздоровить детей, но и снять утомление, статическую напряженность. Наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр эстафет и соревнований. Для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания и перелезания. Затраченное на прогулку время четко регламентировано требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 (4-4,5 ч в день). В режиме дня МКОУ предусмотрено достаточное время для пребывания детей на свежем воздухе. Прогулку организуем дважды в день: в первой половине – до обеда и во второй – после дневного сна или перед уходом детей домой.

     В процессе подготовки к обеду и  проведения обеда, дети закрепляют или получают навыки гигиены, выполнения поручений и дежурства. После приема пищи дети начинают готовится ко сну. Подготовка ко сну, организация сна – важный режимный момент в МКОУ. Еще И.П. Павловым было отмечено, что во время сна в организме восстанавливается физиологическое равновесие. Причем, по мнению ученого оно не может быть достигнуто другими средствами и способами. Сон – основной источник восстановления сил, затраченных детьми в первой половине дня. Затем в режиме дня МКОУ отведено время для постепенного пробуждения и оздоровительных мероприятий после сна.

Во второй половине дня режим дня предусматривает самостоятельную игровую или совместную деятельность, подгрупповую коррекционную работу, которую проводит воспитатель группы по рекомендациям учителя логопеда, а также осуществляется кружковая работа и индивидуальная. Подготовка к прогулке и проведение самой прогулки с детьми в завершение дня – неотъемлемая часть оздоровительной работы МКОУ. При тесном взаимодействии с воспитателем выполнение режима дня позволяет адаптировать ребенка к образовательному, развивающему и оздоровительному процессам.

     В здоровье формирующее пространстве детского сада особое, самое важное место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы детского сада. Объем двигательной активности детей в течение дня соответствует возрастным требованиям. Разнообразие форм двигательной активности обеспечивается подвижными играми, двигательными заданиями на прогулке, физическими упражнениями на занятиях и самостоятельной игровой и двигательной активности во второй половине дня. Педагогами соблюдается соотношение статических и динамических нагрузок. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка, в это время проходят занятия. Занятия требуют от детей длительного напряжения, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс я включаю оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.

Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

  1. Традиционные
  2. Игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.
  3. Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например: «Экскурсия в весенний лес».
  4. Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла», или с одним предметом «Поиграй со мною, мяч».
  5. Занятия – тренировки это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
  6. Занятия – зачеты для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год).
  7. Спортивные праздники, урок здоровья, дни здоровья, неделя здоровья, досуги.

   

     Организация лечебно-профилактической работы с детьми направлена на укрепление здоровья ослабленных детей, гармоничное развитие физических качеств – быстроту, выносливость, выработку правильной осанки, повышению устойчивости организма. Основная задача лечебно-профилактической работы укрепить организм ребенка, повысить иммунитет. Медико-профилактическая работа – это организация полноценного питания, соблюдение санэпидрежима (режим проветривания, влажной уборки) витаминотерапия (поливитамины т.к. ревит, аскорбиновая кислота), витаминизация третьего блюда, лук, чеснок. В детском саду проводится коррекционная работа по профилактике плоскостопия и формированию осанки. Дети выполняют упражнения на улучшение осанки, укрепление мышц позвоночника, стопы, двигательного аппарата. С часто болеющими детьми инструктор по физкультуре еженедельно проводит дыхательную гимнастику. Цель – научить детей дыханию через нос, профилактике заболеваний верхних дыхательных путей. Подобран комплекс упражнений для каждого вида коррекционной работы в котором, учитываются особенности и степень нагрузки. Упражнения включаются в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна, во время прогулки. Важная роль в лечебно-профилактической работе отводится обучению детей самомассажу. Дети владеют простейшими приемами самомассажа (поглаживание, разминание, растирание, потряхивание). Самомассаж оказывает влияние на обменные процессы, побуждает к активности.

     Для проведения лечебно-профилактической работы в МКОУ имеется физкультурное оборудование, спортивный инвентарь, а также нестандартное оборудование. Для профилактики плоскостопия используются ребристые дорожки, игровые дорожки «след в след», «сухой бассейн», массажные мячи. Для дыхательной гимнастики подобраны разнообразные пособия, меняющиеся в зависимости от времени года и темы, соответствующие возрасту детей, обеспечивающие развитие речевого дыхания и верхних дыхательных путей. Используются раздаточные изделия из бумаги, вертушки и др. Имеется комплекс упражнений для физкультминуток и пальчиковых игр, атрибуты для подвижных игр.

     Особое внимание уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости, содействующих созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

  1. Соблюдение температурного режима согласно СанПиН.
  2. Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов
  3. Соблюдение сезонной одежды
  4. Облегченная одежда
  5. Гимнастика после сна
  6. «Солевые дорожки»
  7. Мытье прохладной водой рук по локоть
  8. Летом ходьба босиком по спортивной площадке
  9. Солнечные и воздушные ванны в летний период
  10. Самомассаж
  11. Витаминотерапия

     Серьезное внимание педагоги уделяют созданию условий для эмоционального благополучия, комфорта, психологической безопасности детей во время пребывания их в детском доме. Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребенку. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных и спальных комнат, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке. В группах созданы зоны уединения для снятия эмоциональной напряженности («Домик», уголки по интересам). Воспитатели широко используют арттерапию. Арттерапия способствует успешной адаптации детей в коллективе, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Причем специальные медицинские знания для этого не требуются. Основными направлениями этой технологии являются:

  1. музыкотерапия, танцетерапия;
  2. изотерапия;
  3. библиотерапия.  

     Наиболее продуктивными являются музыкальные виды деятельности. Дети, проявляя активность в разных видах музыкальной деятельности (в слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, пении, танцах), получают эмоциональное удовлетворение и радость от общения с прекрасным. В изобразительной деятельности дети активно проявляют свои творческие возможности, демонстрируют в своих рисунках разнообразие, расширяют цветовую гамму, выражают свое настроение, чувства. Важное значение имеет библиотерапия. Дети с большим желанием слушают сказки, рассказы, сопереживают героям, участвуют в драматизации сказок, проявляя фантазию, выдумку.

     Развивающая среда, современное дидактическое и игровое оборудование, зимний сад, цветники, огород дают массу положительных эмоций, душевное равновесие.

В детском доме создана логопедическая служба. Логопед проводят групповые и индивидуальные занятия по исправлению дефектов речи. Эти занятия способствуют улучшению психического самочувствия детей. Как правило речевые нарушения не возникают на фоне полного здоровья. Нарушение речи отражается на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения. Именно по этому коррекционная работа способствует не только исправлению речевых нарушений но и оздоровлению всего организма ребенка. Эти задачи решаются логопедом в тесном контакте с воспитателями и другими специалистами на всех занятиях проводится дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, постепенно включается в занятия самомассаж языка, лица, рук. Обязательно используются физминутки в т.ч. и с мячом, гимнастика для глаз, паузы для релаксации. Обращается внимание на осанку детей (сидя, стоя) в ходе занятий и вне их. Все занятия проходят в игровой форме т.к. игра является ведущей деятельностью в этом возрасте. Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. Для этого мы используем различные формы работы:

  1. Семинары: «Формирование интереса у детей к двигательной активности», «Как воспитать ребенка валеологически культурным?», «Эмоциональное благополучие ребенка в МКОУ»
  2. Консультации: «Особенности организации утренней гимнастики», «Использование природных факторов в укреплении здоровья детей», «Лето,  ребенок»
  3.  Ежегодно «День здоровья», занятия здоровья «В гостях у Витаминки», «Носики-курносики», неделя здоровья «Физкульт-Ура!»,  спортивное развлечение «Мы - спортсмены» и другое.
  4. Педсоветы: «Формирование здоровье формирующей среды в МКОУ», «Быть здоровым с детства», «Формирование у детей навыков безопасного поведения».

     Проводится анализ, контроль, совместные обсуждения и систематизация результатов. Контроль состоит из тематических и оперативных проверок: «Использование здоровье формирующих технологий при проведении режимных моментов», «Двигательная активность детей на прогулке зимой», «Безопасное поведение детей на дорогах». По результатам контроля можно наметить направления оптимизации работы по формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни в условиях МКОУ. Работа по программе «ОБЖ» Р.Б. Стеркиной, Н.Н. Авдеевой является системой развивающих заданий для ребенка и вместе с тем руководством для взрослого по взаимодействию с детьми. Задания предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, тренинги, занятия, беседы) направлены на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.

Таким образом, одним из основных условий в укреплении здоровья дошкольников является теснейшее сотрудничество педагогов, психологов, медиков и детей

 В начале каждого учебного года заполняются листы здоровья, проводится диагностика состояния здоровья детей, а также 2 раза в год диагностика физического развития дошкольников.  

     Таким образом, накопленный опыт позволил выстроить систему создания здоровье сберегающей среды в МКОУ, которая дает возможность обогатить содержание воспитательно - образовательного процесса, сделать его эффективным, повысить качество образования в целом. У детей появился устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям. Они имеют возможность применять полученные знания на практике, проявлять творчество, активность и инициативность. Прослеживается динамика темпов улучшения физических качеств детей. Так, гиперактивные дети стали качественнее выполнять двигательные задания, учатся управлять своим поведением. У малоподвижных детей появился интерес к спортивным играм и упражнениям, возникло желание участвовать в коллективных соревнованиях, улучшились показатели физической подготовленности. Снизилась заболеваемость, укрепилось здоровье детей. Индекс здоровья увеличился 14,4% в 2010г. и 15,0% в 2011г. (0,6%)

     Педагогами разработаны материалы по обучению дошкольников оздоровительно-развивающим технологиям.

Перспектива работы по данной проблеме:

  1. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний, за счет реализации индивидуального подхода к каждому воспитаннику и системы оздоравливающих мероприятий.
  2. Совершенствование системы физического воспитания на основе внедрения новых методик и технологий.
  3. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.
  4. Улучшение материально-технической базы:
    • Обновление и пополнение физкультурного оборудования
    • Дополнить и обновить медоборудование 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_sbereg._tehnologii.docx33.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                    « Специальный ( коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Статья на тему:

 «Организация работы в  МКОУ по внедрению в практику работы здоровья формирующих технологий»

 .

Кашира

2011г.

декабрь

Кудряшова Ю.В.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Необходимость комплексного подхода к организации здоровье формирующее пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому, понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского дома целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровье формирующее пространства, ищет новые современные методы и приемы валеологического воспитания дошкольников, использует в работе передовой опыт. Стараемся органически соединить между собой все элементы комплекса:

  1. Образовательного
  2. Физкультурно-оздоровительного  
  3. Медико-профилактического
  4. Психологического

Из выше указанного вытекают основные направления создания здоровье формирующего пространства в детскому доме:

  1. Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
  2. Физическое воспитание
  3. Организация лечебно-профилактической работы с детьми
  4. Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском доме

Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но и рядовые работники дошкольного учреждения. Основными документами для нас являются: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164, и основными положениями Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655.    

Работа с нормативными документами отражена в годовом плане МКОУ и календарных планах работы педагогов. Педагоги владеют знаниями программных задач по разделу «Охрана здоровья и физическое развитие» и требований СанПиН. ДОУ, как первое звено непрерывного валеологического образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Педагоги используют такие формы валеологического воспитания, как: занятие, беседа, игры, игровые упражнения, художественная литература, кружковая работа, индивидуальная работа, уроки здоровья, неделя здоровья. Педагоги подходят к обучению комплексно, используя разные эффективные методы: музыкальные, изобразительные, хореографические, физкультурные, художественные, литературные и др. Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и индивидуальную деятельность детей и педагога. Результатом обучения и воспитания дошкольников являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций. Планирование задач удобно проводить по следующей схеме:

  1. формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
  2. воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  3. развитие мотивационных установок по профилактике болезней, в том числе выявление особенностей нервно-психического здоровья и развития детей;
  4. совершенствование практических навыков здорового образа жизни.

     Цели предполагают разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.

     Первым шагом для физического развития и оздоровления ребенка стало создание условий в МКОУ, т.е. здоровье формирующей среды. В детском доме организованы: физкультурный зал, оснащенный необходимым инвентарем, оборудованием, физкультурные зоны в групповых комнатах, спортплащадка для занятий на улице, медицинский кабинет, музыкальный зал. В приемной каждой группы имеются «Уголки здоровья», «Уголки безопасности», где воспитатели помещают не только рекомендации по укреплению здоровья детей и охране жизни детей, но и извлечения из СанПиН и методические рекомендации.  

 Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и . Обязательным условием правильного воспитания (И.П. Павлов) является режим дня. Приучать к определенному режиму дня ребенка необходимо с младенчества. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное состояние детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и беспокойно спят.

Вопросам организации режима дня в МКОУ, где дети проводят продолжительное время, неслучайно уделяется особое внимание.

Во всех возрастных группах ежедневно проводится утренняя гимнастика, оздоровительные процедуры, основу которых составляет формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей. Утренняя гимнастика способствует укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем воспитанников и в то же время создает бодрое жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

     При организации приема пищи детьми обеспечивается своеобразная интеграция культурно-гигиенических навыков, дежурства (трудовой деятельности), освоение правил поведения за столом. Такого рода интеграцию можно рассматривать как формирование основ культуры здоровья у детей, которая представляет следующие образовательные области: «Здоровье», «Безопасность» и т.д.

     В процессе ежедневного завтрака в отведенное на это время в режиме дня у детей вырабатывается определенный физиологический стереотип, способствующий энергетическому подъему и подготовке организма к интеллектуальным и физическим нагрузкам, которые необходимы для полноценного развития.

     Непосредственно образовательная деятельность осуществляется с учетом тематического планирования и интеграции образовательных областей.

Следующим этапом режима дня является прогулка – уникальная возможность не только оздоровить детей, но и снять утомление, статическую напряженность. Наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр эстафет и соревнований. Для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания и перелезания. Затраченное на прогулку время четко регламентировано требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 (4-4,5 ч в день). В режиме дня МКОУ предусмотрено достаточное время для пребывания детей на свежем воздухе. Прогулку организуем дважды в день: в первой половине – до обеда и во второй – после дневного сна или перед уходом детей домой.

     В процессе подготовки к обеду и  проведения обеда, дети закрепляют или получают навыки гигиены, выполнения поручений и дежурства. После приема пищи дети начинают готовится ко сну. Подготовка ко сну, организация сна – важный режимный момент в МКОУ. Еще И.П. Павловым было отмечено, что во время сна в организме восстанавливается физиологическое равновесие. Причем, по мнению ученого оно не может быть достигнуто другими средствами и способами. Сон – основной источник восстановления сил, затраченных детьми в первой половине дня. Затем в режиме дня МКОУ отведено время для постепенного пробуждения и оздоровительных мероприятий после сна.

Во второй половине дня режим дня предусматривает самостоятельную игровую или совместную деятельность, подгрупповую коррекционную работу, которую проводит воспитатель группы по рекомендациям учителя логопеда, а также осуществляется кружковая работа и индивидуальная. Подготовка к прогулке и проведение самой прогулки с детьми в завершение дня – неотъемлемая часть оздоровительной работы МКОУ. При тесном взаимодействии с воспитателем выполнение режима дня позволяет адаптировать ребенка к образовательному, развивающему и оздоровительному процессам.

     В здоровье формирующее пространстве детского сада особое, самое важное место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы детского сада. Объем двигательной активности детей в течение дня соответствует возрастным требованиям. Разнообразие форм двигательной активности обеспечивается подвижными играми, двигательными заданиями на прогулке, физическими упражнениями на занятиях и самостоятельной игровой и двигательной активности во второй половине дня. Педагогами соблюдается соотношение статических и динамических нагрузок. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка, в это время проходят занятия. Занятия требуют от детей длительного напряжения, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс я включаю оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.

Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

  1. Традиционные
  2. Игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.
  3. Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например: «Экскурсия в весенний лес».
  4. Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла», или с одним предметом «Поиграй со мною, мяч».
  5. Занятия – тренировки это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
  6. Занятия – зачеты для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год).
  7. Спортивные праздники, урок здоровья, дни здоровья, неделя здоровья, досуги.

   

     Организация лечебно-профилактической работы с детьми направлена на укрепление здоровья ослабленных детей, гармоничное развитие физических качеств – быстроту, выносливость, выработку правильной осанки, повышению устойчивости организма. Основная задача лечебно-профилактической работы укрепить организм ребенка, повысить иммунитет. Медико-профилактическая работа – это организация полноценного питания, соблюдение санэпидрежима (режим проветривания, влажной уборки) витаминотерапия (поливитамины т.к. ревит, аскорбиновая кислота), витаминизация третьего блюда, лук, чеснок. В детском саду проводится коррекционная работа по профилактике плоскостопия и формированию осанки. Дети выполняют упражнения на улучшение осанки, укрепление мышц позвоночника, стопы, двигательного аппарата. С часто болеющими детьми инструктор по физкультуре еженедельно проводит дыхательную гимнастику. Цель – научить детей дыханию через нос, профилактике заболеваний верхних дыхательных путей. Подобран комплекс упражнений для каждого вида коррекционной работы в котором, учитываются особенности и степень нагрузки. Упражнения включаются в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна, во время прогулки. Важная роль в лечебно-профилактической работе отводится обучению детей самомассажу. Дети владеют простейшими приемами самомассажа (поглаживание, разминание, растирание, потряхивание). Самомассаж оказывает влияние на обменные процессы, побуждает к активности.

     Для проведения лечебно-профилактической работы в МКОУ имеется физкультурное оборудование, спортивный инвентарь, а также нестандартное оборудование. Для профилактики плоскостопия используются ребристые дорожки, игровые дорожки «след в след», «сухой бассейн», массажные мячи. Для дыхательной гимнастики подобраны разнообразные пособия, меняющиеся в зависимости от времени года и темы, соответствующие возрасту детей, обеспечивающие развитие речевого дыхания и верхних дыхательных путей. Используются раздаточные изделия из бумаги, вертушки и др. Имеется комплекс упражнений для физкультминуток и пальчиковых игр, атрибуты для подвижных игр.

     Особое внимание уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости, содействующих созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

  1. Соблюдение температурного режима согласно СанПиН.
  2. Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов
  3. Соблюдение сезонной одежды
  4. Облегченная одежда
  5. Гимнастика после сна
  6. «Солевые дорожки»
  7. Мытье прохладной водой рук по локоть
  8. Летом ходьба босиком по спортивной площадке
  9. Солнечные и воздушные ванны в летний период
  10. Самомассаж
  11. Витаминотерапия

     Серьезное внимание педагоги уделяют созданию условий для эмоционального благополучия, комфорта, психологической безопасности детей во время пребывания их в детском доме. Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребенку. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных и спальных комнат, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке. В группах созданы зоны уединения для снятия эмоциональной напряженности («Домик», уголки по интересам). Воспитатели широко используют арттерапию. Арттерапия способствует успешной адаптации детей в коллективе, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Причем специальные медицинские знания для этого не требуются. Основными направлениями этой технологии являются:

  1. музыкотерапия, танцетерапия;
  2. изотерапия;
  3. библиотерапия.  

     Наиболее продуктивными являются музыкальные виды деятельности. Дети, проявляя активность в разных видах музыкальной деятельности (в слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, пении, танцах), получают эмоциональное удовлетворение и радость от общения с прекрасным. В изобразительной деятельности дети активно проявляют свои творческие возможности, демонстрируют в своих рисунках разнообразие, расширяют цветовую гамму, выражают свое настроение, чувства. Важное значение имеет библиотерапия. Дети с большим желанием слушают сказки, рассказы, сопереживают героям, участвуют в драматизации сказок, проявляя фантазию, выдумку.

     Развивающая среда, современное дидактическое и игровое оборудование, зимний сад, цветники, огород дают массу положительных эмоций, душевное равновесие.

В детском доме создана логопедическая служба. Логопед проводят групповые и индивидуальные занятия по исправлению дефектов речи. Эти занятия способствуют улучшению психического самочувствия детей. Как правило речевые нарушения не возникают на фоне полного здоровья. Нарушение речи отражается на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения. Именно по этому коррекционная работа способствует не только исправлению речевых нарушений но и оздоровлению всего организма ребенка. Эти задачи решаются логопедом в тесном контакте с воспитателями и другими специалистами на всех занятиях проводится дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, постепенно включается в занятия самомассаж языка, лица, рук. Обязательно используются физминутки в т.ч. и с мячом, гимнастика для глаз, паузы для релаксации. Обращается внимание на осанку детей (сидя, стоя) в ходе занятий и вне их. Все занятия проходят в игровой форме т.к. игра является ведущей деятельностью в этом возрасте. Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. Для этого мы используем различные формы работы:

  1. Семинары: «Формирование интереса у детей к двигательной активности», «Как воспитать ребенка валеологически культурным?», «Эмоциональное благополучие ребенка в МКОУ»
  2. Консультации: «Особенности организации утренней гимнастики», «Использование природных факторов в укреплении здоровья детей», «Лето,  ребенок»
  3.  Ежегодно «День здоровья», занятия здоровья «В гостях у Витаминки», «Носики-курносики», неделя здоровья «Физкульт-Ура!»,  спортивное развлечение «Мы - спортсмены» и другое.
  4. Педсоветы: «Формирование здоровье формирующей среды в МКОУ», «Быть здоровым с детства», «Формирование у детей навыков безопасного поведения».

     Проводится анализ, контроль, совместные обсуждения и систематизация результатов. Контроль состоит из тематических и оперативных проверок: «Использование здоровье формирующих технологий при проведении режимных моментов», «Двигательная активность детей на прогулке зимой», «Безопасное поведение детей на дорогах». По результатам контроля можно наметить направления оптимизации работы по формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни в условиях МКОУ. Работа по программе «ОБЖ» Р.Б. Стеркиной, Н.Н. Авдеевой является системой развивающих заданий для ребенка и вместе с тем руководством для взрослого по взаимодействию с детьми. Задания предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, тренинги, занятия, беседы) направлены на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.

Таким образом, одним из основных условий в укреплении здоровья дошкольников является теснейшее сотрудничество педагогов, психологов, медиков и детей

 В начале каждого учебного года заполняются листы здоровья, проводится диагностика состояния здоровья детей, а также 2 раза в год диагностика физического развития дошкольников.  

     Таким образом, накопленный опыт позволил выстроить систему создания здоровье сберегающей среды в МКОУ, которая дает возможность обогатить содержание воспитательно - образовательного процесса, сделать его эффективным, повысить качество образования в целом. У детей появился устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям. Они имеют возможность применять полученные знания на практике, проявлять творчество, активность и инициативность. Прослеживается динамика темпов улучшения физических качеств детей. Так, гиперактивные дети стали качественнее выполнять двигательные задания, учатся управлять своим поведением. У малоподвижных детей появился интерес к спортивным играм и упражнениям, возникло желание участвовать в коллективных соревнованиях, улучшились показатели физической подготовленности. Снизилась заболеваемость, укрепилось здоровье детей. Индекс здоровья увеличился 14,4% в 2010г. и 15,0% в 2011г. (0,6%)

     Педагогами разработаны материалы по обучению дошкольников оздоровительно-развивающим технологиям.

Перспектива работы по данной проблеме:

  1. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний, за счет реализации индивидуального подхода к каждому воспитаннику и системы оздоравливающих мероприятий.
  2. Совершенствование системы физического воспитания на основе внедрения новых методик и технологий.
  3. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.
  4. Улучшение материально-технической базы:  
  1. Обновление и пополнение физкультурного оборудования
  2. Дополнить и обновить медоборудование